Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование физической культуры младших школьников

Педагогика
Препринт статьи
01.12.2025
Поделиться
Аннотация
Автор статьи приводит определение физической культуры и историческую справку по теме. В статье доказывается ценность высокой физической активности школьников, ее положительное влияние на здоровье и формирование личности ученика, а также роль учителя в этом. Автор статьи описывает структуру занятий физической культуры младших школьников на основе собственного педагогического опыта и дает рекомендации для формирования нормальной физической активности в повседневной жизни учеников. В рамках научной статьи автором изучены новые эффективные методы по формированию физической культуры, новые методы адаптированы для применения на занятиях с младшими школьниками (цифровые технологии, трекеры, генераторы видео, нейросети).
Библиографическое описание
Черкезян, М. А. Формирование физической культуры младших школьников / М. А. Черкезян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130841.


Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Введение

Значительную часть времени в школе ученики проводят сидя за партой, на уроках физическая активность школьников минимальна. В рамках учебной деятельности развиваются умственные способности, приобретаются необходимые навыки — младшие школьники учатся читать, считать, познают окружающий мир и занимаются творчеством. Высокая физическая активность учеников характерна для уроков физкультуры. Несколько занятий физкультуры в неделю достаточно для формирования минимума физической подготовки школьника. Но учитывая современный образ жизни учеников, необходимо формирование ценностей здорового образа жизни и комплексной, регулярной физической активности. Ведь свободное время большинство учеников проводят спокойно — за просмотром тв-передач или компьютерными играми, за занятиями интеллектуальной деятельностью (дополнительные уроки по иностранным языкам, ИТ-школы, музыкальные или художественные кружки), а занятия профессиональным спором выбирают менее 20 % школьников. Спортивные секции становятся доступнее и популярнее, но ценность регулярной физической активности, здоровые привычки (например, зарядка) не имеют широкого распространения среди младших школьников. Поэтому уроки физкультуры для учеников очень важны не только в контексте образовательной программы, но и для формирования здорового образа жизни, положительного отношения к физической активности, все это необходимо для комплексного и всестороннего формирования личности.

Основная часть

Термин «Физическая культура» в методической и научной литературе трактуется различно. В научной литературе физическая культура рассматривается в широком смысле. Например, профессор Евсеев Ю. И., ученый с многолетней педагогической практикой в сфере физической культуры, спорта и туризма, в методическом пособии для педагогов характеризует понятие физической культуры так: «Физическая культура — это составляющая от общей культуры личности, которая включает в себя активную физическую деятельность, овладение физическими упражнениями, а также полноценное физическое развитие и принятие ценностей здорового образа жизни». В рамках данной статьи мы будем следовать данному широкому определению физической культуры, но также дадим более конкретную характеристику. Физическая культура — учебный предмет, задачей которого является физическое воспитание школьников, их овладение комплексом упражнений для совершенствования физической подготовки, а результатом высокой физической культуры младшего школьника можем считать его уровень овладения конкретными навыками из дисциплины, овладение правильной техникой выполнения упражнений, соответствие нормативам физической активности, понимание ценности здорового образа жизни.

В методической литературе синонимично физической культуре используется понятие физическое воспитание, которое понимается как процесс обучения физическим упражнениям, с целью совершенствования физических способностей человека, с целью развития выносливости, силы, ловкости, гибкости. К физическому воспитанию относят освоение некоторых спортивных игр, а также изучение теории физической культуры и здорового образа жизни.

Обозначим цели, которые могут быть достигнуты педагогом на уроках физкультуры младших школьников:

— Развитие физических качеств школьников (силы, быстроты, гибкости).

— Овладение двигательной культурой (выработка способности к сложным двигательным координациям, к эффективному самоконтролю и управлению движениями).

— Укрепление мышц и содействие в исправлении нарушений осанки учеников, поддержание нормального веса школьников.

— Воспитание силы воли и выносливости.

В древние времена греки и римляне разработали четкие системы физической подготовки, чтобы быть готовыми к войне и сочетать образ мышления стратега с сильным и здоровым телом [2, c.89]. Подходы к развитию физической подготовки человека, которые применяем сегодня, зародились в конце XIX века в Европе и были популяры в Германии, Швейцарии и Англии. Сегодня в России стандарты обучения школьников совершенствуются, улучшается оснащенность школ спортивным инвентарем, тренажерами и оборудованием. Например, в городах-миллионниках строятся школы с бассейнами и стадионами. Это дает возможность для популяризации индивидуальных видов спорта, такие как плавание, легкая атлетика и групповых видов спорта — футбол, волейбол, баскетбол.

В соответствии с требованиями ФГОС, структура занятий физкультуры состоит из трех этапов: разминка, основная часть, восстановление. Этот подход оптимален для формирования привычек физической активности, ведь двигательную активность в свободное время тоже нужно начинать с разминки, а после подвижных игр или зарядки необходимо восстановить дыхание, отдохнуть.

— На первом этапе в рамках урока физической культуры выполняются простые упражнения. Физическая активность направлена на разогрев мышц, на проработку суставов рук, ног, шейного отдела, спины. Разминка может проводиться индивидуально или в группах, но всегда под контролем педагога. На этом этапе интенсивность упражнений постепенно повышается, а завершается данная часть урока такой физической активностью, как бег, прыжки и др.

— Во второй части урока отрабатываются новые упражнения из таких разделов физической культуры как гимнастика, атлетика, а также изучаются и практикуются спортивные игры. Педагогу необходимо в рамках уроков физической культуры познакомить учащихся с различными спортивными играми. Задача состоит в том, чтобы помочь ученику найти спортивную игру, в которой он сможет развить свой потенциал, или определить роль в спортивной игре, где ученик реализует свои способности. [6, с. 48]. Подвижные и спортивные игры на уроках физкультуры развивают коммуникативные компетенции школьников, совершенствуют навыки командной работы и учебного сотрудничества. А спортивные успехи учеников положительно влияют на самооценку.

— В заключительной части обычно проводятся упражнения на восстановление дыхания, подводятся итоги урока, могут обсуждаться новости спорта или история физической культуры, спортивных игр и т. д. Можно использовать время в конце урока для закрепления теоретических знаний по анатомии человека, обсуждать здоровый образ жизни.

Кроме уроков физической культуры, в рамках обучения младших школьников педагогом могут проводиться внеурочные физкультурно-оздоровительные мероприятия, физкультурно-массовые и спортивные соревнования.

Необходимость формирования физической культуры учеников младших классов заключается в борьбе с их малоподвижным образом жизни, ведь занятия побуждают к высокой физической активности, ученики за подвижными или спортивными играми не замечают, как летит время, они с интересом играют, общаются и достигают результатов и спортивных побед. Далее, на выходных и во внеучебное время школьники могут вместе играть и активно проводить время на свежем воздухе, тем самым полезно проводить время для своего здоровья. А еще физическая спортивная активность позволяет снизить напряженность, зажатость мышц тела, избежать накопленного переутомления от умственной деятельности. Формирование физической культуры — это поддержание здоровья и иммунитета.

В рамках данной статьи считаем уместным рассмотреть влияние физической культуры на здоровье младших школьников. Регулярные занятия физической культуры могут значительно улучшить сердечно-сосудистое здоровье учеников. Такие упражнения как бег, прыжки, плавание увеличивают частоту сердечных сокращений — эти упражнения тренируют сердечно-сосудистую систему. В результате, сердце становится сильнее, эффективнее доставляет кислород и питательные вещества к нужным органами. Крепкая сердечно-сосудистая система — это улучшенный обмен веществ и высокий уровень энергии, и например, отсутствие сильной отдышки при решении бытовых задач (например, подняться на третий этаж и др.), отсутствие головной боли при физических нагрузках, стабильное артериальное давление и т.д [7, с. 91]. Сила, которая приобретается при грамотной тренировке мышц, также необходима для решения повседневных задач (принести пакет с продуктами из магазина, донести тяжелый портфель в школу и др.)

Уроки физкультуры улучшают когнитивные функции и развивают умственные способности. Вот несколько фактов, которые доказывают положительное влияние физической активности на здоровье.

— Физические упражнения увеличивают приток крови к мозгу, что способствует росту нейронных связей между клетками. Простыми словами, физическая активность помогает более эффективно запоминать информацию.

— Спортивные и подвижные игры способствуют развитию логики и повышают скорость реакции, развивают критическое мышление и формируют навыки командной работы. Это поможет школьнику и в рамках повседневной жизни. [9, с. 67]. Например, футбол требует стратегии, эффективных действий от каждого члена команды в соответствии с его ролью, игра требует быстрой реакции, учит эффективному сотрудничеству. Полученный опыт в данной игре доказывает важность командной работы не только для достижения успеха на футбольном поле, но и за его пределами [10, с. 66].

В рамках учебной деятельности автором статьи применяются следующие подходы по формированию физической культуры младших школьников, а также данные примеры помогут сформировать привычки здорового образа жизни.

Зарядка — комплекс простых физических упражнений, который не требует специального инвентаря или условий. Несколько упражнений, которые позволят снять напряжение в частях тела, где нагрузка велика (спина, шейный отдел, глаза и т. д.). Зарядку можно делать по утрам или после того, как сделал уроки, после долгого просмотра телевизора и т. д.. Приведем пример упражнений для глаз — это поочередная концентрация взгляда на близких предметах (кончик носа, брови, подбородок, левое ухо, правое ухо) и дальних предметах (левый нижний угол комнаты, верхний правый угол комнаты и т. д.).

Трекеры эффективный инструмент для формирования физической культуры (как здоровой привычки) школьника. Трекером может быть красивый блокнот, тетрадь, оформленный плакат размера А2, приложение на телефоне и т. д. Трекер — пространство, где школьники смогут планировать свои тренировки, спортивные игры, отмечать выполненную зарядку и т. д. С помощью трекера можно фиксировать свои чувства после тренировки и свое состояние до тренировки. Можно рисовать смайлики, использовать наклейки, цветные стикеры и т. д. Цель данного инструмента — выработать привычку физической активности и заинтересовать школьников, повысить их вовлеченность, создать ценность не только результата тренировок, но и самого процесса. Дух соперничества может тоже повысить вовлеченность школьников вести трекер и заниматься физической культурой (кто дольше не нарушал режим зарядки, кто больше гулял на свежем воздухе, кто не забывал делать зарядку для глаз и т.д). А также трекер продемонстрирует ученикам их силу воли, как эффективно они борются с неохотой заниматься физкультурой в свободное время. Также в трекеры ученики могут вносить свои здоровые поступки (отказ от газировки, прогулки на свежем воздухе и т. д.).

Современные цифровые инструменты так же могут повысить вовлеченность школьников на уроках физкультуры и дома. При помощи нейросетей или через приложения автоматической генерации оживших картинок можно создать сказочного персонажа, который вместе с учениками будет делать упражнения или показывать упражнения. Также персонажа можно использовать в рамках следующих учебных задач — расскажите герою, как правильно играть с мячом: что можно делать, а что нельзя? Расскажите персонажу, как играть в волейбол, научите героя далеко прыгать и долго бегать и т. д.

Значительную роль в формировании здоровой физической культуры ученика оказывает авторитет и пример педагога. Учителю необходимо вместе со школьниками делать зарядку, на своем примере показывать спортивные упражнения, вместе со школьниками играть в подвижные или спортивные игры, педагогу нужно помогать ученикам, у которых что-либо не получается.

Вывод

Физкультура положительно влияет на здоровье младших школьников. При регулярной и правильной физической активности развивается и крепнет сердечно-сосудистая система, улучшается физическая подготовка. Физическая культура способствует поддержанию здорового веса, укрепляет мышцы и кости, повышает гибкость и положительно влияет на когнитивные способности, а спортивные игры развивают социальные навыки и учат командной работе. Поэтому формирование физической культуры младших школьников важно для комплексного развития личности, формирования ценностей здорового образа жизни. Задача учителя физической культуры научить детей не откладывать заботу о своем здоровье на завтра, а начинать заботиться о нем здесь и сейчас.

Литература:

  1. Алхасов Д. С. Методика обучения физической культуре в начальной школе: учебник для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 689 с.
  2. Баранова О. И. Теория обучения детей младшего школьного возраста. Педагогические технологии. — М. СФЕРА. — 242с.
  3. Беспалько В. П. Не пора ли менять стратегию образования? — М. Академия. Педагогика. — 2001. — № 9. 319.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение. — М. Академия. — 2013. — 216с.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М. Просвещение. — 2001. — 236с.
  6. Бочкарева С. И., Кокоулина О. П. и др. Физическая культура: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 315 с.
  7. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика. — Ростов н/Д. — 2009. — 264с.
  8. «Библиография печатных работ института 1919–1964 гг»., ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, Л., 1965.
  9. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
  10. Бальсевич В. К. Конверсия главных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. — 1997. — №. 6. — С.21–25.
  11. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с
  12. Трошин М. Ю. Физическая культура и спорт: уроки физической культуры для младших школьников. 2 класс: учебное пособие для вузов. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 216 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный