Совершенствование физического воспитания в системе общего, среднего, профессионального и высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 30.01.2023

Статья просмотрена: 613 раз

Библиографическое описание:

Махновская, Н. В. Совершенствование физического воспитания в системе общего, среднего, профессионального и высшего образования / Н. В. Махновская, А. Ю. Демьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99467/ (дата обращения: 21.11.2024).



Что мы знаем о физическом воспитании? Что включает в себя это понятие и какое значение оно имеет в современном российском обществе? Могут ли уроки физической культуры совмещать в себе множество методик и быть основой формирования здорового образа жизни? В данной статье мы рассмотрим способы совершенствования физического воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, спорт, самосовершенствование, методы.

Актуальность исследования заключается в том, что ранее не было уделено достаточно внимания проблеме совершенствования физического воспитания на различных этапах обучения.

Целью исследования является освещение способов, которые позволят совершенствовать систему физического воспитания в рамках учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Физическое воспитание в системе образования России играет важную роль в физическом развитии детей, подростков, молодых людей. В основе нынешней системы физического воспитания лежит советская методика, главной целью которой была подготовка разносторонне развитого человека готового ко многим жизненным условиям. Девиз: «В здоровом теле — здоровый дух» является словесным отражением этой системы.

С развитием науки расширилось человеческое представление о положительном влиянии физической активности на здоровье не только телесное, но и психическое. Хорошая физическая подготовка позволяет избежать многих болезней и помогает человеку в развитии внимания, восприятия, мышления и самодисциплины, выступая инструментом для формирования личности. Физическая активность позволяет избежать перенапряжения организма из-за постоянной занятости на учебе в школе, в ВУЗе или на работе.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, который необходим для изучения физических упражнений, их влияния на организм, развитие и морфологических, функциональных, психических свойств личности.

Физическое воспитание подчинено требованиям и правилам педагогического процесса на всех ступенях образования. Благодаря последовательности, преемственности методов физического воспитания мы можем сформировать здоровую и всесторонне развитую личность, способную улучшать свою жизнь и жизнь окружающих людей, страны. Физическое воспитание позволяет поддерживать баланс в развитии личности и избежать его «неравномерности».

Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами образовательного процесса, влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.

Физическое воспитание позволяет человеку научиться формировать и поддерживать привычку. То есть, делает его более дисциплинированным и позволяет фокусироваться на собственном внутреннем состоянии и оценивать соответствие планов и реальных действий.

Таким образом, нельзя недооценивать роль данного процесса в жизни человека и его влияние на нее. Физическое воспитание — необходимо, и учебные заведения с их системой методов и периодичностью проводимых занятий призваны помочь обучающимся в самосовершенствовании.

Основной формой физического воспитания в школах, колледжах, университетах являются учебные занятия, на которых изучается дисциплина «физическая культура». Освоение этой дисциплины предполагает физическую подготовленность и развитие учеников, знания, двигательные и методические умения, которые будут использованы самостоятельно. Физическая культура как учебный предмет играет очень важную роль, которая состоит в: развитии всех физических сил людей, воспитании выносливости и моральных качеств, оздоровлении организма и профилактике болезней.

Эффективность занятия физической культуры зависит от методов организации деятельности обучающихся. К средствам, которые помогают осуществлять физическое воспитание относятся: физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, режим труда и отдыха, утренняя гимнастика, формы внеклассной спортивно-массовой работы. Все это в целом и составляет физическое воспитание. К принципам физического воспитания можно отнести:

  1. Принцип единства обучения;
  2. Закономерность, структурность, организованность;
  3. Принцип учета индивидуальных особенностей;
  4. Анализ;
  5. Самоконтроль;

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности студента, основу которой составляет двигательная активность человека. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья молодежи. К формам организации физического воспитания студентов относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные занятия; самостоятельные занятия.

Поэтому, говоря о совершенствовании физического воспитания, представляется возможным рассмотреть способы улучшения этих составляющих.

В школе закладываются основы физического воспитания, поэтому педагоги должны придерживаться метода преемственности и постепенно увеличивать нагрузку и расширять знания учеников. Вся система воспитания должна быть направлена на то, чтобы сформировать комплекс воздействия на обучающихся, состоящий в проведении занятий, внеурочной работы, массовой оздоровительной работы и т. д.

Совершенствованию физического воспитания на всех ступенях образования в стране может помочь работа в нескольких направлениях: оздоровительном, тренировочном и образовательном.

Первый поход предполагает увеличение объема обязательных занятий физической культурой в целях предотвращения заболеваний и повышения выносливости. Но такая система, зачастую, не учитывает индивидуальные особенности учеников и потому не всегда эффективна.

Второй подход предполагает сочетание классно-урочной и внеурочной форм занятий. Классический урок отвергается, внедряются инновационные методики. За учащимися закрепляется право выбора вида спорта соответственно их интересам. Большое количество времени уделяется тренировкам, что не всегда доступно из-за отсутствия инвентаря.

Третий подход направлен на повышение роли образовательной направленности урока. На занятиях необходимо сформировать интерес к занятиям физической культурой; формирование навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий. Цель этого метода заключается в том, чтобы сформировать осознанную привычку и постоянное желание заниматься своим физическим воспитанием и вести здоровый образ жизни. Стоит отметить, что на данный момент этому методу уделяется очень мало внимания в школах, поэтому он был бы достаточно эффективным именно на этой ступени образования. Внеклассная работа также должна быть направлена на расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения. Важно проводить беседы о гигиене тела, способах закаливания и укреплении своего здоровья.

Одним из способов совершенствования может стать использование природы как способа укрепления здоровья. Прогулки, экскурсии, соревнования могут помочь в этом. На всех образовательных этапах необходимо обеспечить реализацию желания заниматься спортом в различных секциях.

Организация и проведение различных спортивно-массовых мероприятий также благоприятно влияет на стремление к физическому самовоспитанию. Соревнования помогают поддерживать силу воли и стремление к преодолению препятствий. Это способствует сплочению коллектива и улучшению обстановки в нем. Соревнования помогают поднять интерес к учебной деятельности и улучшить свою методику выполнения упражнений, закрепить свои знания и применить их на практике.

Инновационные технологии могут стать инструментом совершенствования физического воспитания. Одной из таких технологий является внедрение фитнеса в образовательную программу.

Чтобы улучшить систему физического воспитания необходимо и совершенствование материально-технической базы, повышение квалификации педагогов, изучения ими новых теорий и методик, включение в программы инновационных технологий и приемов, осуществлять физическое воспитание как средство сохранения и поддержания здоровья обучающихся. Организация занятий с учетом индивидуальных особенностей здоровья каждого ученика и построение урока с разделением обучающихся на определенные группы здоровья и закрепление за каждой группой выполнения определенного вида упражнений также можно отнести к способам совершенствования. Немаловажную роль играет и проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся и своевременная корректировка образовательной программы с учетом выявленных показаний. Создание спортивных клубов на базе образовательных учреждений с целью информирования, распространения и внедрения теоретических знаний и практических умений касательно физического воспитания в молодежной среде. Организация квалифицированными преподавателями индивидуальных занятий с учениками, имеющими ограничения здоровья.

Все эти способы позволят усовершенствовать систему физического воспитания в России.

Литература:

  1. Выдрин М. В. Физическая культура личности и общества. (Опыт историко-методологического анализа проблем физического воспитания) Омск, 2003.
  2. Вилеский М. Я. Основы профессиональной направленности студентов технических вузов. М., 1980. С. 20–25.
  3. Динер В. А. Теория и методика физической культуры. Краснодар, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, занятие, здоровый образ жизни, способ совершенствования, ступень образования, образовательная программа, педагогический процесс, физическая активность, форма организации.


Похожие статьи

Значение физической культуры как образовательной области. Формирование здоровья человека

В данной работе рассмотрены основные области физической культуры, в частности, образовательная. Автором выделены аспекты формирования здоровья человека посредством физической культуры. Представлено значение физической культуры, приведены и изучены пр...

Значение физической культуры в жизни студента

В данной статье рассмотрены: основные проблемы малоподвижного образа жизни студентов и вытекающие последствия, роль физической культуры и физического воспитания в жизни студента, преимущество свободного времени и актуализация физической культуры в вы...

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Общая физическая подготовка как средство укрепления и сохранения здоровья человека

В этой статье автор говорит о том, как влияет активность в области обшей физической подготовки, спорта и здорового образа жизни на состояние организма человека.

Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре

В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...

Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности

В статье говорится о физической культуре, которая даёт определенное представление о чертах личности, формы поведения человека или формы общественной или другой деятельности. С одной стороны это материальный и духовный процесс деятельности людей, а с ...

Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов

В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...

Современная система воспитания дошкольника

В статье современная система воспитания дошкольника рассматривается современная система отечественного дошкольного воспитания, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и...

Комплексный подход в изучении социальной роли физической культуры и спорта в студенческом коллективе, отношение студенчества к физическому воспитанию в вузе

В данной статье рассматривается вопрос социальной значимости физической культуры и спорта для студенческого коллектива, а также отношение студенческой молодёжи к занятиям по физическому воспитанию в вузе.

Организационно-педагогические построения преподавания физической культуры в вузе

В данной статье рассматривается учебная программа по физической культуре определяющий для всех вузов основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура», которая является составной частью общей культуры и профессионально подготовки студентов...

Похожие статьи

Значение физической культуры как образовательной области. Формирование здоровья человека

В данной работе рассмотрены основные области физической культуры, в частности, образовательная. Автором выделены аспекты формирования здоровья человека посредством физической культуры. Представлено значение физической культуры, приведены и изучены пр...

Значение физической культуры в жизни студента

В данной статье рассмотрены: основные проблемы малоподвижного образа жизни студентов и вытекающие последствия, роль физической культуры и физического воспитания в жизни студента, преимущество свободного времени и актуализация физической культуры в вы...

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Общая физическая подготовка как средство укрепления и сохранения здоровья человека

В этой статье автор говорит о том, как влияет активность в области обшей физической подготовки, спорта и здорового образа жизни на состояние организма человека.

Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре

В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...

Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности

В статье говорится о физической культуре, которая даёт определенное представление о чертах личности, формы поведения человека или формы общественной или другой деятельности. С одной стороны это материальный и духовный процесс деятельности людей, а с ...

Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов

В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...

Современная система воспитания дошкольника

В статье современная система воспитания дошкольника рассматривается современная система отечественного дошкольного воспитания, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и...

Комплексный подход в изучении социальной роли физической культуры и спорта в студенческом коллективе, отношение студенчества к физическому воспитанию в вузе

В данной статье рассматривается вопрос социальной значимости физической культуры и спорта для студенческого коллектива, а также отношение студенческой молодёжи к занятиям по физическому воспитанию в вузе.

Организационно-педагогические построения преподавания физической культуры в вузе

В данной статье рассматривается учебная программа по физической культуре определяющий для всех вузов основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура», которая является составной частью общей культуры и профессионально подготовки студентов...

Задать вопрос