Что мы знаем о физическом воспитании? Что включает в себя это понятие и какое значение оно имеет в современном российском обществе? Могут ли уроки физической культуры совмещать в себе множество методик и быть основой формирования здорового образа жизни? В данной статье мы рассмотрим способы совершенствования физического воспитания.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, спорт, самосовершенствование, методы.
Актуальность исследования заключается в том, что ранее не было уделено достаточно внимания проблеме совершенствования физического воспитания на различных этапах обучения.
Целью исследования является освещение способов, которые позволят совершенствовать систему физического воспитания в рамках учебных занятий и внеклассных мероприятий.
Физическое воспитание в системе образования России играет важную роль в физическом развитии детей, подростков, молодых людей. В основе нынешней системы физического воспитания лежит советская методика, главной целью которой была подготовка разносторонне развитого человека готового ко многим жизненным условиям. Девиз: «В здоровом теле — здоровый дух» является словесным отражением этой системы.
С развитием науки расширилось человеческое представление о положительном влиянии физической активности на здоровье не только телесное, но и психическое. Хорошая физическая подготовка позволяет избежать многих болезней и помогает человеку в развитии внимания, восприятия, мышления и самодисциплины, выступая инструментом для формирования личности. Физическая активность позволяет избежать перенапряжения организма из-за постоянной занятости на учебе в школе, в ВУЗе или на работе.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, который необходим для изучения физических упражнений, их влияния на организм, развитие и морфологических, функциональных, психических свойств личности.
Физическое воспитание подчинено требованиям и правилам педагогического процесса на всех ступенях образования. Благодаря последовательности, преемственности методов физического воспитания мы можем сформировать здоровую и всесторонне развитую личность, способную улучшать свою жизнь и жизнь окружающих людей, страны. Физическое воспитание позволяет поддерживать баланс в развитии личности и избежать его «неравномерности».
Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами образовательного процесса, влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.
Физическое воспитание позволяет человеку научиться формировать и поддерживать привычку. То есть, делает его более дисциплинированным и позволяет фокусироваться на собственном внутреннем состоянии и оценивать соответствие планов и реальных действий.
Таким образом, нельзя недооценивать роль данного процесса в жизни человека и его влияние на нее. Физическое воспитание — необходимо, и учебные заведения с их системой методов и периодичностью проводимых занятий призваны помочь обучающимся в самосовершенствовании.
Основной формой физического воспитания в школах, колледжах, университетах являются учебные занятия, на которых изучается дисциплина «физическая культура». Освоение этой дисциплины предполагает физическую подготовленность и развитие учеников, знания, двигательные и методические умения, которые будут использованы самостоятельно. Физическая культура как учебный предмет играет очень важную роль, которая состоит в: развитии всех физических сил людей, воспитании выносливости и моральных качеств, оздоровлении организма и профилактике болезней.
Эффективность занятия физической культуры зависит от методов организации деятельности обучающихся. К средствам, которые помогают осуществлять физическое воспитание относятся: физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, режим труда и отдыха, утренняя гимнастика, формы внеклассной спортивно-массовой работы. Все это в целом и составляет физическое воспитание. К принципам физического воспитания можно отнести:
- Принцип единства обучения;
- Закономерность, структурность, организованность;
- Принцип учета индивидуальных особенностей;
- Анализ;
- Самоконтроль;
Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности студента, основу которой составляет двигательная активность человека. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья молодежи. К формам организации физического воспитания студентов относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные занятия; самостоятельные занятия.
Поэтому, говоря о совершенствовании физического воспитания, представляется возможным рассмотреть способы улучшения этих составляющих.
В школе закладываются основы физического воспитания, поэтому педагоги должны придерживаться метода преемственности и постепенно увеличивать нагрузку и расширять знания учеников. Вся система воспитания должна быть направлена на то, чтобы сформировать комплекс воздействия на обучающихся, состоящий в проведении занятий, внеурочной работы, массовой оздоровительной работы и т. д.
Совершенствованию физического воспитания на всех ступенях образования в стране может помочь работа в нескольких направлениях: оздоровительном, тренировочном и образовательном.
Первый поход предполагает увеличение объема обязательных занятий физической культурой в целях предотвращения заболеваний и повышения выносливости. Но такая система, зачастую, не учитывает индивидуальные особенности учеников и потому не всегда эффективна.
Второй подход предполагает сочетание классно-урочной и внеурочной форм занятий. Классический урок отвергается, внедряются инновационные методики. За учащимися закрепляется право выбора вида спорта соответственно их интересам. Большое количество времени уделяется тренировкам, что не всегда доступно из-за отсутствия инвентаря.
Третий подход направлен на повышение роли образовательной направленности урока. На занятиях необходимо сформировать интерес к занятиям физической культурой; формирование навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий. Цель этого метода заключается в том, чтобы сформировать осознанную привычку и постоянное желание заниматься своим физическим воспитанием и вести здоровый образ жизни. Стоит отметить, что на данный момент этому методу уделяется очень мало внимания в школах, поэтому он был бы достаточно эффективным именно на этой ступени образования. Внеклассная работа также должна быть направлена на расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения. Важно проводить беседы о гигиене тела, способах закаливания и укреплении своего здоровья.
Одним из способов совершенствования может стать использование природы как способа укрепления здоровья. Прогулки, экскурсии, соревнования могут помочь в этом. На всех образовательных этапах необходимо обеспечить реализацию желания заниматься спортом в различных секциях.
Организация и проведение различных спортивно-массовых мероприятий также благоприятно влияет на стремление к физическому самовоспитанию. Соревнования помогают поддерживать силу воли и стремление к преодолению препятствий. Это способствует сплочению коллектива и улучшению обстановки в нем. Соревнования помогают поднять интерес к учебной деятельности и улучшить свою методику выполнения упражнений, закрепить свои знания и применить их на практике.
Инновационные технологии могут стать инструментом совершенствования физического воспитания. Одной из таких технологий является внедрение фитнеса в образовательную программу.
Чтобы улучшить систему физического воспитания необходимо и совершенствование материально-технической базы, повышение квалификации педагогов, изучения ими новых теорий и методик, включение в программы инновационных технологий и приемов, осуществлять физическое воспитание как средство сохранения и поддержания здоровья обучающихся. Организация занятий с учетом индивидуальных особенностей здоровья каждого ученика и построение урока с разделением обучающихся на определенные группы здоровья и закрепление за каждой группой выполнения определенного вида упражнений также можно отнести к способам совершенствования. Немаловажную роль играет и проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся и своевременная корректировка образовательной программы с учетом выявленных показаний. Создание спортивных клубов на базе образовательных учреждений с целью информирования, распространения и внедрения теоретических знаний и практических умений касательно физического воспитания в молодежной среде. Организация квалифицированными преподавателями индивидуальных занятий с учениками, имеющими ограничения здоровья.
Все эти способы позволят усовершенствовать систему физического воспитания в России.
Литература:
- Выдрин М. В. Физическая культура личности и общества. (Опыт историко-методологического анализа проблем физического воспитания) Омск, 2003.
- Вилеский М. Я. Основы профессиональной направленности студентов технических вузов. М., 1980. С. 20–25.
- Динер В. А. Теория и методика физической культуры. Краснодар, 2001.