В данной работе исследовано, что стоит подразумевать под термином «здоровьесберегающие технологии», какое значение это имеет для современной молодежи и как это реализовывается в рамках высшего учебного заведения.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, физическое воспитание, физическая культура, здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.
Здоровье — величайшая ценность для человека. Общепринято, что здоровье — это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Хорошо себя чувствуя человек может выполнять свои социальные функции. Поэтому здоровью следует уделять особое внимание еще на ранних этапах человеческой жизни, особенно в детском возрасте, ведь именно тогда закладываются основы человеческой личности. По данным исследователей около 90 % детей, уже в школьном возрасте имеют определенные физические отклонения. Именно поэтому необходимо ввести в привычку и выработать комплекс упражнений направленный на, укрепление и улучшение здоровья. В работе мы исследуем, что же стоит подразумевать под здоровьесберегающими технологиями, как они реализуются в высших учебных заведениях.
Большой процент детей школьного возраста имеет проблемы со здоровьем. Сюда можно отнести ухудшение зрения, изменение осанки и искривление позвоночника. Из-за малоподвижного образа жизни очень много современных детей и подростков, а также порой и взрослые, страдают из-за проблем с сердцем и лишним весом. Это значит, что важно прививать основы здорового образа жизни с детства.
Интенсивность учебного процесса настолько высокая, что является причиной ослабления здоровья и ростом числа различных отклонений. К причинам этих отклонений можно отнести малоподвижный образ жизни, вредные привычки, питание. Впоследствии этого возникают психоэмоциональные изменения, такие как замкнутость, чрезмерная возбудимость, переутомляемость, апатия. В связи с этим встает необходимость о комплексе процедур и мер направленных на решение оздоровительных задач физического воспитания. Именно здесь мы сталкиваемся с понятием «Здоровьесберегающие технологии».
Понятие «здоровьесберегающая» (-ее, -ие, -ий) как прилагательное представляет собой характеристику любой образовательной системы, показывающей, насколько при ее реализации решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии — это совокупность методов, способов и приемов, направленных на сохранение и улучшение здоровья субъектов образовательного процесса. Целью здоровьесберегающих технологий в обучении — это обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование необходимых знаний и умений по здоровому образу жизни.
В высших учебных заведениях основой формирования здорового образа жизни и осуществлением здоровьесберегающих технологий является физическое воспитание на уроках физической культуры. Физическая культура — это педагогическая учебная дисциплина, с оздоровительной, профессиональной и социальной направленностью.
Занятия физической культурой — основная форма организации физического воспитания учащихся, поэтому немаловажно правильно организовать здоровьесберегающие занятия, так как они обеспечивают всем участникам процесса, сохранение и повышение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяют использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
Во время планирования и проведения занятия необходимо основываться на главные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
– оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности;
– предпочтение методов и приёмов обучения, содействующих развитию инициативы и творчества учащихся;
– формирование мотивации учащихся;
– реализацию индивидуального подхода к учащимся с учетом их личностных возможностей;
Здоровьесберегающие занятия, строятся на следующих принципах:
- двигательной активности учащихся;
- оздоровительного режима;
- формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания;
- реализации эффективного закаливания;
- психологической комфортности;
- учета индивидуальных особенностей и способностей студента.
Теория и практика физического воспитания свидетельствуют, что особое значение имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, лыжная подготовка, туризм, ориентирование). Они способствуют укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной систем, усовершенствованию деятельности нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу студентов в основной и подготовительной медицинской группе, с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей студентов.
Именно уроки физкультуры помогут ребятам укрепить здоровье, улучшить осанку, противостоять стрессам. Поэтому большое внимание на занятиях физической культурой уделяется упражнениям, направленным на профилактику искривления осанки, плоскостопия (упражнения на укрепление мышечного корсета, мышц стопы), дыхательные упражнения.
Большое внимание на уроках уделяется закаливанию учащихся, средствами естественных сил природы. Большая часть занятий (если позволяют погодные условия) проводятся на свежем воздухе, или в хорошо проветренном спортивном зале.
Целостное отношение к здоровью формируется не только на занятиях, но и во внеурочных мероприятиях. В педагогической практике помимо занятий физической культуры используются такие формы здоровьесберегающих технологий, как занятия в спортивных секциях, спортивно-массовая работа. Эти формы занятий способствуют физическому развитию, укреплению здоровья учащихся, повышению качества учебной деятельности и воспитанию дисциплинированности. Систематическое проведение физкультурных мероприятий приучает детей к повседневной заботе о своем здоровье и точному выполнению режима дня.
В высших учебных заведения “Физическая культура” представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Именно на занятиях физической культурой со студентом проводится профилактическая работа, предотвращающая развитие и появление новых заболеваний, проводится воспитательная работа. Физическая культура как предмет здоровьесберегающих технологий обеспечивает студенту комплекс мер по улучшению физического состояния, повышению активности и профилактике заболеваний. Это происходит не только на занятиях, но и во внеурочное время. Так, например, в нашем Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, помимо основных занятий на уроках физической культуры, предусматривается комплекс секций, в которые с легкостью может вступить студент. Все эти меры способствуют повышению спортивного интереса студента во время обучения в ВУЗе.
Помимо занятий физической культурой не стоит забывать о таких простейших здоровьесберегающих мерах, которые стоит выполнять в обыденной жизни. Речь идет о правильном распорядке дня, отказе от вредных привычек, правильном питании и тд. К сожалению, в современном мире, зачастую, распорядок дня такой, что порой невозможно правильно выполнять режим дня и питания. И, несмотря на это, стоит выработать в себе привычку ложиться и вставать в одно и то же время, или хотя бы приблизительно, питаться теми продуктами, которые необходимы нашему организму, оградить себя от пагубного влияния алкоголя и курения.
Конечно, роль физического воспитания играет в том огромную роль. Именно поэтому в высших учебных заведениях реализуется система индивидуального подхода к каждому студенту. С этой целью проводится медицинский осмотр студента, с целью выявления его заболеваний и, следовательно, составления графика занятий, подходящих ему. Именно поэтому на занятиях физической культурой следует иметь в виду разделение студентов на группы. Так, например, основная группа может выполнять более обширный комплекс упражнений без вреда для здоровья; для специальной медицинской группы нужна своя программа занятий. Ведь физическое воспитание должно нести оздоровительную функцию, а достичь этого можно прислушиваясь к рекомендациям врача и выстраивая программу таким образом, чтобы каждая группа студентов вела занятия по своей, специальной программе. Это является очень важным показателем реализации здоровьесберегающих технологий в высшем учебном заведении.
К основным составляющим базового понятия здоровьесохраняющее образование студентов ВУЗа можно отнести:
1) процесс педагогической организации познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов;
2) направленность образовательного процесса на развитие физических качеств и способностей студентов;
3) формирование ценностных ориентаций на физическое совершенство в процессе физкультурного оразования и потребности студентов в занятиях физической культурой;
4) совершенствование навыков вести здоровый образ жизни.
Подводя итоги, отметим, что в реализации здоровьесберегающих технологий физическая культура играет немаловажную роль. Не только на занятиях, но и во внеурочное время студенту предоставляется широкий спектр возможностей для занятия спортом. Именно на уроках физической культуры студент начинает вести активный образ жизни, увлекается и может попробовать себя в определенном виде спорта, что повышает его интерес к занятиям в этом направлении. Реализация медицинских профилактических осмотров, медицинский контроль состояния здоровья на протяжении обучения в ВУЗе, лечебно-профилактическое лечение в санаториях-профилакториях и другие мероприятия способствуют качественному исполнению здоровьесберегающих технологи во время обучения студента в высшем учебном заведении. Активно используются возможности физкультурного образования, организуются физкультурно-оздоровительные, культурно-массовые и досуговые мероприятия. Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся со студентами как в учебное, так и во внеучебное время. Учебное время подразумевает проведение со студентами учебно-практических занятий по волейболу, баскетболу, гандболу, настольному теннису, легкой атлетике, лыжным гонкам. Внеучебная деятельность — это спартакиады среди студентов, соревнования, различные секции, кроссы и т. д. Ведущими коллективными субъектами здоровьесохраняющей деятельности студентов выступают кафедры физической культуры.
Литература:
- Красноперова Н. А., Шушерина О. А., Бартновская Л. А. Физическая культура как средство здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вуза: монография / Красноярск: СибГТУ, 2013. — 164 с.
- Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учебное пособие / А. А. Бишаева. — М.:КНОРУС, 2013. — 304 с.
- Пономарев В. В. Физическая культура. Общее физкультурное образование студентов в вузе: учебное пособие к самостоятельному изучения дисциплины “Физическая культура” для студентов всех специальностей заочной формы обучения/В. В. Пономарев, Т. Н. Поборончук, Т. А. Трифоненкова. — Красноярск: СибГТУ, 2011. — 90 с.