Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Здоровьесберегающие технологии

Социология
19.01.2022
7158
Поделиться
Библиографическое описание
Иванова, А. Н. Здоровьесберегающие технологии / А. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/403/84571/.


В статье раскрывается понятие «здоровьесберегающие технологии». Автор приводит принципы и классификацию существующих здоровьесберегающих технологий. Также в статье описаны главные компоненты здоровьесберегающих технологий, исходя из которых, при организации педагогического процесса учитывается определенная специфика формирования культуры здоровья детей и молодёжи.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, фактор здоровья, компоненты здоровьесберегающих технологий.

Одной из главной ценности жизни человека является здоровье. Хорошее здоровье способствует выполнению планов, преодолению трудностей, предоставляет возможность решать жизненные задачи и обеспечивает долгую и активную жизнь.

Здоровье является первой и важнейшей потребностью человека, которая определяет способность его к труду и обеспечивает гармоничное развитие личности. Здоровье — это главная предпосылка к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Главный фактор здоровья представлен поведением, направленным на его сбережение, укрепление, улучшение, ведение здорового образа жизни.

Как известно, современные проблемы здоровья молодежи находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в данном направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности. В Законе РФ «Об образовании» провозглашены приоритетные вопросы по охране, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения; ценностным ориентациям на сознательное ведение и пропаганду здорового образа жизни [1].

Сегодня проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья детей и молодёжи достаточно актуальна, ведь от состояния здоровья напрямую зависит будущее нашей страны, её уровень развития, качество жизни людей и национальная безопасность.

Так, одним из главных средств решения проблем по оздоровлению детей и молодёжи становятся здоровьесберегающие технологии, играющие значительную роль в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, направленных на сохранение и укрепление физического, психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья объекта и субъекта образовательного процесса, т. е. ученика и учителя [5, с. 82].

Конкретные детали применения здоровьесберегающих технологий определены федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Главная установка ФГОС относительно данных технологий состоит в осознании здоровья как высшей ценности и привитии бережного отношения к нему [4, с. 19].

Здоровьесберегающие технологии опираются на следующие принципы:

– забота о здоровье является первостепенной задачей. Любые применяемые методики и приёмы должны быть оценены с точки зрения их влияния на психофизическое самочувствие ученика и учителя;

– приёмы, использующиеся в рамках программы здоровьесбережения, должны быть аргументированными и не наносить вред жизнедеятельности объекта и субъекта учебно-воспитательного процесса;

– непрерывность — принцип, обозначающий проведение работы на каждом учебном занятии;

– соответствие содержательных компонентов работы по сохранению здоровья возрасту и уровню развития учеников;

– междисциплинарный подход, то есть взаимодействие педагогических кадров, социальных работников, психологов, врачей в работе по сохранению здоровья детей;

– приоритет удачи — при использовании тех или иных приёмов результаты деятельности оцениваются с положительной стороны. Недостатки учитываются в дальнейшей работе;

– ответственность за своё здоровье — одна из ключевых задач их воспитания. Здоровье необходимо для реализации знаний, умений и навыков, получаемых учениками, в жизни [3, с. 43].

Существует множество классификаций здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии классифицируются по характеру деятельности (здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные)).

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы:

  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ) представляют собой технологии, направленные на профилактику заболеваний; коррекцию и реабилитацию соматического здоровья; санитарно-гигиеническую деятельность. К ним относят контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий согласно регламентациям СанПиНов.
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) — это технологии, направленные на решение задачи поиска оптимальных вариантов для развития физического здоровья детей. К ним относят контроль осанки, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, профилактику нарушений в работе опорно-двигательного аппарата средствами уроков физической культуры, физкультминуток.
  3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) — это технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. ЭЗТ представлены обустройством пришкольной или придомовой территории, зелеными растениями в классах и в квартирах, рекреациях, живым уголком, участием в природоохранных мероприятиях.
  4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия — это технологии, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье, главной задачей которых выступает обеспечение эмоциональной комфортности и позитивно психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. К таким технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.
  5. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) — это технологии, которые реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. К данным технологиям можно отнести изучением курса ОБЖ, обеспечение руководителями образовательных организаций и педагогами безопасности условий пребывания воспитанников в системе соцразвития.
  6. Образовательные технологии — технологии, содействующие здоровью [3, с. 46].

Также выделяют комплексные здоровьесберегательные технологии — это технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические технологии); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.

Отметим главные компоненты здоровьесберегающих технологий:

  1. Аксеологический компонент — осознание учащимися высшей ценности здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни.
  2. Гносеологический компонент — приобретение нужных для здоровьесбережения знаний и умений, связанных с интересом к вопросам собственного здоровья.
  3. Собственно здоровьесберегающий компонент — важная роль принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности, соблюдению режима дня, качеству питания, чередованию труда и отдыха, что предупреждает возникновение вредных привычек и разных заболеваний.
  4. Эмоционально-волевой компонент представлен проявлением эмоциональных и волевых психологических механизмов, закрепляющих желание вести здоровый образ жизни.
  5. Экологический компонент учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, обеспечивающей человеческую личность конкретными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.
  6. Физкультурно-оздоровительный компонент связан с владение способами деятельности, которые направлены на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии, обеспечением закаливания организма, высокими адаптивными возможностями [2, с. 557].

Исходя из главных компонентов здоровьесберегающих технологий, при организации педагогического процесса необходимо учитывать специфику формирования культуры здоровья детей и молодёжи, а именно:

– наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной и доминирующей природной среды;

– субъектное включение детей и молодёжи в здоровьесберегающую деятельность, в процесс здоровьесбережения, то есть освоения способов жизнедеятельности, адекватных доминантным потребностям и возможностям личности, а также обеспечивающих сохранение, укрепление и формирование здоровья [2, с. 558].

Исходя из вышесказанного, здоровьесберегающие технологии — система организационных форм и технологических единиц, ориентированных на конкретный результат — здоровье личности и общества.

Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях как неотъемлемая часть в образовании представляет собой одну из самых перспективных систем, применение которой повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. От правильного применения данных технологий будет зависеть сам процесс обучения и здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  2. Береснева, Л. Н. Компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий как источник формирования культуры здоровья детей и молодёжи / Л. Н. Береснева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 554–558.
  3. Сократов, Н. В. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных организациях и деятельности педагога. / Н. В. Сократов, Н. Н. Апрелева, Л. А. Акимова. — Оренбург: ОГПУ, 2016. — 287 с.
  4. Спирин В. К. Реализация здоровьеформирующей функции школы на основе актуализации педагогического потенциала образовательной среды / В. К. Спирин, Л. В. Смирнова, О. А. Чупехина // Теория и практика физической культуры, — 2017. — № 5. — С. 19–20.
  5. Шубович, М. М. Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи / М. М. Шубович, Е. А. Гринева, Н. В. Бибикова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2018. — № 4. — С. 80–86.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
здоровьесберегающие технологии
фактор здоровья
компоненты здоровьесберегающих технологий
Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 162-165):
Часть 3 (стр. 127-203)
Расположение в файле:
стр. 127стр. 162-165стр. 203

Молодой учёный