В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.
Ключевые слова: качество образования, педагогический процесс, учебные учреждения, факторы образования, здоровьесберегающие технологии
Главной целью Болонской декларации, подписанной в июне 1999 года министрами образования большинства европейских стран, является высокое качество высшего образования, которое на современном этапе образования и воспитания становится основополагающим моментом развития общества.
С. И. Плаксий следующим образом трактует понятие «качества образования»: это, во–первых, образованность выпускников учебных заведений с точки зрения общественных потребностей самих выпускников, их подготовленности; во–вторых, система обеспечения качества образовательных услуг, включающая в себя структурно–функциональные деятельности учебного заведения, влияющие на качество образования учащегося [5].
Рассматривая интеграционную модель выпускников вуза, А. И. Субетто отмечает: «модель качества человека» определяет целеполагание в системе управления качеством воспитания, а модель «качества профессионала» — целеполагание в системе высшего профессионального образования. В основе подготовки квалифицированного специалиста должна лежать когнитивная компетенция (совершенствование своих знаний, повышение образовательного уровня, способность к саморазвитию, освоение новых информационных технологий и т. д.) [7].
Анализ литературы показал, что педагогические учебные учреждения ориентируются сегодня не на специалиста, способного создавать развивающую и воспитывающую среду, а на подготовку учителя, несущего учебную информацию и контролирующего ее усвоение школьниками. Студенты же выступают объектом массового процесса педагогического воспроизводства, в котором не происходит формирования его творческой индивидуальности.
Основная деятельность любого вуза — образовательная. Профессиональная подготовка, особенно на естественнонаучных факультетах дневного обучения, предполагает подчас настолько интенсивные практические и лабораторные занятия, что времени для досуга практически не остается.
Комплексное воздействие неблагоприятных факторов образовательного процесса приводит к ухудшению адаптационных возможностей организма, возникновению функциональных расстройств и хронической патологии. Поэтому проблема здоровьеформирования и здоровьесбережения — не только медицинская проблема, но и педагогическая. Между тем результаты многочисленных исследований свидетельствуют о низкой компетентности школьников, студентов и педагогов в вопросах формирования здоровья и их низкой готовности заниматься собственным здоровьем. В современных условиях, когда особо остро стоит проблема сохранения здоровья подрастающего поколения, становится весьма актуальным вопрос формирования системы здоровьесберегающих знаний и убеждений у педагогов. Следует полагать, что существующий педагогический процесс нуждается в перестройке таким образом, чтобы его механизмы были здоровьеформирующими и здоровьесберегающими.
Воспитательный потенциал заключается в том, что он выступает как гарант сохранения норм поведения, традиций жизнедеятельности, стиля общения и т. д. Процесс воспитания студентов вузов является комплексным, включающим в себя цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательного процесса, конечной целью которого является целостное формирование личности. Воспитание — это многогранный процесс, включающий умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, идейно–политическое, экономическое и экологическое воспитание.
Здоровье выступает как единственная общечеловеческая и индивидуальная ценность, поскольку все остальные общечеловеческие ценности являются в сущности лишь средствами обеспечения здоровья личности. При этом современные условия требуют не просто подготовки учителя, а специалиста — профессионала, обладающего важными профессиональными качествами, обеспечивающими не только положительные педагогические результаты, но и здоровьесберегающими знаниями и умениями в соответствии с санитарными требованиями по организации учебного процесса.
Значительные изменения в области образования в последние годы не смогли не сказаться на здоровье школьников. Результаты многочисленных исследований здоровья подрастающего поколения внушают серьезные опасения. На фоне негативных изменений экологической обстановки, социально–экономических проблем, узколечебной специализации медицины ярко прослеживается динамика увеличения в образовательных учреждениях детей с ослабленным здоровьем. У них затруднены адаптация к учебной деятельности, развитие школьно значимых функций, концентрация внимания и выполнение учебных задач [8].
Имея подобное здоровье, школьники не в состоянии осваивать программу, рассчитанную на абсолютно здорового человека. Тем более трудно выдержать требования сегодняшнего дня в учебных учреждениях нового типа, где учебная нагрузка часто превышает утвержденную для общеобразовательных школ Российской Федерации.
Высшая школа также должна принимать активное участие в решении проблемы охраны здоровья. Однако ее решение вызывает значительные трудности, поскольку заканчивают школу здоровыми 8–10 % школьников. Анализируя случаи заболеваемости с временной утратой трудоспособности, А. А. Безродных с соавт. [3] отметили, что в среднем в течение года временно освобождаются от занятий по болезни 60–65 % студентов, составляя 215 дней нетрудоспособности на 100 студентов, т. е. каждый 10–й студент имеет в году 20–22 дня нетрудоспособности.
В вузе формируется не только специалист для работы в определенной отрасли народного хозяйства, но и личность с высокой культурой. Однако наибольшая отдача ресурса возможна только при условии сохранения и укрепления личного здоровья.
Необходимо, чтобы студенты самостоятельно анализировали свое состояние здоровья и собственное поведение с точки зрения соответствия его здоровому образу жизни. Надо стремились к тому, чтобы на протяжении всех лет обучения в вузе студенты вели дневник и самостоятельно отслеживали не только реальное состояние своего здоровья, но и выявляли зависимость между состоянием здоровья и выбранной ими программой, что невозможно без рефлексирующего мышления.
Оценивание себя и другого, своей деятельности и деятельности другого, осуществляемое в процессе рефлексии, означает, что в структуру рефлексии вводятся моральная оценка и самооценка, осуществляемая студентами в соответствии с принципами педагогической деятельности. Щанкина И. В. пишет: «Причина трудности лежит в слабой теоретической разработанности критериев и методов оценки эффективности творческой деятельности учащихся; в особенностях соотношения оценки и самооценки, в готовности педагога к получению обратной связи и т. д». [9].
Медицинская и педагогическая неграмотность педагогов, низкая общая культура, «старение учительского корпуса», большая физическая и психическая перегрузка, несовершенное расписание занятий, нестабильное экономическое положение в семье, отсутствие элементарных гигиенических норм, минимум устаревшего оборудования, наглядных пособий, общая «нищета» системы образования не дают повода для оптимизма.
Если здоровый образ жизни студента — это такое поведение будущего учителя, которое направлено на сознательное сохранение и укрепление здоровья и позволяет ему в полной мере раскрыть и реализовать свои способности и возможности в учебной и профессиональной деятельности, то формирование здорового образа жизни у студентов в процессе их обучения в педагогическом университете возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
– сообщение студентам информации в различных организационных формах обучения о составляющих содержания здорового образа жизни сочетается с формированием у них рефлексивной способности к выбору действий, поступков и ценностей, способности оценивать результаты действий по критериям здорового образа жизни;
– предоставление студентам возможности самостоятельной разработки индивидуальных оздоровительных программ становится основой для становления личностного, заинтересованного отношения к здоровому образу жизни;
– включение студентов с учётом характерологических свойств их личности в практическую деятельность, позволяющую формировать здоровый образ жизни становится основой для осознания ценностных аспектов здорового образа жизни;
– оценка действий и поступков и систематическая самокоррекция в процессе практических занятий служат познанию собственного образа жизни [6].
Анализ современного образования свидетельствует о том, что педагогический процесс нуждается в перестройке таким образом, чтобы его механизмы носили здоровьесберегающий характер, так как существующая система образования не способствует сохранению здоровья учащихся и педагогов. Школа и вся система образования обязаны готовить новое поколение людей, которые сумеют организовать условия и образ жизни, стимулирующие развитие духовного, физического и психического здоровья. Все звенья системы образования должны принимать участие в осуществлении здоровьесберегающего всеобуча, повышении уровня здоровьесберегающих знаний, формировании ответственного отношения к здоровью.
Отражение основных положений по формированию здоровья в педагогике определилось в форме здоровьесберегающего образования. Важным компонентом этого образования является овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими умениями, направленными на удовлетворение естественных потребностей человека в организации оптимальной среды жизнедеятельности и образа жизни. На наш взгляд, концепция здоровьесберегающего образования должна представлять систему здоровьесберегающих знаний, направленных на воспитание грамотного, физически и духовно развитого здорового человека на основе прогрессивных форм обучения.
При всем объеме знаний, заложенных в государственных образовательных стандартах по конкретной дисциплине, обучение следует организовать таким образом, чтобы оно сочеталось со здоровьесбережением. В организации учебного процесса психолого-педагогический подход должен сочетаться с лечебно-профилактическими, диагностическими, реабилитационными мероприятиями. Организация здравотворческой деятельности в образовательном процессе затрудняется тем, что в настоящее время отсутствует сколько-нибудь практически значимая интеграция органов здравоохранения и образования, нет специалистов, обладающих знаниями медицины, педагогики и психологии, которые необходимы для просвещения населения, профилактической работе в семьях и учреждениях образования.
Если в процессе обучения в общеобразовательных школах дети и подростки получают определенные знания по здоровью на уроках предметов биологического блока (ботаники, зоологии, анатомии, физиологии, ОБЖ), физической культуры и психологии, то в условиях вуза организация здоровьесбережения представляет значительные трудности, вызванные спецификой образовательного процесса.
Ситуация, характеризующаяся негативными изменениями со стороны здоровья подрастающего поколения, свидетельствует о необходимости повышения компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения. Анализ современных учебников по педагогике для вузов показал, что основным содержанием их являются основы общей педагогики (принципы и закономерности педагогического процесса, технология учебно-воспитательного процесса и др.), теоретические основы обучения (содержание, формы, методы, средства обучения), теоретические основы воспитания (методы воспитания, воспитательная работа классного руководителя, внеклассная воспитательная работа в школе и др.) и т. д. В то же время вопросы здоровья, связанные с обучением, находятся вне рамок педагогических дисциплин, негативно отражаясь на здравотворческой деятельности будущих специалистов [1,3,4].
Результаты анкетирования среди учителей и студентов различных факультетов показали, что последние недостаточно компетентны в вопросах проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса. Система здоровьесберегающего образования должна быть такой, чтобы человек, овладевший определенным объемом знаний в этой области, сформулировал у себя устойчивую мотивацию на здоровье. Эффективность реализации такого подхода возможна только при научном обосновании содержательной части образования, которая должна опираться на материалы современных исследований проблемы сохранения и укрепления здоровья. В связи с этим здоровьесберегающая научно обоснованная система образования должна строиться с учетом возрастно-половых особенностей учащихся и ориентироваться на физические, психические и социальные компоненты здоровья, где соматическое и физическое здоровье определяются уровнем развития и функционирования органов, психическое — состоянием душевного комфорта, а социальный компонент обусловливается отношением к образовательной деятельности в целом.
Исходя из результатов анализа действующих учебных программ, основное внимание следует направить на решение следующих задач:
- создание непрерывной программы здоровьесберегающего образования;
- пересмотр учебных программ общеобразовательных предметов с учетом целей и задач здоровьесберегающего образования;
- разработку методических пособий для педагогов, содержащих сведения по реализации задач по здоровьесбережению;
- определение обязательного уровня знаний и умений, которыми должны овладеть в процессе их обучения;
- выявление уровня здоровьесберегающих знаний у родителей, играющих важную роль в их практической реализации;
- разработку методической системы, обеспечивающей формирование у учащихся базового уровня здоровьесберегающих знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, направленных на становление ответственного отношения к личному здоровью, здоровью окружающих людей, окружающей природной и социальной среде, как факторам здоровья.
Литература:
- Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2–е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — С. 5–71; 171–235; 431–451.
- Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., Просвещение, 2005. — 208 с.2.
- Безродных А. А., Гагарин В. И., Гоголев К. В. Общее состояние здоровья и принципы организации диспансерного наблюдения за студентами в условиях Крайнего Севера // Научные основы охраны здоровья студентов: Сб. науч. трудов.– М.– 1987.– С.93–98.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
- Плаксий, С. И. Болонский процесс в России: плюсы и минусы / С. И. Плаксий // Знание. Понимание. Умение. — 2012. — № 1. — С. 204–206.
- Популо Г. М. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов в зависимости от характерологических свойств личности: автореф. дис. …канд. пед. наук: защищена 14.11.2006: утв. 16.02.2007/ Тольятти: ООО «Форум», 2006. — 23 с.
- Ноосферное или неклассическое обществоведение: поиск оснований: сочинения: в 13 томах. Том 5, книга 2 / А. И. Субетто. — Кострома: Изд–во Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 1135с.
- Хорошева Т. А. Характеристика морфофункционального состояния организма детей 7–9 лет инновационных школ различного профиля на примере полихудожественного лицея и многопрофильной гимназии: диссертация... кандидата биологических наук: 03.00.13. — Ульяновск, 2003. — 155 с.
- Щанкина И. В. Профессионально-личностное становление педагога дополнительного образования в процессе творческой самореализации: автореф. дис. …канд. пед. наук: защищена 1.06.2004: утв. 2004/ Самара: СГПУ. — 27 с.