Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Повышение уровня мастерства педагогов дошкольного образования

Педагогика
18.03.2021
503
Поделиться
Библиографическое описание
Евстафьева, Л. Г. Повышение уровня мастерства педагогов дошкольного образования / Л. Г. Евстафьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79240/.


Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования, развития их личностно-профессиональных качеств в условиях дошкольной образовательной организации средствами активных методов обучения.

Ключевые слова: качество образования, системы управления, профессиональное мастерство, повышение квалификации, активные формы работы.

Введение и реализация Государственных требований к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан и выполнение Государственной учебной программы «Илк кдам» требуют повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образования.

Качество дошкольного образования зависит от множества факторов, основными из которых являются: создание эффективной системы управления дошкольным образованием; научно-методическое и инновационное обеспечение учебно-воспитательного процесса; создание современной материально-технической базы, ресурсное обеспечение образовательного процесса; кадровое обеспечение образовательного процесса и т. д.

Современной дошкольной организации нужен педагог, который позитивно оценивает происходящие изменения, готовый измениться сам; педагог, который стремится планировать и организовывать образовательный процесс на основе субъект-субъектных взаимоотношений с детьми, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников; педагог, активный в своей профессиональной деятельности.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольными организациями и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как прежде всего способствует активизации личности педагога.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

Значение интерактивных методов — достижение таких важнейших целей, как:

— стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

— повышение уровня активности и самостоятельности;

— развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

— развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Повышение квалификации педагогов — комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

Существуют различные формы повышения квалификации работников системы дошкольного образования, среди которых традиционно выделяются такие формы как:

— курсы повышения квалификации;

— методические объединения, способствующие развитию творческой активности и инициативы воспитателей;

— педагогические советы — постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности дошкольных организаций;

— индивидуальные и групповые консультации;

— открытые просмотры занятий и изучение лучшего опыта педагогов.

Традиционные формы повышения квалификации работников образования в основном нацелены на обогащение знаний и умений педагогов по конкретному направлению.

Однако сегодня педагогические работники не могут ограничиваться базовыми знаниями, полученными во время обучения в средних и высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации.

Возникает необходимость овладения новыми технологиями, методами работы с детьми, родителями, взаимопроникновение в смежные специальности.

В последние годы широко используются формы повышения квалификации воспитателей с использованием активных методов обучения.

Одним из вариантов повышения квалификации может быть участие в творческих и проблемных группах педагогов; педагогических тренингах (коучингах); мастер-классах, менторстве, тьюторстве и др.

Они преследуют разные цели: от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций.

В сфере образования существенно возрастает объем работы по повышению квалификации работников образования в сфере информационно коммуникационных технологий и, как следствие, увеличивается нагрузка на систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Так, решение задачи, определяющей постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности в рамках традиционных форм повышения квалификации, представляется недостаточно эффективным.

Сегодня традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах.

Возникает необходимость разработки такой формы повышения квалификации педагогов дошкольного образования, которая решала бы первейшую задачу образовательной политики на современном этапе − обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Таким образом, следует отметить, что научно-технический прогресс последних лет определяет тенденцию развития и усложнения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Образовательные возможности сети Интернет

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.

Интернет-образование − образование, осуществляемое с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет.

Интернет-ресурс − это ресурс Интернет, дающий возможность передавать представленную в цифровом формате информацию на большие расстояния посредством сетевого оборудования. К примерам образовательных ресурсов Интернет можно отнести сайты, содержащие материалы:

— учреждений и организаций, которые реализуют образовательные программы для детей и педагогов, которые обеспечивают научно-методическое и информационное обеспечение системы образования, а также обеспечивающих научно-техническую и инновационную политику в сфере образования;

— дистанционного обучения и тестирования, образовательных программ повышения квалификации;

— электронные библиотеки, каталоги, коллекции для целей образования, а также образовательная пресса;

— персональные сайты работников сферы дошкольного образования.

Вместе с тем, развитая инфраструктура Интернет предоставляет возможности, такие как:

— охват широчайшей аудитории не только Узбекистана, России, но и международной;

— оперативное обновление информации;

— использование непосредственных ссылок на другие ресурсы Интернет;

— широкое распространение информации о существовании ресурса с помощью информационно-поисковых систем сети Интернет.

Онлайн-семинар или веб-конференция (вебинар, англ. webinar) − проведение встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. (Zoom — лидер в области современной корпоративной видеосвязи с простой и надежной облачной платформой для видео- и аудио конференций, чата, который занимает основное место в Узбекистане телеграмм канале)

Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. (владеющим русским языком общения) В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем.

Формы и виды контроля в дистанционной форме обучении сочетают автоматизированный контроль знаний и открытые виды контроля совместного результата деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами в Узбекистане, приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОО.

Поэтому дистанционное обучение в системе повышения квалификации предполагает основу на образовательные ресурсы мирового масштаба.

Литература:

  1. Зенчинко Е., Зенчинко С. Старший воспитатель: система работы по повышению квалификации педагогов. Дошкольное воспитание.- 2003, № 5
  2. Арсенова М. А. Небаронова Н. Б. «Роль руководителя в развитии инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23290294
  3. Богуславская Т. Н. «Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20187936
  4. Буханцова Е. О. «Организация методической работы с педагогами в дошкольном образовании» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23229954
  5. Вепрева И. И. «Роль методической службы в повышении профессиональной компетентности инновационного потенциала педагогов ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
  6. Гущина Н. А. Тарасова Е. И. «Современные тенденции развития инноваций в дошкольном образовании» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26164907
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
качество образования
системы управления
профессиональное мастерство
повышение квалификации
активные формы работы
Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 239-241):
Часть 4 (стр. 231-313)
Расположение в файле:
стр. 231стр. 239-241стр. 313

Молодой учёный