В статье проанализированы данные литературных научных источников по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности в дошкольных и высших учебных заведениях, обеспечение систематичности, последовательности и преемственности в реализации здоровьесберегающих технологий в учебных заведениях.
Ключевые слова: здоровое поколение, здоровьесберегающие технологии, дошкольное учебное заведение, безопасность жизнедеятельности, здравоохранение.
Здоровое молодое поколение — это залог стабильного развития государства, один из факторов ее положительного имиджа, поэтому понятие здоровьесберегающих технологий все больше приобретает актуальность. Человек, его жизнь и здоровье признаются наивысшей социальной ценностью в любом государстве. Особенно актуально и остро вопрос звучит в образовательном пространстве, потому что здравоохранение всегда было и остается главной составляющей в учебном процессе.
Ребенок, который впервые переступил порог учебного заведения, должен сразу начать осваивать науку здравоохранения собственной жизни. Ведь в процессе эволюции человечество потеряло подсознательное чувство опасности и создало широкий спектр разнообразных внешних угроз.
Смертность вследствие несчастных случаев занимает третье место в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Чтобы предотвратить это необходим комплекс соответствующих навыков, которые следует прививать ребенку еще в раннем возрасте.
В данной концепции следует рассмотреть теоретико-методологические основы безопасности жизнедеятельности внешних и внутренних вызовов и угроз; популяризировать зарубежный опыт лучших образцов работы по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности в дошкольных учебных заведениях; обеспечивать систематичность, последовательность и преемственность в реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных учебных заведениях. Почему нужно начинать с дошкольного образования?
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. Поэтому необходимо взвешенно, учитывая возраст детей, разработать систему учебно-воспитательных мероприятий по безопасности жизнедеятельности с применением различных форм работы. Конечно, можно заучить правила, но наибольший эффект от проведенных занятий достигается лишь тогда, когда правила техники безопасности отрабатываются на конкретных примерах, то есть осознанно. Находясь в метро или в лифте, в лесу и на отдыхе, в коллективе сверстников, в общественных местах или оставшись дома без родительского надзора, малыш должен самостоятельно, без паники, находить выход из чрезвычайных ситуаций различной сложности, которые, к сожалению, могут случиться в любое время и где угодно. Главное при этом — остаться живым и здоровым.
Основными факторами, которые нарушают психическое здоровье, является экзаменационная ситуация, большое умственное напряжение, страх отвечать на занятиях (страх публичных выступлений), отсутствие интереса к учебе, неудовлетворенность методикой преподавания предметов, усталость и т. д. Среди факторов риска, влияющих на молодежь, также является ускорение темпа жизни, информационные нагрузки и социальные факторы.
Чтобы снизить симптомы, угрожающие здоровью молодых людей, очень важно рационально питаться, иметь достаточный сон, не нервничать, соблюдать гигиену тела, одежды, заниматься физической культурой. Большинство подростков не обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками об основах здоровья и здорового образа жизни.
Существует дезинтеграция деятельности семьи, школы, внешкольных учреждений по формированию здорового образа жизни учащихся. Что касается отношения к здоровому образу жизни, здесь молодое поколение можно условно разделить на пять групп: 1) с активно-положительным; 2) пассивно-положительным; 3) равнодушным; 4) пассивно-отрицательным; 5) активно-негативным отношением.
Основными причинами, отрицательно влияющими на формирование здорового образа жизни молодежи, являются следующие: несовершенство учебно-воспитательной деятельности в системе образования; несовершенство профилактической работы в системе здравоохранения; недостаток знаний и информации, которые должны предоставляться различными государственными и общественными структурами (СМИ, внешкольные молодежные организации, социальные службы для молодежи, общественные организации); ограниченные материальные возможности.
По обеспечению качества изучения вопросов защиты и безопасности жизнедеятельности в системе высшего образования, можно выделить два последовательных этапа обучения: системно-ориентированное и задача-ориентированное. Системно-ориентированное обучение формирует способность к комплексному научному решению проблем безопасности, научно-исследовательского обоснования правовых и социально-экономических механизмов действенной политики в области защиты человека и среды его обитания. Задача-ориентированное обучение включает знания о правильных действиях по предотвращению нанесения вреда человеку и окружающей среде, изучение необходимых типовых элементов структуры деятельности с ориентацией на конечный результат.
Обобщенная структура содержания концепции образования по направлению безопасности жизнедеятельности человека в высшем образовании по приведенным этапам четко структурируется и отражает построение достижения умений по алгоритму: знать, понимать явление; знать, как действовать. На основании этого и формируется главная формула безопасности: вероятные опасности необходимо предусматривать, при случае — избегать, а при необходимости — действовать.
Конечно же, в этом контексте модель подготовки учащихся как будущих специалистов предприятий, учреждений и организаций должна измениться кардинально в том, что выпускники высших учебных заведений в будущем могут быть по-настоящему носителями развитой мировоззренческой культуры, поликультурного сознания и творческого стиля мышления. Учащиеся, как будущие специалисты и рядовые граждане, должны овладеть философско-логической схемой определения вероятности возникновения негативных ситуаций и дальнейшего развития событий методами оценки риска, практическими подходами к обеспечению безопасных условий жизнедеятельности.
Итак, врожденных навыков сохранения жизни человека и механизмов безопасности жизнедеятельности нет. Поэтому человечество должно в течение всей своей жизни, независимо от возраста, учиться выявлению опасностей и умению применить средства защиты самого ценного, что есть у человека — жизни.
Выводы. Встатье проанализированы данные литературных научных источников ступенчатого обучения основам безопасности жизнедеятельности, начиная с детей дошкольного возраста, затем — школьников и студентов. Анализ научной литературы свидетельствует о необходимости по совершенствованию системы обучения и управления на каждом из возрастных этапов и обосновывает перспективы дальнейших исследований по научным направлениям.
Литература:
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М., 2013. — 243 с.
- Авдеева Н. Н., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб., 2008. — 144с.