Воспитание основ безопасного поведения детей в учебных заведениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Ергалиева, Ж. А. Воспитание основ безопасного поведения детей в учебных заведениях / Ж. А. Ергалиева, Б. М. Пирназарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65523/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проанализированы данные литературных научных источников по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности в дошкольных и высших учебных заведениях, обеспечение систематичности, последовательности и преемственности в реализации здоровьесберегающих технологий в учебных заведениях.

Ключевые слова: здоровое поколение, здоровьесберегающие технологии, дошкольное учебное заведение, безопасность жизнедеятельности, здравоохранение.

Здоровое молодое поколение — это залог стабильного развития государства, один из факторов ее положительного имиджа, поэтому понятие здоровьесберегающих технологий все больше приобретает актуальность. Человек, его жизнь и здоровье признаются наивысшей социальной ценностью в любом государстве. Особенно актуально и остро вопрос звучит в образовательном пространстве, потому что здравоохранение всегда было и остается главной составляющей в учебном процессе.

Ребенок, который впервые переступил порог учебного заведения, должен сразу начать осваивать науку здравоохранения собственной жизни. Ведь в процессе эволюции человечество потеряло подсознательное чувство опасности и создало широкий спектр разнообразных внешних угроз.

Смертность вследствие несчастных случаев занимает третье место в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Чтобы предотвратить это необходим комплекс соответствующих навыков, которые следует прививать ребенку еще в раннем возрасте.

В данной концепции следует рассмотреть теоретико-методологические основы безопасности жизнедеятельности внешних и внутренних вызовов и угроз; популяризировать зарубежный опыт лучших образцов работы по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности в дошкольных учебных заведениях; обеспечивать систематичность, последовательность и преемственность в реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных учебных заведениях. Почему нужно начинать с дошкольного образования?

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. Поэтому необходимо взвешенно, учитывая возраст детей, разработать систему учебно-воспитательных мероприятий по безопасности жизнедеятельности с применением различных форм работы. Конечно, можно заучить правила, но наибольший эффект от проведенных занятий достигается лишь тогда, когда правила техники безопасности отрабатываются на конкретных примерах, то есть осознанно. Находясь в метро или в лифте, в лесу и на отдыхе, в коллективе сверстников, в общественных местах или оставшись дома без родительского надзора, малыш должен самостоятельно, без паники, находить выход из чрезвычайных ситуаций различной сложности, которые, к сожалению, могут случиться в любое время и где угодно. Главное при этом — остаться живым и здоровым.

Основными факторами, которые нарушают психическое здоровье, является экзаменационная ситуация, большое умственное напряжение, страх отвечать на занятиях (страх публичных выступлений), отсутствие интереса к учебе, неудовлетворенность методикой преподавания предметов, усталость и т. д. Среди факторов риска, влияющих на молодежь, также является ускорение темпа жизни, информационные нагрузки и социальные факторы.

Чтобы снизить симптомы, угрожающие здоровью молодых людей, очень важно рационально питаться, иметь достаточный сон, не нервничать, соблюдать гигиену тела, одежды, заниматься физической культурой. Большинство подростков не обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками об основах здоровья и здорового образа жизни.

Существует дезинтеграция деятельности семьи, школы, внешкольных учреждений по формированию здорового образа жизни учащихся. Что касается отношения к здоровому образу жизни, здесь молодое поколение можно условно разделить на пять групп: 1) с активно-положительным; 2) пассивно-положительным; 3) равнодушным; 4) пассивно-отрицательным; 5) активно-негативным отношением.

Основными причинами, отрицательно влияющими на формирование здорового образа жизни молодежи, являются следующие: несовершенство учебно-воспитательной деятельности в системе образования; несовершенство профилактической работы в системе здравоохранения; недостаток знаний и информации, которые должны предоставляться различными государственными и общественными структурами (СМИ, внешкольные молодежные организации, социальные службы для молодежи, общественные организации); ограниченные материальные возможности.

По обеспечению качества изучения вопросов защиты и безопасности жизнедеятельности в системе высшего образования, можно выделить два последовательных этапа обучения: системно-ориентированное и задача-ориентированное. Системно-ориентированное обучение формирует способность к комплексному научному решению проблем безопасности, научно-исследовательского обоснования правовых и социально-экономических механизмов действенной политики в области защиты человека и среды его обитания. Задача-ориентированное обучение включает знания о правильных действиях по предотвращению нанесения вреда человеку и окружающей среде, изучение необходимых типовых элементов структуры деятельности с ориентацией на конечный результат.

Обобщенная структура содержания концепции образования по направлению безопасности жизнедеятельности человека в высшем образовании по приведенным этапам четко структурируется и отражает построение достижения умений по алгоритму: знать, понимать явление; знать, как действовать. На основании этого и формируется главная формула безопасности: вероятные опасности необходимо предусматривать, при случае — избегать, а при необходимости — действовать.

Конечно же, в этом контексте модель подготовки учащихся как будущих специалистов предприятий, учреждений и организаций должна измениться кардинально в том, что выпускники высших учебных заведений в будущем могут быть по-настоящему носителями развитой мировоззренческой культуры, поликультурного сознания и творческого стиля мышления. Учащиеся, как будущие специалисты и рядовые граждане, должны овладеть философско-логической схемой определения вероятности возникновения негативных ситуаций и дальнейшего развития событий методами оценки риска, практическими подходами к обеспечению безопасных условий жизнедеятельности.

Итак, врожденных навыков сохранения жизни человека и механизмов безопасности жизнедеятельности нет. Поэтому человечество должно в течение всей своей жизни, независимо от возраста, учиться выявлению опасностей и умению применить средства защиты самого ценного, что есть у человека — жизни.

Выводы. Встатье проанализированы данные литературных научных источников ступенчатого обучения основам безопасности жизнедеятельности, начиная с детей дошкольного возраста, затем — школьников и студентов. Анализ научной литературы свидетельствует о необходимости по совершенствованию системы обучения и управления на каждом из возрастных этапов и обосновывает перспективы дальнейших исследований по научным направлениям.

Литература:

  1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М., 2013. — 243 с.
  2. Авдеева Н. Н., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб., 2008. — 144с.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасность жизнедеятельности, здоровый образ жизни, актуальная проблема безопасности жизнедеятельности, высшее образование, дошкольный возраст, заведение.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.

Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации

В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования

В статье автор рассматривает вопросы здоровьесбережения детей в дошкольных образовательных учреждениях с правовой и практической точек зрения.

Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду

В статье описывается система современных взглядов, принципов и приоритетов по патриотическому воспитанию дошкольников, Сформулированы теоретические основы и принципы патриотического воспитания, направления деятельности и роль педагогов. Представлена ...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегаю...

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.

Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации

В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования

В статье автор рассматривает вопросы здоровьесбережения детей в дошкольных образовательных учреждениях с правовой и практической точек зрения.

Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду

В статье описывается система современных взглядов, принципов и приоритетов по патриотическому воспитанию дошкольников, Сформулированы теоретические основы и принципы патриотического воспитания, направления деятельности и роль педагогов. Представлена ...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегаю...

Задать вопрос