Педагогические подходы к обеспечению безопасности здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 779 раз

Библиографическое описание:

Сопко, Г. И. Педагогические подходы к обеспечению безопасности здоровья / Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 88-92. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13217/ (дата обращения: 17.12.2024).

Безопасность жизнедеятельности основной своей целью предполагает в первую очередь обеспечение здоровья человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своей модели здоровья (здоровье есть состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или телесного недостатка) приоритетно рассматривает человека как биосоциальное создание. Именно поэтому эта модель представляется многокомпонентным комплексом, включающим в себя помимо биологической (соматической) составляющей еще и социальную и психологическую. Это обстоятельство послужило объективной основой для объединения усилий по совместной работе в здоровьеориентированной сфере педагогов, врачей, валеологов, социальных работников, а также воспитателей подрастающего поколения разных возрастов.

Анализируя степень изученности и освоения различных составляющих здоровья человека в нынешних условиях следует отметить, что соматический компонент изучен достаточно хорошо. Как известно он зависит от четырех факторов – образ жизни, наследственность, экология, здравоохранение. Объективная необходимость использования модели здоровья ВОЗ как научно обоснованной базы для развития и совершенствования здоровьесбережения требует усиления воспитательного компонента в качестве главного направления для формирования личности молодого человека – дошкольника, школьника, студента и т.д. Успех на этом пути реален, если деятельность воспитателя будет ориентирована на производство человека и, прежде всего, его внебиологического поведения. Поэтому целью воспитания является производство человека, способного счастливо жить в обществе. Одной из главных подсистем в достижении этой цели – является социально-воспитательная. В ней происходит воспроизводство человека как субьекта общественной жизни на основе всей атрибуции обучения и воспитания как сути педагогического дела [4].

В связи с этим следует подчеркнуть, что из провозглашенных в трудах педагогов-валеологов РГПУ им. А.И. Герцена двух основных направлений воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности - суть - воспитание человека в составе коллектива – педагогической валеологии и самовоспитание личности – креативной валеологии, в системе дошкольного и школьного образования предпочтение следует отдавать первому из указанных путей [1, 3, 12]. Заслуживает внимание и обоснованное положение о преимущественном использовании технологий здоровьеформирующей ориентации в процессе становления и развития личности на этом возрастном этапе.

Современная жизнь доказывает необходимость повседневного обеспечения безопасности жизнедеятельности и требует обучения сотрудников образовательных учреждений, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия [10, 18, 19, 23].

Одной из важнейших обучающих функций современных образовательных учреждений является социальная. Она включает: укрепление здоровья, осуществление связи поколений, привитие коммуникативных умений и навыков. Естественно, что в рамках преимущественно этой функции и должно происходить обучение и воспитание личности безопасного типа поведения в современных условиях [16,17] .

Концепция модернизации российского образования предусматривает использование современных технологий для управления педагогическим процессом, реализации идей развивающего образования, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества [27].

Важно подчеркнуть, что современная тенденция оптимизации педагогического процесса предполагает внедрение и широкое использование здоровьеориентированной технологии как в отношении обучаемых, так и обучающих и распространение своего влияния на все этапы, уровни и сферы обучения молодежи [24, 26, 28].

Это нашло отражение прежде всего в письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». Указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера. В письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных учреждений [15].

Вместе с тем задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями с целью сохранения здоровья [20].

С этой точки зрения особое значение приобретает взаимовлияние, взаимозависимость и взаимообусловленность здорового образа жизни (ЗОЖ) и безопасности жизнедеятельности (БЖ). Учение о ЗОЖ является одной из базовых дисциплин области безопасности жизнедеятельности. ЗОЖ и БЖ неразрывно связаны друг с другом, поскольку общим объектом их приложения является человек и состояние его здоровья. Задачи ЗОЖ - формирование, укрепление, стабилизация и сохранение здоровья – напрямую связаны и перекликаются с задачами БЖ как науки о сохранении здоровья в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни и ликвидации последствий негативных воздействий. ЗОЖ как система является научно обоснованной базой, с помощью которой можно дать оценку потенциальным способностям и реальным возможностям человека противостоять любой из многочисленных окружающих его невзгод с целью сохранения собственной безопасности. Именно поэтому мы вправе, проявляя заботу о безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста и, прежде всего, думать о безопасности их здоровья.

В основе профессиональной деятельности учебного заведения начального образования лежит средовой, культурологический и деятельный подходы. Образовательная среда представлена взаимодействием участников педагогического процесса, предметной развивающей средой и педагогическими технологиями. В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из важных задач обучения становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности в образовательном учреждении.

Забота о здоровье участников педагогического процесса представляется актуальной задачей и предполагает систематическую работу как в направлении изучения влияния учебного процесса на здоровье, так и в направлении понимания сущности здорового образа жизни, а также наличия мотивации для реализации его установок. Непременным условием эффективной работы по обеспечению безопасности детей в образовательном учреждении является диагностика их знаний, умений, навыков по безопасному поведению. Она предполагает прогнозирование, отслеживание и оперативное регулирование проявлений безопасного поведения у каждого ребенка. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической, так и психической стороны [2].

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей. Это свидетельствует о необходимости адресной социальной заботы о детях и, прежде всего, решения вопросов охраны их здоровья, приоритетности профилактических и оздоровительных программ [6]. Значительная роль в формировании здоровья на данном этапе принадлежит и образовательным учреждениям. Роль педагога образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка младшего школьного возраста и воспитывающего ценностное отношение учеников к своему здоровью. В ходе совместной деятельности с учащимися педагог обеспечивает приобщение учеников к культуре здоровья, культуре безопасности жизнедеятельности и, на этой основе, к становлению личности безопасного типа поведения, что является залогом безопасности, прежде всего индивидуального здоровья [7, 8].

Рассматривая современные подходы к решению задач формирования культуры безопасности здоровья у подрастающего поколения можно заключить, что назрела необходимость реализации в начальной школе образовательной среды по формированию этой культуры у обучающихся [9].

Для того, чтобы дети в начальной школе были здоровы, необходимо их научить основам безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем обстоятельствам, которые их будут ожидать. И, конечно же, необходимо воспитывать потребность детей в здоровом образе жизни, учить их правильно относиться к своему здоровью.

В настоящее время культуру безопасности здоровья детей можно представить как: совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанного отношения к жизни и здоровью человека, умений и навыков по сбережению своей жизни, поддержанию здоровья, адекватному поведению в различных жизненных ситуациях как: образовательную среду формирования культуры БЖ детей, которая должна быть представлена комплексом условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на становление, осознание и развитие идеологии безопасного поведения и обитания ребенка в современных условиях, на состояние его физического и психического здоровья, а также на деятельность всех участников образовательного процесса. Раннее и дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человек и в первую очередь важнейшей ее составляющей - культуры здоровья. Не случайно валеология детства является наименее разработанным, наиболее трудоемким, но перспективным направлением научных исследований и младший школьный возраст (7-8 лет) является существенно важным для формирования здоровьеориентированной психологии [11].

 По нашему мнению работу по безопасности жизнедеятельности детей целесообразно проводить со старшего дошкольного возраста, т.к. в этом возрасте у детей расширяются и углубляются разносторонние представления о человеке, его здоровье и безопасности жизнедеятельности, восприятие окружающего мира сливается с пониманием; развиваются начальные формы логического мышления, появляется способность к волевой регуляции поведения, совершенствуется умение прогнозировать поведение людей. Говоря о формировании культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников, мы имеем в виду ее основы, т.к. культура безопасности жизнедеятельности в целом совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Вместе с тем старший дошкольный и младший школьный возраст представляются важнейшими этапами формирования здоровья ребенка. Именно этот период жизни является одним из ключевых в становлении единства физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.

В концепции любого образовательного учреждения решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Задачи по безопасности, сохранению и укреплению здоровья детей регламентируются и обеспечиваются нормативно-правовыми документами государственного масштаба [5, 15, 21].

На данном этапе обоснованы цели, задачи и методология здоровьеформирующего образования и предложен многоуровневый вариант системы повышения результативности здоровьеориентированного образования, который протекает во времени и состоит из определенных этапов, включающих решение исследовательских, прогностических, организационных, диагностических и интерпретационных задач. Успех работы в этом направлении зависит как от общей идеологии учреждения, так и от возможностей каждого субьекта образовательной системы в отдельности. На базе прогимназии № 698 «Пансион» Московского района Санкт-Петербурга, помимо обязательной образовательной программы по формированию ЗОЖ, перманентно и последовательно проводится исследовательская работа по внедрению четырехэтапного процесса повышения результативности здоровьеориентированного образования.

В начале, на первом этапе планирования предполагается определение целей, задач, проектирование работы в области здоровья. Он включает: анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих обеспечение качества здоровьеформирующего образования [5,15,21], выявление особенностей образа жизни, факторов и групп риска в образовательной среде; изучение особенностей образа жизни и уровня здоровья учеников; исследование стартовых способностей и потребностей обучающихся в вопросах здоровьесбережения; моделирование образовательного маршрута в области здоровья на основе федерального и регионального компонентов; анализ деятельности педагогического состава, состояние его подготовки; обеспечение учебного процесса учебно-методическими материалами по вопросам культуры здоровья и безопасности; моделирование искомого образа качества результатов здоровьеформирующего образования (критерии и показатели качества обучения).

На втором этапевыполнения плана осуществляется воспитательная работа с учениками по вопросам здоровья и ЗОЖ и реализуется в: обучении детей вопросам здоровья и ЗОЖ (формы и методы: дискуссии, ролевые игры и т.д.); проведении конкурса творческих проектов (рассказы, рисунки) по здоровьеформирующей тематике; профилактике вредных привычек индивидуально и в группе; организации физкультурно-оздоровительных мероприятий; использовании воспитательного потенциала изучаемых разделов; создании на занятиях здоровьесберегающей среды, в том числе использование здоровьесберегающих образовательных технологий (предупреждение перегрузок памяти, способствующих стрессу, чередование видов учебной деятельности, обучение на фоне положительных эмоций и др.) [13, 14, 22 ].

На третьем этапе – измерение качества – предполагается оценка качества результатов здоровьеориентированного образования, которая, включает: проверку знаний в ходе дискуссий по вопросам здоровьесбережения и здоровьеформирования; исследование способностей и потребностей учеников в вопросах здоровьесбережения и здоровьеформирования; оценку педагогами качества учебно-воспитательного процесса в области здоровья на основе самооценки и выявление его сильных и слабых сторон, а также перспектив его развития (swot-анализ).

Четвертый этап представляет анализ результатов. Это разработка рекомендаций по коррекции образовательного процесса в области здоровья на основе данных, полученных на предыдущих этапах. Все мероприятия по управлению качеством образования, проводимые педагогами, анализируются на заседаниях методического совета.

Таким образом, процесс управления здоровьеориентированным образованием в представленном образовательном учреждении являет собой систему последовательных ступеней, способствующую неуклонному поэтапному повышению уровня обучения и воспитания и, в результате, росту качества знаний и позитивных мотиваций в сфере безопасности здоровья у детей как основы их благополучия.

 

Литература:

1.                              Арутюнова Н.С., Варшамов Ю.Л., Соломин В.П., Сопко Г.И. и др. Основы валеологии /Учебное пособие Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 1999. С. 51-56. (Сопко Г.И., Варшамов Ю.Л., Михайлов Л.А. Образ жизни и здоровье).

2.                              Бахтин Ю.К.. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование культуры здоровья – ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый. 2012.- № 4. – С. 445-448.

3.                              Варшамов Ю.Л., Соломин В.П., Сопко Г.И. и др. Валеология/
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 1995. С. 49-50. ( Соломин В.П., Сопко Г.И. Образ жизни и здоровье).

4.                              Варшамов Ю.Л., Соломин В.П., Сопко Г.И., Семенов А.А.и др. Валеология/
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 1995. С. 43-48. (Соломин В.П., Семенов А.А., Роль воспитательного процесса в формировании здоровья. Значение социального и духовного компонентов).

5.                              Закон РФ «Об образовании». Ведомости СНД и ВС РС 30.07.1992, № 30 ст. 17-97.

6.                              Костецкая Г.А. Технологии обучения безопасности жизнедеятельности в современной школе: роль и возможности./В сборнике: Педагогика безопасности: наука и образование сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Составитель и общ. ред. В.В. Гафнера; Уральский государственный педагогический университет. 2012.- С. 39-44.

7.                              Костецкая Г.А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. - № 3 (40) .- С. 467.

8.                              Костецкая Г.А., Попова Р.И. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников // Здоровьесберегающее образование. 2013. - № 1. - С. 105-107.

9.                              Костецкая Г.А., Попова Р.И. Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011.- № 5.-С. 149-150.

10.                          Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2012. - № 4. - С. 242.

11.                          Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении //
Молодой ученый. 2012.- № 2.- С. 286-289.

12.                          Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Проблемы обучения биологии в школе программа спецкурса / Санкт-Петербург, 1996.

13.                          Марина, А. В., Соломин, В. П., Станкевич, П. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения / А. В. МаринаВ. П. СоломинП. В. Станкевич. - СПб.: Тесса, 2000.

14.                          Михайлов Л.А., Соломин В.П., Макарова Л.П., Сопко Г.И. и др. / Безопасность жизнедеятельности /Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540100 (050100) "Естественно-научное образование" (профиль подготовки "Безопасность жизнедеятельности") / редактор Л. А. Михайлов. Москва, 2008. С. 226-235. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности (Макарова Л.П., Сопко Г.И. Здоровый образ жизни и его составляющие).

15.                          Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» Письмо Минобрнауки РФ от 30.08.2005 n 03-1572.

16.                          Пазыркина М.В., Плахов Н.Н. Здоровьеформирующие технологии как основной компонент образовательного процесса дошкольников //
В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 95-97.

17.                          Пазыркина М.В., Плахов Н.Н. Гигиена питания школьников как педагогическая проблема // Воспитание школьников. 2014. - № 7. С. 70 -76.

18.                          Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Формирование компетентности здоровьесбережения у студентов педагогического вуза // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. - №1. - С. 123 - 127.

19.                          Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Буйнов Л.Г. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. - № 10. - С. 162-165.

20.                          Плахов Н.Н., Пазыркина М.В., Романова Т.В. Реализация системы здоровьеформирующей поддержки психофизического состояния дошкольников // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат)материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 100-102.

21.                          Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "РГ" - Федеральный выпуск № 5430 16 марта 2011 г.

22.                          Соломин В.П., Марина А.В., Станкевич П.В. Олимпиады по биологии для школьников. Книга для учителя / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; сост.: В. П. Соломин, А. В. Марина, П. В. Станкевич. Санкт-Петербург, 1997.

23.                          Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интегрированных программ для образовательных учреждений // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 417-420.

24.                          Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Культура здоровья – важный компонент народного образования // Здоровьесберегающее образование. 2013. - № 1 (29).- С. 88-93.

25.                          Сопко Г.И., Пазыркина М.В. О необходимости компетентностного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 484-486.

26.                          Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Педагогические технологии обеспечения безопасности здоровья // Начальная школа плюс До и После. 2012. - № 7. - С. 9 -12.

27.                          Станкевич П.В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования // Наука и школа. 2009. - № 1. - С. 3-5.

28.                          Царенко В.П., Киселева Э.М., Лай Е.С. Методические аспекты подготовки бакалавров к работе по формированию зож школьников. В сборнике: Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (образовательная область "Безопасность жизнедеятельности") материалы XIII-й научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2009. С. 320-323.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, здоровье, младший школьный возраст, образовательное учреждение, безопасное поведение, безопасность жизнедеятельности, здоровый образ жизни, область здоровья, ребенок, образовательная среда.


Задать вопрос