В данной статье рассматривается вопрос о формировании основ безопасного поведения дошкольников. В дошкольном возрасте фундаментом безопасного поведения является закрепление знаний о правилах безопасности в любых ситуациях.
Ключевые слова: безопасность, правила поведения, экстремальная ситуация, опасность, понятия «можно — нельзя», здоровьесберегающие технологии, соматическое здоровье, физиологические особенности
This article discusses the issue of forming the foundations of safe behavior in preschoolers. In preschool age, the foundation of safe behavior is to consolidate knowledge about safety rules in all situations.
Keywords: safety, rules of conduct, extreme situation, danger, concepts of “dos and don’ts”, health-saving technologies, somatic health, physiological characteristics
Одной из главных задач в детских садах является формирование основ безопасного поведения и защита здоровья детей. Только тогда вы сможете быть уверены, что жизнь и здоровье ребенка действительно защищены. Даже если бы мы, взрослые, оградили ребенка от всех опасностей и поместили его в «стерильную» среду, свободную от колющих материалов, микробов, животных и чрезмерного стресса, он все равно не был бы в безопасности. В этом случае мы можем защитить физическое (соматическое) здоровье ребенка, но не можем гарантировать его психологическое здоровье в будущем [3]
Сегодня, как никогда, мы чувствуем большую заботу о детях. Задача взрослых — не только уберечь и защитить самого ребенка, но и подготовить его к различным трудным, а иногда и опасным жизненным ситуациям.
Ребенок в силу своих физиологических особенностей не может оценить серьезность угрозы его жизни без вмешательства взрослых, и поэтому на нас с вами лежит обязанность защитить нашего ребенка — помочь ему определить и дать простые навыки основ безопасности [1].
Дошкольный возраст наиболее уязвимая и беззащитная часть населения. Делая первые шаги в познании окружающего мира, они зачастую встречаются с опасностью и нередко становятся жертвами и заложниками собственных ситуаций, по неосторожности попадая в те или иные ситуации.
У них нет опыта, помогающего распознавать опасность, нет навыков безопасного взаимодействия с предметами, нет защитной психологической реакции на угрозу, свойственную взрослым. Большинство детей дошкольного возраста не знают, что делать в той или иной чрезвычайной ситуации. Любое событие может стать особенным моментом для ребенка [4].
Основная задача по воспитанию безопасного поведения у дошкольников — предоставить каждому основные понятия опасных для жизни ситуации и особенностей поведения в них.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях [1].
Что такое безопасное поведение?
Безопасное поведение дошкольников — это формирование у детей навыков, которые помогут им распознавать опасности, избегать их и ликвидировать последствия [2].
С самого раннего детства любознательность детей в познании окружающего мира, поощряемая взрослыми, становится опасная для самого малыша. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом мы взрослые сами порой не замечаем, как все чаще начинаем говорить слова запреты «нельзя», «не трогай», «отойди». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это производит противоположный эффект.
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни.
Основные положения формирования основ безопасного поведения дошкольников:
- Обучающие: приобретение дошкольниками начальных знаний о правилах поведения, формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения в повседневной жизни, обществе, природе, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам безопасного поведения.
- Развивающие: развитие познавательных процессов у детей: развитие речи, внимания, воображения, логического мышления, памяти, двигательных навыков по координации движений.
- Воспитательные: привитие детям «чувства» опасности, но не страха, умения ориентироваться в ситуации [3].
Безопасное поведение воспитывается на основе желания ребенка исследовать окружающий мир, используя свое любопытство, визуальное и художественное мышление, а также непосредственное восприятие [4].
Средства ознакомления детей с основами безопасности.
Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
В работе используются различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения:
— Вербальные (беседы, стихи, ситуации-загадки, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);
— Практические (дидактические игры, игровые тренинги, экскурсии, игры-драматизации, проблемные ситуации, игровое моделирование);
— Визуальные (наблюдения, видеопрезентации, мультипликационные видеофильмы, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях) [1].
Художественная литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения русских сказок: «Кошкин дом», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Б. Житков «Пожар и море», С.Я Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Г. Остер «Вредные советы», Л.Толстой «Пожарные собаки», М.Кринвич «Спичка — невеличка», С. Михалков «Дядя Степа», Т. Нуждина «история спички», Е. Пермяк «как Огонь Воду замуж звал» и др [5].
Применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Тело», «Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» [4].
Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения — это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. — С.П., 2002;
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
- Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. — М.,1996;
- Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. — М., 2000.
- Левашова, Е. Детская литература как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО / Е. Левашова. — Текст : электронный // Учебно-методический портал : [сайт]. — URL: https://www.uchmet.ru/library/material/2857595/?ysclid=m2z0xxh6a975529097 (дата обращения: 04.11.2024).