Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа) / Е. Г. Потапочкина, Е. А. Лапко, О. В. Снигирёва [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84500/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современный мир полон опасностей — стихийные бедствия, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность. Для детей очень важно осознать, что главной целью человека — ценить то, что тебя окружает, а также себя и своё собственное здоровье, которое нужно беречь и оберегать.

Двадцать первое столетие получило название «век научно-технического прогресса», это обусловлено быстрым развитием прикладной науки, которое привело к множествам достижений и внедрению новых технологий не только в процессе производства, но и в повседневной жизни. Современный ребёнок слишком «продвинутый»: уже с полутора лет может самостоятельно включить напольный вентилятор, переключить режим увлажнителя воздуха, «включить» стиральную машинку.

Такие авторы как Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, изучали научные труды А. Маслоу, который пришел к выводу о том, что потребность в безопасности является основной и доминирующей потребностью ребенка, ее депривация может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. Потребность в безопасности и стабильности существования, уверенности в завтрашнем дне занимает вторую ступень в пятиступенчатой классификации потребностей личности А. Маслоу и является потенциально значимой для среднестатистического индивида.

Наибольшее число травм происходит с детьми в возрасте от 4 до 7 лет — в этот период они становятся более самостоятельными. При этом мальчики получают травмы чаще девочек, что объясняется их большей подвижностью и некоторой бравадой, желанием казаться сверстникам более сильными и бесстрашными.

Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности предполагает реализацию следующего механизма, включающего рациональный, эмоциональный и поведенческо-деятельностный компонент.

Говоря о компонентах названного механизма, необходимо отметить то, что первый рациональный компонент предполагает сферу сознания личности, так как отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях.

Второй эмоциональный компонент предполагает восприятие любого знания, действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира .

Третий поведенческо-деятельностный компонент предполагает то, что знания о мире, их эмоциональная оценка неизменно приводят к определённому типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий) .

Тем не менее психологи утверждают, что шалости такого рода — это не порок, а неотъемлемая часть детского периода жизни. Даже если соблюдать все установленные правила родителей и педагогов, избежать травм в дошкольном возрасте практически невозможно

Основные методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников:

  1. Словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.);
  2. Практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.).

Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших дошкольников, но на материале, отражающем специфику возрастных возможностей детей.

Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать.

Так, рассказывая о явлении природного электричества — грозе, необходимо обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства- громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях. Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и взрослые в домах надежно защищены от неё.

Следует поддерживать заинтересованность детей совмещая упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников — это пример окружающих ребёнка взрослых.

Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий — метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме.

Просмотр обучающих мультфильмов — это метод наиболее привлекателен для детей. Педагогам можно использовать мультфильмы, направленные специально на формирование воспитания основ безопасного поведения детей в быту: «Аркадий Паровозов», «Уроки тётушки совы», «Фиксики и безопасность», «Лёлек и Болек», «Азбука безопасности», данные мультфильмы обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью.

Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий — современные разновидности наглядного метода. Для этого можно подготовить в непосредственной образовательной деятельности, занятие с использованием мультимедийной презентации на разные темы в области формирования безопасного поведения на разные темы «Азбука безопасности», «Опасные ситуации дома», «Огонь наш друг? Или враг», «Осторожно электроприборы!», «Почему на кухни игры плохи?», «Какие есть службы спасения», «Почему открытое окно может стать опасностью?». Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям — очень популярная у дошкольников форма наглядного метода.

Все перечисленные формы работы являются необходимыми педагогическими условиями формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Таким образом , для того чтобы дети в детском саду были здоровы, необходимо научить их основам безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем обстоятельствам, которые их ожидают.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома; опасности на дороге и улице; опасности на природе; опасности в общении с незнакомыми людьми. Именно от информированности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Главной целью дошкольного образовательного учреждения обучить подрастающее поколение правилам безопасного поведения, предотвратить возможные экстремальные ситуации и научить их осторожности.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, ребенок, безопасное поведение детей, дошкольный возраст, наглядный метод, окружающий мир, опасность.


Похожие статьи

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Решение арифметических задач»

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Похожие статьи

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Решение арифметических задач»

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Задать вопрос