Одной из важнейших целей образования и воспитания сегодня становится создание условий для гармоничного развития личности каждого ребёнка. Актуальность проблемы охраны и укрепления здоровья детей в период обучения в школе связана с тем, что здоровье – один из критериев адаптации к учебному процессу и постоянно меняющимся условиям окружающей среды. В связи с этим возрастает значимость сохранения физического и психического здоровья детей в процессе образовательной деятельности [4]. Здоровье необходимо беречь, сохранять и стараться научиться управлять им. Эти задачи успешно реализуются, когда есть определенные знания, практические умения, необходимые для организации здорового образа и стиля жизни. Эксперты ВОЗ считают, что состояние здоровья современного человека согласно медико-биологическим представлениям определяют: индивидуальный образ жизни – на 50%; наследственность – на 20%; условия окружающей среды – на 20%; медико-санитарная помощь – на 10%.
Образ жизни – сложное понятие, в него включаются все стороны поведения человека: индивидуальные склонности и привычки, этнические особенности, культурные нормы. Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, который способствует формированию, укреплению, сохранению здоровья и позволяет в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.
Для формирования здорового образа жизни у школьников в образовательных учреждениях необходимо реализовывать системную программу по пропаганде здорового образа и стиля жизни: акцентировать внимание на значении здоровой и продолжительной жизни, когда болезнь невыгодна с точки зрения семейной жизни и профессиональной карьеры. Критериями сформированности здорового образа жизни являются следующие показатели:
- потребность в здоровом образе жизни (направленность на создание здорового образа жизни, осознание важности здорового образа жизни, убеждённость в необходимости самосовершенствования в вопросах ЗОЖ);
- уровень теоретической подготовки (наличие комплекса знаний, познавательная активность, сформированность аналитического мышления);
- технологическая готовность (умение прогнозировать деятельность и её результаты с позиции здорового образа жизни и безопасности в целом, степень владения способами и средствами минимизации негативного воздействия окружающей среды на здоровье, владение технологией принятия решения в ЧС);
- творческая активность в обеспечении здорового жизни (способность к видению проблем, нестандартность мышления, способность к восприятию инноваций) [6].
Задачи здорового образа жизни – формирование, укрепление, стабилизация и сохранение здоровья – напрямую связаны и перекликаются с задачами безопасности жизнедеятельности как науки о сохранении здоровья в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни или ликвидации последствий негативных воздействий [2, 5].
Первостепенная задача учителя ОБЖ – организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье школьника и воспитывающий ценностное отношение учеников к своему здоровью. В ходе совместной деятельности с учащимися педагог обеспечивает приобщение учеников к культуре здоровья, безопасности жизнедеятельности и на этой основе – к становлению личности безопасного типа поведения, что является залогом безопасности – прежде всего, индивидуального здоровья [2, 3]. Арсенал психолого-педагогических технологий, в частности активных методов работы, необъятен. Такое разнообразие форм и методов обучения делает процесс обучения творческим и предлагает многоплановое воздействие на учащихся. К ним относятся разработка тренингов, деловых и ролевых игр для формирования ЗОЖ и воспитаниякультуры безопасности, проведение конкурса творческих проектов по здоровьеформирующей тематике («Мода и здоровье», профилактике вредных привычек, профилактике болезней), организация физкультурно-оздоровительных внеурочных мероприятий («День здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья»), использование здоровьесберегающих технологий. Необходимо также создание методических материалов для интегрированных уроков и внеклассных занятий по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования (опорные конспекты, подбор тематических интернет-ресурсов, мультимедийных средств обучения и др.) [1, 4].
Таким образом, формирование здорового образа жизни – важная составляющая деятельности образовательных учреждений, поскольку оно непосредственно сказывается на качестве образования.
Литература:
1. Газизулин Т.Г., Максиняева М.Р. О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») // Молодой ученый. – 2014. – № 18.1. – с.27–29.
2. Киселева Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – № 1 (29) –С.102–104.
3. Костецкая Г.А., Попова Р.И. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – № 1 (29) – С. 105– 107.
4. Пискунов В.А., Максиняева М.Р., Тупицына Л.П. и др. Здоровый образ жизни: Учебное пособие. – Москва. – 2012. – 86 с.
5. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Педагогические подходы к обеспечению безопасности здоровья // Молодой учёный. – 2014. – № 18.1 –С. 88–92.
6. Суворова Л.В. Здоровый образ жизни как компонент культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник Казанского энергетического университета. – Казань. – № 3 (10). – 2011. –С.118–125.