Некоторые аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 12.01.2015

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Галынин, А. А. Некоторые аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена / А. А. Галынин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 503-505. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14683/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена эмиграции из Российской Федерации, в частности из Иркутской области, кадров с высшим профессиональным образованием, другими словами, описываемая как «утечка умов». Проводится анализ показателей эмиграции за период 2013–2017 гг. и выявляется на его основе тенденция. Также в исследовании используется сравнительный анализ показателей регионов СФО. Приводятся причины данного явления и рекомендации к решению проблемы.

Ключевые слова: Иркутск, Иркутская область, Россия, миграция, эмиграция, интеллектуальная эмиграция, утечка умов.

Утечка умов — процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам. При оценке этого процесса с нейтральной точки зрения можно предположить, что странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический, ущерб, и напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-эмигрантов, приобретают огромный и дешевый интеллектуальный капитал [1].

Проблема интеллектуальной эмиграции существует в России давно, после распада СССР тысячи наших соотечественников эмигрировали. В настоящее время, по оценкам исследователей, за рубежом проживают около 2,7 миллионов уроженцев России, из них примерно 1,5 миллионов человек сохраняют российское гражданство. География эмиграции такова: Германия, Израиль, США, страны Центральной, Южной и Северной Европы, Австралия, Южная Корея, Япония и Сингапур [3].

На сегодняшний день данная проблема начинает становиться серьезнее. Речь уже идет не о массовой эмиграции после распада СССР, а о ежегодно нарастающем числе выбывшего населения с высшим образованием из страны.

Рассмотрим международную эмиграцию из России за последние 5 лет. В таблице 1 приведены данные о количестве эмигрантов старше 14 лет, а также данные об эмигрантах с высшим образованием, в том числе о докторах и кандидатах наук.

Таблица 1

Количество эмигрировавших из России жителей старше 14 лет, 2013–2017гг.

2013

2014

2015

2016

2017

Число выбывших в возрасте 14 лет и старше,

178 837

295 806

336 934

291 337

348 291

из них

высшее профессиональное (высшее)

19 845

29 164

36 889

43 516

58 584

из них имели ученую степень:

доктора наук

52

96

110

121

151

кандидата наук

225

231

198

223

279

*Источник: составлена автором на основе данных [4].

В таблице 1 можно наблюдать уверенный ежегодный рост международных эмигрантов в целом, а также международных эмигрантов с высшим образованием. Ежегодно Россия лишается «умов», высококвалифицированных специалистов, которые находят другие страны более привлекательными для жизни и работы.

Рис. 1. Статистика эмигрантов из России с высшим профессиональным (высшим) образованием, 2013–2017 гг.

На рисунке 1 показана тенденция к эмиграции населения с высшим образованием за пределы России. Резкий рост эмигрантов в промежутке 2016–2017 гг. показывает, насколько проблема обострилась.

Причины, подталкивающие жителей Иркутской области к эмиграции, можно разделить на такие группы:

  1. Социально-экономические

– Низкий уровень заработной платы — за первое полугодие 2018 года среднемесячная заработная плата в Иркутской области составила 41 141 рубль [5]. В целом, это выше, чем средняя зарплата по России, однако стоит учитывать, что в северных районах Иркутской области, где занимаются добычей золота, заработная плата может существенно отличаться. Так в компании ОАО «Высочайший», г. Бодайбо, заработная плата варьируется от 39 874 рублей в месяц до 94 417 рублей в месяц, что существенно выше, чем средняя зарплата по области [6];

– Отсутствие продвижения по карьерной лестнице;

– Трудности с ведением бизнеса;

– Отсутствие реальной конкуренции;

– Коррупция;

– Неудовлетворительное качество объектов социальной инфраструктуры — одной из ключевых проблем области является высокий износ инфраструктуры и жилищного фонда, отсутствие единой транспортной системы [9].

– Безработица — уровень безработицы в Иркутской области составляет 8,7 %, что превышает ее средний уровень по Сибирскому федеральному округу (7,3 %) [10].

  1. Социально-политические

– Низкий уровень доверия к государственным институтам — данная причина связана с низкой эффективностью институтов, бюрократией, «безразличием» к проблемам общества и граждан. Среди людей распространено мнение о неспособности правоохранительных органов защитить их права [2].

  1. Иные причины, куда входят:

– Экологическая ситуация — в Сибирском федеральном округе Иркутская область занимает 1 место по сбросу загрязненных сточных вод, 3 — по объемам вредных выбросов в атмосферу от стационарных источников, 5 — по объему образовавшихся отходов производства и потребления. В 2017 году 736 предприятий выбросили в атмосферу 660 000 тонн загрязняющих веществ. В природные водные объекты сброшено 824 миллиона кубометров сточных вод. По сбросу сточных вод лидируют Братск, Усть-Илимск, Иркутск [7].

– Неудовлетворительные природно-климатические условия — Иркутская область находится в зоне резко-континентального климата, характеризующегося резкими перепадами температур, длительным холодным периодом 5–8 месяцев. Средние температуры холодного периода года варьируют от 5 °C до 40 °C ниже нуля, а теплого от 10 °C до 35 °C. Многие жители области находят данный климат не совсем комфортным для проживания, особенно люди старшего возраста.

– Вопросы, связанные со здравоохранением — регион входит в тройку лидеров по заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Показатель пораженности — 27 849 человек. Муниципальные образования, чей уровень заболеваемости превышает средний по области (107,4 человека на 100 тыс. населения), это — Балаганский район (232,3), г. Усолье-Сибирское (175,7), Братский район (166,6) и т. д. [8].

– Вопросы, связанные с образованием — несмотря на то, что Иркутская область является образовательным центром Восточной Сибири, многие потенциальные студенты предпочитают получать образование в других регионах. Причины выбора при этом могут совершенно различные.

Причины, по которым эмигрируют кадры с высшим профессиональным образованием, в большей степени, не особенно отличаются от причин эмиграции других категорий людей. Естественно, экономическая и образовательная составляющая являются важнейшими в данном случае: если образование человека не ценят в регионе, он эмигрирует туда, где его будут ценить. Особенно это влияет на людей с высшим профессиональным образованием, которые хотят заниматься научными исследованиями и разработками. В Иркутской области нет крупных научных центров, академгородков и т. д., как, например, в Новосибирске или Томске, что является существенной проблемой.

В таблице 2 показана эмиграция из Иркутской области. Мы не стали разделять внутреннюю российскую и международную миграцию, так как и первая, и вторая носят крайне негативный характер для Иркутской области.

Таблица 2

Количество эмигрировавших из Иркутской области жителей старше 14 лет, 2013–2017гг.

2013

2014

2015

2016

2017

Число выбывших в возрасте 14 лет и старше

65 572

60 989

58 180

59 413

61 299

из них

высшее профессиональное (высшее)

18 629

17 289

16 158

17 198

17 611

из них имели ученую степень:

доктора наук

37

39

31

29

34

кандидата наук

88

87

66

59

64

Источник: составлена автором на основе данных [4].

В отличие от статистики международной миграции за пределы России, данные эмиграции из Иркутской области не так быстро растут и, в целом, нестабильны. С 2013 г. количество населения, имеющего высшее образование, снижалось, но в 2016 г. снова наблюдается рост.

Сравним «утечку умов» Иркутской области с другими регионами Сибирского федерального округа.

Рис. 2. Статистика эмигрантов из регионов Сибирского Федерального округа с высшим профессиональным (высшим) образованием, 2017 г.

Иркутская область занимает первое место среди регионов СФО по количеству эмигрировавших докторов наук в 2017 г. (34 человека), а также 4 место по количеству эмигрировавших кандидатов наук (64 человека). Ежегодно Иркутская область теряет специалистов разных областей, и если чтобы получить высшее образование нужно лишь 4–5 лет, чтобы стать кандидатом наук нужно как минимум в два раза больше времени. Устранить данный ущерб для экономики региона будет непросто как в финансовом, так и во временном измерении.

Иркутск — это студенческий город, однако он становится только промежуточным пунктом: люди приезжают сюда получать образование, затем либо возвращаются на изначальное место жительства, либо уезжают в более развитые области.

Проблема «утечки умов» вредит не столько демографии, сколько экономике: невозможно создавать исправно функционирующую, инновационную экономику области, при эмиграции ценных, высококвалифицированных специалистов. Одно из возможных решений данной проблемы — это выделение большего количества бюджетных средств региона на формирование научных школ, центров, технопарков, академгородков и т. д. Если у людей будет возможность работать по специальности, и получать достойную заработную плату, причин покинуть регион будет меньше. А также это может привлечь специалистов из других регионов, что усилит научный потенциал области.

Литература:

  1. Белов Ф. Д. Интеллектуальная эмиграция из России: социально-экономические последствия и походы к регулированию: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.14 / Ф. Д. Белов. — Москва, 2010. — 26 с.
  2. Руденкин В. Н. Доверие к государственным и общественным институтам как условие гражданской самоорганизации / В. Н. Руденкин // Вестник Уральского института экономики, управления и права. — 2015. — № 1. — С. 52–59.
  3. [Электронный ресурс]: www.ria.ru/infografika/20170322/1490498597.html. Дата обращения — 24.11.18.
  4. [Электронный ресурс]: www.gks.ru. Дата обращения — 20.11.18.
  5. [Электронный ресурс]: www.novosibstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/publications/news_issues/263dc280472118cbb70fbfa9f02e5c1a. Дата обращения — 20.11.18.
  6. [Электронный ресурс]: www.ru.indeed.com. Дата обращения — 20.11.18.
  7. [Электронный ресурс]: http://www.gazetairkutsk.ru/2018/10/26/id145102/. Дата обращения — 27.11.18.
  8. [Электронный ресурс]: http://aids38.ru/special/stat/. Дата обращения — 27.11.18.
  9. [Электронный ресурс]: http://www.aokrio.ru/climate/programma-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-irkutskoy-oblasti.php. Дата обращения — 27.11.18.
  10. [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/tab_trud6.htm. Дата обращения — 27.11.18.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, звено, обучающийся, среднее, формирование потребности, выбор приоритетов, группа обучающихся, программно-педагогическое обеспечение, самостоятельная работа.


Похожие статьи

К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Теоретические аспекты модели формирования здорового образа жизни у молодежи

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов

Пути решения проблем патриотического воспитания в проектной деятельности в начальных классах

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Похожие статьи

К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Теоретические аспекты модели формирования здорового образа жизни у молодежи

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов

Пути решения проблем патриотического воспитания в проектной деятельности в начальных классах

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Задать вопрос