В условиях реформирования высшего образования перед преподавателями многих вузов страны возникли проблемы, связанные с обеспечением качественной подготовки студентов педагогической направленности.
Внедрение в педагогическую практику федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), основанных на компетентностно-ориентированном подходе к подготовке специалистов, выдвигает ряд важнейших требований к организации учебного процесса, к формированию у обучающихся соответствующих компетенций, которые в последующем обеспечат им конкурентоспособность на рынке труда [1].
Реализация в высших учебных заведениях ФГОС третьего поколения предполагает смещение акцента в подготовке педагогов на практическую направленность учебных занятий, выработку у студентов-бакалавров конкретных компетенций, умений и навыков поведения в условиях опасностей и угроз различного характера [1].
Указанное положение отражает реальность наших дней. Действительно, в последние годы в школах имеют место негативные факты, непосредственно или косвенно влияющие на состояние здоровья школьников, их безопасность (курение, физическое насилие по отношению к сверстникам, похищение школьников с целью получения выкупа, угроза проведения террористических актов и т.д.). Эти обстоятельства требуют от преподавателей умений действовать в соответствии со складывающейся обстановкой с целью сведения к минимуму вреда здоровью учеников. Выпускник должен владеть соответствующими методиками формирования у учащихся школ требуемых навыков и умений, обладать культурой безопасного поведения.
Будущие преподаватели должны обладать определенными компетенциями, среди которых, согласно ФГОС, можно выделить, например, общекультурные и профессиональные компетенции [1, 2]:
– готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
В качестве обязательной дисциплины для изучения студентами в учебные планы по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Указанная дисциплина является по своему содержанию продолжением развития у студентов знаний, умений и навыков, которые они получили в школе. При этом высшей школой у будущих педагогов должны формироваться системное представление о безопасности вообще и безопасности жизнедеятельности в частности, культура безопасного поведения.
При этом следует учитывать, что область безопасности жизнедеятельности обладает спецификой, крайне важной для своей реализации, т.к. «… в случае конкретной угрозы человек ведет себя не так, как его учили, а так, как он привык поступать. В условиях опасности каждый … должен обладать навыками-автоматизмами…» [3]. В тоже время не подвергается сомнению то, что выработка таких навыков, т.е. формирование устойчивых компетенций возможно при условии применения в учебном процессе активных форм занятий, основанных на применении современных тренажеров, IT-технологий, реальных средств защиты (индивидуальных и коллективных), специальных средств (или их имитаторов), специальных приборов и т.д.
Поэтому весьма актуальным представляется поиск путей совершенствования практической направленности подготовки будущих учителей ОБЖ, преподавателей БДЖ, способных решать проблемы безопасности личности, деятельности образовательных учреждений [1, 2].
В целях формирования у обучающихся устойчивых компетенций профессорско-преподавательским составом кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности Московского педагогического государственного университета (МПГУ) при активном участии студентов старших курсов, являющихся членами научно-студенческого кружка при кафедре, ведется поиск новых методов и форм проведения практических занятий, обеспечивающих тесную связь учебного процесса и практической деятельности. Активно используется имеющаяся учебно-материальная база МПГУ, многие студенты на постоянной основе являются членами Студенческого Спасательного Отряда и привлекаются к мероприятиям, проводимым под эгидой МЧС России. Известно, что такие формы занятий практической направленности как тренинги (тренажи), деловые игры «…позволяют уменьшить разрыв между абстрактным характером учебного процесса и реальностью будущей профессиональной деятельности, придать системный характер полученным знаниям путем взаимного увязывания разрозненных знаний, умений и навыков, полученных в результате освоения дисциплин учебного плана. Деловые игры вносят момент социального взаимодействия и прививают навыки профессионального общения, создают насыщенную обратную связь между преподавателем и студентом [2].
Однако опыт кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности МПГУ показывает, что многие вузы, за исключением специализированных вузов (например, ведомственного вуза МЧС России – Академии гражданской защиты) испытывают определенные трудности в проведении практических занятий из-за недостаточного уровня оснащенности учебных классов компьютерами и специальным программным обеспечением, отсутствия используемых в учебных целях для обучения студентов средств защиты, специальных приборов, тренировочных площадок и полигонов.
Известные трудности финансирования вузов в ближайший год не позволят существенно нарастить учебно-материальную базу. В связи с этим представляет определенный интерес такое направление как разработка предложений по максимальному использованию возможностей вуза, потенциала его структурных подразделений, которыми он обладает на сегодняшний день.
В частности, в МПГУ ежегодно проводятся тактико-специальные учения по отработке действий работников и обучающихся университета по эвакуации в условиях возникновения пожара на одном из объектов МПГУ. К подготовке и проведению таких тактико-специальных учений привлекаются, как правило, работники Управления мобилизационной подготовки и гражданской обороны, Управления безопасности университета и отдельные студенты старших курсов.
Весьма привлекательной представляется идея расширения спектра тем тактико-специальных учений и привлечения студентов старших курсов. На подобных учениях могут отрабатываться вопросы по действиям в случае обнаружения на объектах МПГУ и (или) прилегающей к ним территории взрывных устройств, по действиям в условиях выброса вредных веществ (загрязнения атмосферы). Этапы подготовки таких учений необходимо согласовать с расписаниями занятий по соответствующим темам, а на занятия фрагментарно привлекать специалистов управлений, в ведении которых находятся отрабатываемые вопросы.
В разработке учебно-методического обеспечения учений должны принять участие преподаватели кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности, имеющие богатый практический опыт службы в МВД России и МЧС России. На начальном этапе разработки таких занятий и их проведении могут привлекаться наиболее подготовленные студенты-члены Студенческого Спасательного Отряда.
Одним из направлений работы по усилению практической направленности учебных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» может стать активизация работы со студентами во внеучебное время, подготовка и проведение походов, турслетов, в ходе которых могут в игровой форме отрабатываться вопросы безопасного поведения в естественной среде.
Важное значение для каждого вуза имеет вопрос его антитеррористической защищенности. Образовательные учреждения активно взаимодействуют в этом направлении с подразделениями МВД России, МЧС России и ФСБ России при разработке паспортов защищенности объектов. Представляется возможным привлечение студентов к исследовательской работе по лишь отдельным аспектам подготовки указанных документов. Такая работа может осуществляться в рамках научной работы студентов, осуществляемой по плану работы научного студенческого кружка при кафедре медицины и безопасности жизнедеятельности университета.
Навыки, полученные студентами при подготовке и проведении таких форм занятий и видов научной деятельности, по мнению автора, могут оказать помощь в решении проблемы совершенствования практической направленности будущих преподавателей, в формировании компетенций, предусмотренных образовательным стандартом по направлению 050100 Педагогическое образование.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 г. № 46).
2. Газизулин Т.Г., Максиняева М.Р. О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») // Молодой ученый. – 2014. – № 18.1. – с. 27–29.
3. Мапельман В. Проблемы и задачи подготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2014. – № 12. – с. 42-44.