Процесс формирования готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности курсантов военных вузов выступает в виде систематизированной деятельности субъектов вуза по привитию курсантам требуемых профессионально-технических знаний, навыков и умений, а также личностных качеств, обеспечивающих выпускнику качественную и успешную реализацию требований применения современных информационно-коммуникационных технологий в повседневной деятельности войск национальной гвардии (ВНГ РФ).
Практическая деятельность офицеров, с учетом характера выполняемых служебно-боевых задач, на современном этапе развития войск Россгвардии, подразумевает широкое применение средств информатизации, и требует получения специальных знаний, навыков и умений при:
‒ планово-организационной и управленческой деятельности (составление планов, графиков, контроля и мониторинга действий, связи и т. д.);
‒ эксплуатации вооружения и военной техники, технических средств охраны и их комплексов;
‒ коммуникационной, межличностной и общественной деятельности (служебный документооборот; размножение информации и ее хранение; создание баз данных и электронных библиотек; анализ, обобщение и внедрение передового опыта деятельности войск, пиар и пропаганда войск правопорядка);
‒ боевой и специальной подготовке военных специалистов, обучении и воспитании военнослужащих;
Итак, профессиональная готовность курсанта к применению информационных технологий в повседневной деятельности войск представляет собой симбиоз индивидуальных, физиологических, психических, технических и других особенностей личности и характера курсанта, которые необходимы и достаточны для достижения им конечной цели «труда» офицера, при условии наличия знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий и компьютерной грамотности.
Важным вектором в формировании готовности к применению информационных технологий в повседневной деятельности у курсантов выступает организация профессионально-направленного IT-обучения. Под этим понятием представляется наличие помимо овладения основными науками, предусмотренными учебным планом, еще и разработанный способ преподавания с наложением информатизации в теории и практике в вопросах военно-профессиональной деятельности. Что позволяет выработать у курсантов устойчивые привычки к использованию информационных технологий при выполнении служебно-боевых задач в профессиональной деятельности. Получаемый результат: повышение качества исполнения обязанностей военной службы, скорейшее и осознанное овладение вооружением, военной и специальной техникой, улучшение временных показателей при выполнении задач, широкий и полный охват подчиненного личного состава, наличия и состояния материальных средств, а главное возможность анализа и прогнозирования складывающейся оперативной и тактической обстановки. При этом не исключается вся важность традиционной «бумажной волокиты», ручного труда и личного общения, что обеспечивает устойчивость и непрерывность управления.
Реализация процесса образования вуза Росгвардии только в узком ряду военных и профессиональных дисциплин, которые изучают информационные технологии, не представляется возможной в связи с недостаточностью времени, которое выделяется для их изучения. В связи с этим отдельно выделяется роль взаимодействия учебных дисциплин, которое осуществляется по следующим направлениям [1, с. 118]:
1) формировать военно-профессиональную направленность математических, гуманитарных, общепрофессиональных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин; здесь выделяются четыре направления: получение знаний (познавательное); понятийно-мировоззренческое; мотивационное и нравственно-этическое;
2) применять более глубокое изучение учебных дисциплин и их разделов, в которых содержание законов, теорий и закономерностей могут применяться в военной службе;
3) постановку и решение военно-прикладных задач выполнять с использованием жизненных примеров и передового опыта жизнедеятельности войск национальной гвардии;
4) осуществлять взаимодействие общепрофессионального и военно-профессионального образования через систему решения комплексных курсовых проектов и практических работ, под единым замыслом, с четко выраженной военной направленностью;
5) разрабатывать и выполнять комплексные междисциплинные задания с военно-профессиональной направленностью, реализуемых в рамках изучения дисциплин с применением информационных технологий.
Данный подход к разбору сущности процесса формирования у курсантов готовности к применению информационных технологий в повседневной деятельности предусматривает раскрытие и обоснование элементов структуры процесса исследования: объекта воздействия или влияния, субъектов исследования, основных закономерностей, принципов, противоречий, задач и целевых установок, приемов и форм их решения, анализ результатов, влияние систематизированных комплексов и средств обратной связи, которые последовательно реализуются в процессе четырех этапов: аналитического, управленческого, мониторингового, коррекционного.
Целью процесса формирования готовности курсантов к применению информационных технологий заключается в привитии им совокупности специальных технических знаний, умений и навыков, компьютерной грамотности и культуры, личностных качеств офицера, профессиональных норм поведения, которые обеспечивали бы успешное выполнение задач и мероприятий служебно-боевой деятельности, широко применяя современные информационные технологии.
Данная цель достигается выполнением комплекса задач и мероприятий.
Первое — получение курсантами знаний в области фундаментальных проблем применения информационных технологий в военной сфере.
Второе — формирование у курсантов готовности применять современные информационные технологии в повседневной деятельности, приобретение ими требуемых знаний и умений, а также прикладных навыков по военной информатике и на средствах управления.
Третье — формирование профессиональных качеств, способствующих применению информационных технологий.
Органически связанные в единый процесс вопросы обучения, воспитания и развития, представляют собой педагогический процесс. Л. С. Выготский утверждает: «Обучение обуславливает развитие человека. Для успешной реализации профессиональных функций офицеру необходимы следующие профессионально-важные качества: организаторские, профессиональные, педагогические, коммуникативные и нравственные» [3, с. 41].
Основными составляющими процесса формирования готовности к применению информационных технологий являются его объекты и субъекты.
Субъектами процесса формирования у курсантов готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности выступают: командиры (начальники), органы военного управления (штабы), управление факультетов и кафедр, преподаватели.
Объектами являются курсанты военных вузов войск национальной гвардии, которые характеризуются следующими особенностями:
Первая — курсантский возраст соответствует второму периоду юности и первым зрелости. Вторая — основной вид деятельности курсанта учебная деятельность, которая имеет все признаки учения. А. А. Вербицкий отмечает: «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве средства познавательной деятельности, а в качестве средства профессиональной деятельности» [2, с. 56].
Конечным результатом сформированной готовности к профессиональной деятельности у курсантов вузов ВНГ РФ является успешное осуществление выпускниками деятельности в подразделениях и воинских частях по должностному предназначению. Основной критерий — степень успешности решения военно-профессиональных и прикладных практических задач. При этом, степень обоснованности, правильности и успешности решения проявляется через: уровень усвоения теоретических и методических знаний, приобретенных профессиональных умений и навыков.
Таким образом, формирование готовности курсантов военных вузов к применению информационных в профессиональной деятельности представляет собой систематизированную деятельность субъектов образовательного процесса вуза по выработке у курсантов необходимых профессиональных, технических, коммуникационных знаний, умений и навыков и созданию у них комплекса личностных качеств, необходимых будущему офицеру для обеспечения успешной и качественной реализации применения информационных технологий в профессиональной деятельности офицера.
Литература:
- Батышев С. Я. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.
- Вербицкий А. А. Контекстное обучение: формирование мотивации / А. А. Вербицкий В. Кругликов // Высшее образование в России. — 1998. — No 1.
- Журавлев А. Л. Методика экспертной оценки личностных качеств руководителя производственного коллектива. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие / А. Л. Журавлев. — М., 1990.
- Иванченко Д. О. Педагогические основы подготовки слушателей военных академий к управленческой деятельности в частях (на кораблях): дис.... канд. пед. наук / Д. О. Иванченко. — М., 1997.