Расширение знаний в вопросах экологической безопасности и экопрофилактики в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 29.11.2019

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Коваленко, С. А. Расширение знаний в вопросах экологической безопасности и экопрофилактики в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования / С. А. Коваленко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15473/ (дата обращения: 16.12.2024).



Согласно Конституции, каждый гражданин нашей страны имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Проблемы экологической безопасности и рационального природопользования неразрывно связаны с социально-экономическим развитием общества, связаны с вопросами охраны здоровья, созданием благоприятных условий для жизнедеятельности и естественного воспроизводства населения в настоящем и будущем поколениях.

Доктрина экологической безопасности является системой взглядов, целей, принципов и приоритетов, и основанных на них действий политического, экономического, правового, административного, научно-технического, санитарно-эпидемиологического и образовательного характера. Она направленна на создание безопасных и благоприятных условий среды обитания нынешнего и будущих поколений людей.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности России, основными элементами которой являются конституционная, оборонная, экономическая, политическая, продовольственная, информационная безопасности и др. В связи с этим, задача обеспечения экологической безопасности России признана одной из основных экологических функций государства.

Целью экологической безопасности выступают достижения устойчивого развития с созданием благоприятной среды обитания и комфортных условий для жизнедеятельности и воспроизводства людей, обеспечения биоразнообразия и охраны природных ресурсов, предотвращения техногенных аварий и катастроф.

Неблагоприятные экологического зоны в стране охватывают около 15 % территории, где проживает более 60 % населения. В этих районах отмечается более тяжелое протекание острых и ускоренное формирование хронических болезней. В перечень экологозависимых входят болезни органов дыхания, крови, опорно-двигательной, нервной, мочеполовой, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Широко известны случаи интоксикации среди населения, вызванные ртутью, кадмием, селеном, и т. д.

По данным статистики показатели заболеваемости в загрязненных районах промышленного города на 40–60 % выше, чем в относительно благоприятных зонах. Проблема усугубляется тем, что происходит постоянная интоксикация организма не одним, а множеством химических соединений. Сочетание нескольких, пусть слабых, но однонаправленно действующих факторов может привести к достоверным сдвигам показателей здоровья, угнетение иммунной и лимфатической систем.

Результаты медицинских обследований школьников, поступающих в первый класс, проводимые в нашей стране, говорят о том, что только около 10 % детей являются действительно здоровыми. 70–80 %, имеют отклонения в состоянии здоровья. Каждый третий ученик страдает хроническим заболеванием. Частыми жалобами являются снижение активности и настроения, ощущение общего дискомфорта, постоянная утомляемость и нарушение сна.

В нашей стране президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в 2017 году был принят проект «Формирование здорового образа жизни».

Президент страны Владимир Путин поставил задачу: «К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет. При этом опережающими темпами должна расти продолжительность именно здоровой, активной, полноценной жизни, когда человека не ограничивают, не сковывают болезни».

К сожалению, повысить продолжительность жизни на популяционном уровне невозможно. Поэтому необходимо изменить вектор прилагаемых усилий органов власти, бизнеса и общества в сторону формирования здорового образа жизни и создания необходимых для этого условий.

В связи с этим важными становятся действия, направленные на экопрофилактику среди населения.

Экопрофилактика — это комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемый в условиях окружающей среды, максимально соответствующих физиологическим возможностям человека и направленный на предупреждение отравлений, возникающих при проникновении ядовитых веществ из окружающей среды.

Она подразумевает проведение оздоровительных мероприятий в условиях максимальной изоляции человека от воздействия вредных веществ и чужеродных для живых организмов химических веществ, естественно не входящих в биотический круговорот.

В основу экопрофилактики положено качество окружающей среды и, соответственно, всех средств, включенных в оздоровительную программу. Рекомендуемые и используемые средства оздоровления, такие, как питьевая вода, продукты питания, лечебные грязи, витаминные и минеральные комплексы. Также необходим мониторинг состояния здоровья при помощи специальных компьютерных диагностических программ, тестов и лабораторных методов исследования, позволяющий провести комплексную оценку эффективности проведенных оздоровительных мероприятий.

Уровень экологического мышления, основанный на знании законов экологии и новой экологической этики, является недостаточным. В этом вопросе необходимо приложить дополнительные усилия, направленные на процесс познания новых экологических моральных ценностей и норм, экологических знаний.

Для решения этой задачи, как нельзя лучше, подходит общеобразовательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО.

Студенты первых курсов обладают некоторыми знаниями в области безопасности жизнедеятельности. Сюда входят, житейские знания, основанные на здравом смысле и обыденном опыте. Эти знания отражают только внешние стороны процессов и явлений, являются неполными, неосознанными, зачастую противоречащими научной трактовке.

Разработка и включение научно обоснованной методики освоения знаний по экологической безопасности и экопрофилактике в курсе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» представляется достаточно значимой.

В предлагаемых примерных программах курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО отводится незначительное место для изучения вопросов экологической безопасности. Вместе с тем, многие вопросы безопасности, так или иначе, связаны с изменениями окружающей среды, с усилением действия негативных факторов вследствие чрезвычайных ситуаций и природных, и техногенных, и социальных. Преподаватель должен видеть такие взаимосвязи и обязательно включать в содержание предмета элементы экологической безопасности и экопрофилактики.

В связи с актуальностью проблемы, имеет смысл определить значимое направление по экологической безопасности и экопрофилактике, которые могут быть реализованы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

В качестве примера, таким направлением может быть выбрана тема экологической безопасности в сфере реабилитации здоровья населения, подверженного воздействию загрязненной окружающей среды.

Изучение экопрофилактических мероприятий должно включать в себя направления, связанные:

– с созданием системы гигиенической диагностики, популяционной и индивидуальной реабилитации здоровья населения, имеющего заболевания, связанные с экологическими проблемами;

– с развитие индустрии качественных продуктов питания и пищевых добавок с заданными лечебно-профилактическими свойствами;

– с экологическим и санитарно-гигиеническим образованием, воспитанием и просвещением населения.

Несмотря на все преобразования, которые были предприняты в нашей стране, экологическая ситуация по-прежнему остается напряженной. Наполняя тему, экологическая безопасность дополнительным содержанием мы вносим свой вклад в формирование более высокого уровня экологического мышления среди молодого поколения.

Литература:

  1. Астахов А. С. Экологическая безопасность и эффективность природопользования / Вологда.: Инфра-Инженерия, 2018.
  2. Калыгин, В. Н. Безопасность жизнедеятельности. Промышленная и экологическая безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях / М.: Колос-с, 2018.
  3. Мирмович Э. Г., Чеботарёв С. С. Эколого-экономические основы культуры безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // URL: http://www.gr-obor.narod.ru/Mirmovich.htm
  4. Экологическая безопасность / fireman.club // URL: https://fireman.club/inseklodepia/ekologicheskaya-bezopasnost/
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, окружающая среда, знание, продолжительность жизни, экологическое мышление.

Похожие статьи

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Включение навыков подготовки к дистанционному обучению в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе СПО

К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Применение проблемного обучения при формировании знаний по экологической безопасности в курсе ОБЖ

Похожие статьи

Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования

Включение навыков подготовки к дистанционному обучению в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе СПО

К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Применение проблемного обучения при формировании знаний по экологической безопасности в курсе ОБЖ