Новый взгляд на физическую культуру как часть общей культуры личности, раскрытие ее созидательного, человекотворческого потенциала опирается на современные научные подходы к познанию и преобразованию педагогической действительности: аксиологический, антропологический, культурологический, личнотно-деятельностный, личностно-ориентированный, системно — целостный и др.
Аксиологический (ценностный) подход выступает в качестве сязующего звена между практическим и абстрактно-теоретическими подходами. Аксиология представляет собой философское учение о природе ценностей, их иерархии, структуре, взаимосвязях. Основы аксиологического подхода в отечественной педагогике и психологии заложены Б. Г. Ананьевым, В. А. Василенко, О. Г. Дробницким, Н. М. Кузнецовым, В. И. Тугариновым, В. А. Ядовым. Данная проблематика разрабатывалась К. А. Абульхановой-Славской, В. М. Богуславским, Б. С. Гершунским, В. И. Гинецинским, В. И. Додоновым, В. А. Караковским, Г. Б. Корнетовым, Б. Г. Кузнецовым, В. М. Розиным, В. А. Сластениным, Г. И. Чижаковой, Е. Н. Шияновым, П. Г. Щедровицким и др.
Признавая, что физические кондиции человека в любом возрасте являются компонентом его физической культуры, стоит обратить внимание на социально-педагогические аспекты подходов к формированию ее на этапе младшего школьного возраста.
Сформировать потребность у человека — это значит способствовать существенному изменению его образа жизни. Разумеется, радикально изменить свой образ жизни в сторону повышения двигательной активности можно в любом возрасте. Однако лучше начинать занятия физической культурой, на наш взгляд, в более раннем возрасте. В крайнем случае, пока достаточно велика естественная двигательная активность ребенка. В этот период наиболее эффективно можно воспитывать потребность в движении, привычку к физическим упражнениям.
Проблемы формирования потребностей в педагогике и психологии рассматриваются обычно в тесной связи с проблемами возникновения, поддержания и удовлетворения интереса. Несомненно, такой подход весьма продуктивен и при формировании физической культуры личности младшего школьника. В этом возрасте в физкультурно-спортивной деятельности ребенком руководят, прежде всего, гедонистические мотивы. Он двигается, потому что это ему нравится. Новые движения вызывают интерес, а устойчивый интерес формирует потребность в физическом совершенстве и совершенствовании. Вряд ли целесообразно в этом возрасте акцентировать сознательный компонент, сознательное отношение к социальной значимости этой деятельности, но, очевидно, следует, учитывая механизмы формирования и взаимодействия интересов и потребностей, развивать и укреплять те и другие. А это как раз упускается нередко из виду педагогами-практиками.
Значимость физкультурно-игровой деятельности для различных возрастных групп учащихся связана с тем, что одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими, а на других этапах наибольшую значимость приобретают другие. Так вот, следует иметь в виду, что для младших групп ведущей является игровая деятельность, а одним из наиболее действенных средств, используемых для решения проблем физического воспитания в работе с детьми, являются игры, которые следует рассматривать как исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности. Игра, как указывал П. Ф. Лесгафт, является упражнением, готовящим ребенка к жизни, и оказывает сильное воздействие на его всестороннее развитие. И это в первую очередь касается младших школьников, что следует учитывать при работе с ними.
В настоящее время учащиеся в более раннем возрасте приобщаются к курению, злоупотреблению спиртными напитками, токсикомании, имеют отклонения в поведении. Молодежь зачастую умеет использовать средства физической культуры для организации здорового, содержательного досуга в свободное время.
Вызывает тревогу состояние здоровья и физическая подготовленность учащейся молодежи: более половины детей, поступающих в 1 класс, имеют отклонения в состоянии здоровья, болеют респираторными заболеваниями, имеют избыточный вес. Количество здоровых детей за годы обучения в школе сокращается.
По мнению выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, 85 % всех неуспевающих учеников отстает от сверстников не по причине нерадивости и лени, а из-за физических недостатков и недугов, болезней, следствием которых является инстинктивное сокращение нагрузок на ослабленный организм. В силу этого, является актуальным развитие у них соответствующих интересов, формирование знаний и убеждений о необходимости систематических занятий физическими упражнениями, практическое приучение детей и подростков к ежедневным самостоятельным занятиям в режиме дня, культурной активности.
Решение проблемы здоровья детей заключается в первую очередь в педагогическом осмыслении социальной валеологии в процессе организации школьного обучения.
Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве Полноценное физическое и психическое развития ребенка и его здоровья — это основа формирования личности.
Чтобы быть здоровым. Нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходиться доказывать, что принципы здорового образа жизни — необходимые условия здоровья. По словам академика Е. Чазова, проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоил каждый человек. Человеку XXI века приходиться учиться … здоровью!
А. А. Дмитриев указывает на то, что одной из приоритетных задач образовательного учреждения является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) воспитанника. Это касается условий пребывания, питания, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом.
Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на освоение обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья.
Культура здоровья учащихся развивается наиболее эффективно, если школа проектирует систему деятельности, общения и познания, способствует активизации самовоспитания обучающихся. Иначе говоря, становление культуры здоровья обеспечивается, когда целенаправленно организуется система коллективных валеологических отношений (учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители, родители-дети) [1].
Наиболее чувствительными и ранимыми в человеческой популяции являются дети. Они обладают несовершенством развития эндокринной, иммунокомпетентной и других структур организма и, как следствие, сниженными адаптационными возможностями реакции различного вида информационные, эмоциональные и физические нагрузки [2].
К настоящему времени установлено, что негативные изменения здоровья у школьников возникают постепенно. Во многих случаях их формирование, как считают некоторые исследователи JI. А. Жданова, Т. В. Руссова, обусловлено несколькими основными факторами: чрезмерно высоким уровнем школьных учебных нагрузок, недостаточной физической активностью школьников, безразличным отношением к своему здоровью. Все это совпадает с переломным этапом социализации и взросления ребенка. Воздействие на здоровье биологических факторов несколько ослабевает. Одновременно возникает роль социальных условий: к семи годам это — влияние семейного окружения, а к десяти — влияние школы [3].
С возрастом, начиная с первых классов обучения в школе, здоровье ребенка все больше становится социально зависимым. Это в конечном итоге может приводить к возникновению целого ряда заболеваний, в том числе и хронических. Одновременно у школьников младших классов достаточно широкое распространение получают вредные привычки. Они в еще большей степени ухудшаю состояние здоровья детей: уменьшается число школьников с первой группой и возрастает — с третьей группой здоровья [4, c.55–58].
Привычка — это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь — это вредная привычка.
Вот почему в настоящее время на физическую культуру возлагаются все более важные функции в улучшении качества проведения свободного времени учащихся, содержательности досуга и в повышении их социальной активности
Учитывая все выше перечисленное в школе № 3 г. Абакана была разработана и реализована программа по формированию здорового образа жизни «Я в ответе за свое здоровье».
Цель программы: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психического здоровья младшего школьника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.
Система работы была построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста и опиралась на основные принципы психологии и педагогики.
Значительное место отводилось формированию психологического здоровья ребенка, как части здоровья человека в целом, повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика, обучение понимания своего эмоционального состояния.
Большая роль в работе отводилась созданию информационной «Среды здоровья» (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения детей.
Проведенные мероприятия совместно с родителями дало возможность выявить проблемы «родители-дети» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.
Создавалась благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья детей.
Программа по формированию здорового образа жизни включала следующие направления: «В здоровом теле здоровый дух» (система мероприятий, направленных на организацию работы по популяризации физической культуры и спорта среди школьников). «Мы за здоровый образ жизни» (система мероприятий, направленных на организацию работы по формированию основ здорового образа жизни);
К участию в реализации программы привлекались сотрудники школы такие как: социальный педагог, преподаватель по физической культуре, педагоги разных дисциплин, родители, инспектора дорожного движения.
Подытоживая анализ проблемного поля исследования, сделаем следующие выводы: данное направление информационно-познавательного характера не только формирует ценностное отношение к своему здоровью, но и дает возможность учащимся получить определенный объем валеологических и социальных знаний.
Литература:
1. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /Т. Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 170 с.
2. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности М: Наука, 1980. 336 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
4. Апанасенко Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. — 1985. — № 6. — С. 55–58.