В данной статье рассматривается формирование здорового образа жизни у школьников начальных классов.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, негативные явления в школьной среде.
На сегодняшний день здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни является высшей жизненной ценностью и провозглашается как норма в жизни общества. В развитых странах здоровье выступает как необходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей личности и общества.
В современном мире изучение проблем здоровья детей особенно актуально. В российской образовательной системе возникает ситуация, где условия обучения провоцируют снижение показателей здоровья, развитие хронических заболеваний и депрессию учащихся. Очень часто условия обучения, образовательные программы не соответствуют физиологическим и гигиеническим нормам и не учитывают индивидуальные особенности развития детей.
В современном образовательном процессе существует острая необходимость в определение и создание педагогических условий, которые помогут сформировать у детей начальной школы здоровый образ жизни, развитие мотивации к здоровому образу жизни и профилактику негативных явлений в школьной среде. Сегодня одной лишь профилактической работы уже крайне недостаточно для этого, необходима систематическая воспитательная работа в рамках школьного образовательного процесса.
Поэтому, совместно с педагогом была определена цель исследования, которая заключается в изучении и разработке различных направлений по формированию здорового образа жизни в нашем классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
- Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни.
- Определить понятие формирования здорового образа жизни у младших школьников в современной научной литературе, рассмотреть пути формирования здорового образа жизни у детей в современной школе.
- Организовать и провести воспитательную работу по формированию здорового образа жизни подростков.
- Проанализировать результаты исследования.
Негативными явлениями в школьной среде являются действия учеников, которые негативно оцениваются с точки зрения социальных норм или в отношение процесса формирования личности, а также в отношении их собственного здоровья.
Основная классификация негативных явлений младших школьников, по нашему мнению, включает в себя;
— переедание;
— игровую зависимость;
— вредные привычки (привычку грызть карандаши, ручки и т. д.);
— телевизионную зависимость;
— интернет-зависимость.
Наиболее эффективным в борьбе с негативными явлениями являются предупреждение и профилактика. Их основные функции — это помочь ребенку развить эмоционально устойчивую, сильную личность и выработать жизненную позицию, которая способна дать отпор вредным привычкам.
Профилактика, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, представляет собой комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, осуществляемых государством, общественными организациями и частными лицами для предотвращения распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждения развития и устранение негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост сопутствующих заболеваний и т. д.).
Здоровый образ жизни — это тот, образ жизни ведет человека, который направлен на сохранение своего здоровья, укрепление иммунитета, профилактику болезней и укрепление своего организма в целом.
Компоненты, которые формируют здоровый образ и положительно влияют на здоровье, могут быть сведены к данному перечню:
— отказ от вредных привычек;
— оптимальная двигательная активность;
— рациональное и сбалансированное питание;
— личная гигиена;
— психологический и физический комфорт [6, с. 18].
Для реализации этих компонентов в нашем классе активно распространяются идеи здорового образа жизни (предупреждение вредных привычек, повышение двигательной активности, правильное питание, соблюдение гигиены, сохранение и укрепление здоровья). Мои педагоги своим личным позитивным примером формируют правильное отношение к вредным привычкам и к активной жизнедеятельности. Особое внимание в нашем классе уделяется такому предмету, как «Разговоры о важном», где мы с моими одноклассниками и с педагогом обсуждаем проблемы ЗОЖ, физическим паузам в рамках учебных занятий, организации активного отдыха на переменах, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Учитель физкультуры помогает нам лучше заботиться о своём физическом здоровье, учит нас развивать силу, выносливость. Кроме того, проводятся различные конкурсы, соревнования, акции. Сюда так же относится один из наиболее важных спортивных мероприятий — День здоровья. Все это позволяет сформировать у нас потребность заниматься спортом, освободиться от вредных привычек, осознать, что здоровый образ жизни — залог успешной жизни.
Совместно с учителем мы разработали программу «Мы выбираем ЗОЖ!», основными модулями которой являются:
- Общеукрепляющее значение физической культуры.
- Рациональная организация и гигиена умственного труда.
- Знание и навыки личной и общественной гигиены.
- Рациональное питание.
- Защита от травматизма.
- Профилактика вредных привычек.
Содержание программы: Каждый модуль предполагает формирование базовых концепций, получение и закрепление положительного опыта, способствующего формированию мотивации к здоровому образу жизни.
1 модуль. Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания.
— Утренняя зарядка.
— Обучение комплексу утренней зарядки.
— Правильная осанка.
— Двигательная активность.
2 модуль. Рациональная организация и гигиена умственного труда.
Ученые установили, что десятки процессов, происходящих в организме человека, подчинены ежедневному ритму. В дневное время наиболее активными являются те отделы вегетативной нервной системы, которые стимулируют артериальное давление, кишечные сокращения, потоотделение и другие функции, которые дают организму наиболее благоприятные возможности для физической и умственной работы.
Если ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время каждый день, завтракает и обедает, выполняет утреннюю зарядку, проводит закаливающие процедуры, опорожняет кишечник, у него на некоторое время развивается рефлекс. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчая все жизненные процессы, помогает выполнить такой важный урок для ученика, как учебный урок. У ребёнка, в определенное время выполняющего домашнее задание, происходит не только психологический, но и физиологический настрой к необходимому часу — дыхание, кровообращение, биоэлектрическая активность мозга несколько улучшаются. Эта готовность выполнять умственную работу позволяет выполнить желаемое задание быстрее и лучше.
3 модуль. Знание и навыки личной и общественной гигиены.
Очень эффективной формой воспитания здорового ребенка является информация о гигиеническом воспитании.
За несоблюдение правил гигиены вы можете постыдить ученика, действуя на его самолюбие, но в то же время сохраняйте в нем уверенность в то, что он может отказаться от дурной привычки. Но нужно помнить, что привычка грызть ногти, ручки, дергать волосы, кусать и облизывать губы, может быть проявлением детской нервозности.
— Правила личной гигиены.
— Правила ухода за чистотой тела, одежды, сменой белья.
— Важность овладения правилами культуры поведения.
— Регулярное соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, уход за ногтями, за полостью рта, за чистотой, одежды, частей тела, головы).
— Умение правильно оценивать и контролировать соблюдение правил личной гигиены.
4 модуль. Рациональное питание.
В настоящее время значительная часть гигиенических рекомендаций основана на знании ритмической активности организма. Десятки процессов, происходящих в организме человека, подчинены распорядку дня.
К определенному часу, когда происходит прием пищи, выделяются пищеварительные соки, организм готов к еде, ребенок хочет кушать. Усвоение питательных веществ в этом случае максимальное, что очень важно для растущего организма. Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой ежедневного режима.
— Правильное питание.
— Продукты животного и растительного происхождения являются основой правильного питания.
— Значение витаминов для организма.
— Употребление в пищу разнообразных продуктов, ограничение в употреблении сладостей, кондитерских изделий, вред от переедания, еды всухомятку.
— Прием ужина не позднее 1,5 часов до отбоя.
5 модуль. Правильное гигиеническое поведение школьников — защита от травматизма.
Анализ заболеваемости показывает, что травматизм находится на четвертом месте среди младших школьников. В последние годы отношение к этому вопросу изменилось. Было установлено, что травмы имеют сезонные колебания, имеют возрастную селективность и встречаются в определенных местах.
При изучении правил безопасности важное место занимают так называемые практические мероприятия. Учитывая тот факт, что дети несут ответственность за более чем 50 % дорожно-транспортных происшествий, то полезно разобрать с ними несколько конкретных ситуаций, которые привели к трагедии. Не менее важным является участие в профилактических мероприятиях представителей специализированных ведомств и органов.
— Соблюдение ПДД, правил пользования общественным транспортом, правил перехода улиц и дорог.
— Профилактика и предупреждение бытовых травм (дома, на улице, в школе).
— Правила поведения и безопасности в чрезвычайных ситуациях (во время пожара, теракта и др.).
— Соблюдение правил безопасного поведения дома, в классе при работе с колющими и режущими предметами, при использовании спортивного и рабочего оборудования и инструментов.
— Соблюдение правил безопасного поведения на льду, в воде, в незнакомых местах, во время паводка.
— Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения в классе, лестницах, в столовой, других общественных местах.
— Строгое соблюдение правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Умение оказать первую медицинскую помощь при травмах, ранах, ушибах и т. д.
6 модуль. Профилактика вредных привычек.
Более серьезное внимание следует уделить вредным привычкам, формирование которых происходит в раннем возрасте.
В разговорах с детьми необходимо не ограничиваться только медицинской стороной, но и обращать внимание на социально-бытовые аспекты. Эта проблема должна оставаться в зоне постоянного внимания учителя и родителей.
В борьбе с вредными привычками школьников, как показывает педагогическая практика, даже самые простые эксперименты или демонстрации знакомых детям натуральных предметов дают хорошие результаты, дети их хорошо запоминают, и они побуждают их выполнять гигиенические рекомендации, а также бороться с вредными и дурными привычками.
В воспитании здорового ребенка важны тесные контакты и сотрудничество учителей с медицинскими работниками, особенно в осуществлении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей.
Разработанная программа была эффективно реализована в нашем классе со следующими результатами:
— укрепление физического и психического здоровья младших школьников;
— проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учеников;
— повышение уровня воспитанности детей;
— благоприятная эмоционально — психологическая атмосфера в коллективе учеников.
Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. Это самый важный показатель жизни людей. Человек, который здоровый физически и психологически — это по истине счастливый человек.
В условиях нашей страны, где постоянно растут показатели роста вредных привычек и где высокая заболеваемость, крайне необходимо сформировать у нас, у детей знания и умения о том, как правильно вести здоровый образ жизни.
Литература:
1. Вишневская Е. Л. и др. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни / Вишневская Е. Л. — М., 2014–24 с.
2. Пискунов М. Р. Здоровый образ жизни / М. Р. Пискунов. — М.: Прометей, 2012. — 189 с.