Сознательная активность и формирование интереса к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы в ДВФУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 01.03.2018

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Бронова, Е. В. Сознательная активность и формирование интереса к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы в ДВФУ / Е. В. Бронова, Л. П. Акимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 190-194. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48574/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблемы здоровья учащейся молодежи занимают одно из центральных мест в общественном развитии. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни — это составная часть понятия «культура», которая включает определенный уровень знаний, поведения в обществе, правильное питание, рациональный распорядок дня, систематические занятия физическими упражнениями. Однако по данным опроса студентов ДВФУ параметр «значимость здоровья и ориентация на здоровый образ жизни» находится на четвертом месте в системе их приоритетов, уступая важности будущего карьерного роста, материального благополучия, создания семьи.

В современной теории профессионального образования и практике подготовки студентов вузов, а также формирование физической культуры личности определяется как одно из приоритетных направлений их профессионального становления. В частности подчеркивает роль физической культуры во всех ее аспектах (здоровье, деятельность, статус) в повышении эффективности профессиональной подготовки студентов.

Эта взаимосвязь реализуется через установление определенного отношения личности студента к физической культуре как сфере профессиональной деятельности. Эти отношения и выступают связующим звеном между профессиональной подготовкой и уровнем физической культуры личности.

При определении роли физической культуры в процессе профессионального становления личности будущего специалиста мы в первую очередь рассматриваем структуру физической культуры. В качестве одного из вариантов выделения компонентов физической культуры в педагогике рассматривается вариант, согласно которому выделяются компоненты:

  1. Физкультурно-деятельностный — потребности и мотивы, спортивно-оздоровительная деятельность, инструкторская деятельность.
  2. Формирование физической культуры личности. Когнитивно-интеллектуальный — теоретическая подготовленность, интеллектуальное развитие, психическое здоровье.
  3. Аксиологический — ценностная ориентация на физкультуру, ориентация в системе социокультурных ценностей, социальный компонент здоровья.
  4. Двигательный — физическое развитие, физическая подготовленность, техническая подготовленность, физический компонент здоровья.

В содержании каждого компонента физической культуры рассматриваются положения, имеющие важное значение для профессионального становления будущего специалиста.

Важным аспектом формирования физической культуры и его влияние на процесс профессионального становления студентов является деятельность преподавателей вузов. Она направлена на поддержание нравственного, психического и физического здоровья всех субъектов педагогического процесса. Отсюда становится важным изучение проблемы физического самовоспитания студентов в процессе профессионального образования, формирования всех компонентов физической культуры.

Анализ проведенных исследований убедительно показал, что у молодого поколения еще не сформировались ценности, обусловливающие переход к здоровому образу жизни. В научных трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения путем смещения акцента с медицины на педагогику, формирующую у студентов жизненные установки на здоровье.

Здоровый образ жизни формируется в результате определенного педагогического воздействия, которое заключается в обучении подрастающего поколения культуре здоровья с самого раннего возраста, созданию индивидуального способа существования путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни, овладения культурой здоровья.

Важная роль в овладении студентами культурой здоровья отводится системе информационно-образовательного обеспечения здорового образа жизни и реализации педагогической стратегии ориентирования на здоровый образ жизни. Педагогическая стратегия ориентирования студента на здоровый образ жизни включает действия педагога ознакомительного, рекомендательного и поддерживающего характера, направленные на информирование студента о здоровом образе жизни, адекватное оценивание своего образа жизни.

С помощью методов совместного обучения (лекций-бесед, диспутов, валеоминутки и др.), направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной, обеспечивается взаимодействие педагога и студента. Педагогическая стратегия формирования основ здорового образа жизни способствует выработке индивидуального поведения, основанного на устойчивой мотивации здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни происходит в результате приобщения студентов к физической культуре, в процессе которого они овладевают системой знаний о здоровом образе жизни, актуализируется их ценностное отношение к нему, проявляется активность в здоровьесберегающей деятельности, обогащении креативно-двигательного опыта, проявлении самостоятельности в организации собственного здорового образа жизни. Как результат активного взаимодействия педагога и студентов предусматривается создание модели здорового образа жизни как деятельностного ориентира.

Целью внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса является повышение эффективности использования возможностей средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармоничного и всестороннего развития личности, воспитания патриотизма. Формированию высоких нравственных качеств студенческой молодежи способствуют систематические занятия физической культурой и спортом. Многие исследователи отмечают, что снижение общего уровня физической подготовленности и здоровья связано с низким уровнем двигательной активности, которая сегодня ниже биологически целесообразной и обоснованной нормы. Все это приводит к снижению работоспособности, затрудняет психическую деятельность, негативно влияя на многие составляющие здоровья трудо- и дееспособного населения.

Система высшего образования сегодня — это область профессионального просвещения, всестороннего воспитания, здоровье сберегающая среда, отвечающая вызовам времени, реализующая инновации, новые мировые достижения.

Сегодня такое понятие, как состояние здоровья человека, рассматривается как процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических его функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Повышение образовательной функции физической культуры, интерес человека к сознательному участию в формировании своего здоровья и его коррекции является особенно актуальной для молодых людей студенческого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Многочисленные исследования и публикации ученых [3] по вопросам организации физического воспитания студентов СМГ показали, что количество зачисляемых в них составляет от десяти до двадцати процентов общего числа поступающих в вузы.

Более углубленное знание и понимание механизма лечебного действия физических упражнений при различных отклонениях в состоянии здоровья, необходимо для того, чтобы в течение всей жизни человек самостоятельно мог поддерживать уровень стабильного состояния своего организма. При этом учебной программой дисциплины «Физическая культура» для студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, предусматриваются разделы физической подготовки: легкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры, а также плавание, но контрольные нормативы по этим разделам не предусматривают временных норм.

Особое внимание уделяется упражнениям на воспитание и формирование осанки, обучению дыхательным упражнениям, а также на расслабление, включая паузы отдыха на 1–2 минуты между физическими упражнениями. Помимо этого обязательно включать упражнения, тренирующие вестибулярный аппарат. Программный материал по легкой атлетике включает: ускоренную ходьбу, дозированный бег трусцой с использованием пауз отдыха, то есть ходьбы с расслаблением в течение 1–2 мин. Пульс при этом должен снижаться на 25–30 % от максимального во время бега. Такая методика бега позволяет избегать перегрузок сердечно сосудистой системы.

Из спортивных игр можно использовать элементы игры в волейбол, баскетбол. Сами игры проводятся по упрощенным правилам и укороченному времени. Применяя подвижные и малоподвижные игры на уроке, повышается эмоциональный фон. Особенностью методики лыжной подготовки является работа по воспитанию навыков правильного дыхания и совершенствование в целом дыхательной системы. Те же задачи ставятся и при обучении плаванию, помимо формирования осанки, улучшения работы сердечно- сосудистой и нервной системы.

Определение уровня допустимых физических нагрузок для студентов с отклонениями в состоянии здоровья исключительно важная и вместе с тем сложная задача. Решение ее возможно лишь при индивидуальном подходе к установлению соответствия используемых нагрузок к функциональным возможностям занимающимся физической культурой. Наиболее простым и вместе с тем достаточно информативным является определение частоты пульса до и после выполнения отдельных упражнений, некоторых частей занятия и всего в целом. Согласно ВОЗ оздоровительные физкультурные занятия проводятся на уровне 70–85 % от максимального пульса, который можно вычислить, если от 220 отнять возраст занимающегося. Изменение частоты пульса и уровня артериального давления, возникающего после физической нагрузки, позволяет судить об адаптации организма к выполненной нагрузке и об уровне функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Для оценки динамики результатов физической нагрузки проводится степ-тест в модификации учены.

Функция дыхания определяется по пробам Штанге на вдохе, и Генчи на выдохе. Особый интерес у занимающихся вызывает динамика показателей физического развития или антропометрических данных: определение роста, веса, окружности грудной клетки и ее экскурсии, ЖЕЛ, динамометрия (кистевая и становая). Для определения степени выносливости проводится тест Купера. Скоростно-силовые способности определяются по динамике прыжка в длину с места. Сила — по числу подтягиваний на перекладине и сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа. Сила мышц брюшного пресса — по числу подъемов туловища из исходного положения, лежа на спине за 30 с. Сила мышц спины — по числу подъемов верхней половины туловища из исходного положения, лежа поперек кушетки или стола, ноги закреплены. B настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья студентов.

Стремление студента учебного заведения сохранить и укрепить свое здоровье обусловлено пониманием важности состояния собственного здоровья для активной жизненной позиции, формирования социально значимых качеств личности, а также жизненно важных компетенций, в том числе для будущей трудовой деятельности.

Важным является еще один аспект — направленность процесса профессионального образования на развитие личности студентов. С учетом этого при формировании физической культуры студентов необходимо обеспечить единство функций воспитания и профессионального обучения.

Обучения и воспитание во взаимосвязи обеспечивают развитие студентов. При этом развитие является целью процесса профессионального образования в целом. Единство функций воспитания и обучения находит свое выражение в синтезе четырех его базовых функций профессионального образования — экономической, социальной, культурной, оздоровительной. Это единство обеспечивается единством базовых компонентов образования — обучение, воспитание, развитие, здоровое сбережение личности. То есть фактором взаимосвязи процессов формирования физической культуры и профессионального становления является их сходное структурное построение — обучение (профессиональное и спортивно — оздоровительное), воспитание (профессиональное и физическое) и развитие (профессиональное и физическое). В таком случае получается возможным разработать целостную методическую систему формирования физической культуры личности студентов в процессе их профессиональной подготовки (в общем случае, профессионального образования).

Эта система будет включать в себя, в первую очередь, личность студента:

а) как субъекта (носителя, владельца) всех компонентов физической культуры;

б) как субъекта физкультурной деятельности;

в) как субъекта психической и интеллектуальной активности;

Все перечисленные компоненты актуальны для формирования физической культуры студентов. Так в этом случае имеются все основания рассматривать по взаимосвязи процессы формирования физической культуры и профессиональной подготовки студентов. При этом речь идет об общем процессе профессионально — педагогической подготовки студентов. Так как физическая культура важна для профессионала любой специальности.

Физическая культура выступает фактором высокой активности личности будущего специалиста в процессе профессионального образования в целом

Литература:

  1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС,2013. -240 с.
  2. Ефимова Н. С. Основы общей психологии: учебник / Н. С. Ефимова. — М.: ИЗД. «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.- 288 с.: — (Профессиональное образование).
  3. Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. 2010.-296 с
  4. Романова Е. В. Здоровье молодежи в аспекте изучения аддиктивных форм поведения / Е. В. Романова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2016. — № 2. — С. 14–24.
  5. Халикова Д. А. Инновационные технологии физического воспитания / Д. А Халикова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2015. — № 1. — С. 34–38.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, профессиональное образование, будущий специалист, здоровье, профессиональное становление, состояние здоровья, физическая культура личности, формирование, исходное положение.


Похожие статьи

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Специфика изучения основ туризма будущими педагогами по физической культуре

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Самоконтроль учащихся ДЮСШ в процессе занятий физическими упражнениями на этапе спортивного совершенствования

Особенности подростковых увлечений и хобби на примере учеников 5 классов Черновской СОШ

Результативные формы педагогического взаимодействия в ОУ образовательных учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности

Формирование профессиональных компетенций студентов фармацевтического колледжа с ограниченными возможностями здоровья по зрению с применением информационных технологий

Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой

Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Похожие статьи

Ориентация старшеклассников 7-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на здоровый образ жизни средствами уроков физической культуры

Специфика изучения основ туризма будущими педагогами по физической культуре

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Самоконтроль учащихся ДЮСШ в процессе занятий физическими упражнениями на этапе спортивного совершенствования

Особенности подростковых увлечений и хобби на примере учеников 5 классов Черновской СОШ

Результативные формы педагогического взаимодействия в ОУ образовательных учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности

Формирование профессиональных компетенций студентов фармацевтического колледжа с ограниченными возможностями здоровья по зрению с применением информационных технологий

Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой

Развитие учебно-познавательной компетенции на уроках информатики

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Задать вопрос