Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Несколько лет в нашей стране физическому развитию людей не уделялось достаточное внимание. Спорт перестал быть модным, особенно в среде молодёжи. Поэтому сейчас очень важно заботиться о всестороннем развитии физических способностей наших людей, профессионально-прикладная физическая подготовка должна стать необходимым условием эффективности трудовой деятельности человека, его творческого участия в общественном развитии страны. Сегодня нужно совершенствовать традиционные и внедрять новые формы и методы проведения массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. Новой модной формой сейчас становится адаптивная фитнес-технология, она дополняет традиционные формы организации занятий физической культуры.
Ключевые слова: здоровье, фитнес, подвижность, развитие, подготовленность.
Фитнес показывает себя как доступная всем слоям населения, высокоэффективная, эмоциональная система целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности, исходящих из интересов занимающихся, с целью укрепления состояния здоровья и приобщения к здоровому образу жизни. Само понятие слова фитнес в переводе с английского «быть в форме» включает в себя: силу и выносливость мышц, гибкость и соотношение жировой и костно-мышечной массы.
Здоровый образ жизни, являясь важнейшим составным элементом культуры, содействует формированию здоровья будущего специалиста. Его существенной стороной является гармоничное проявление физических и духовных возможностей студентов, связанных с социальной и психофизической активностью в учебно-трудовой, общественной и иных сферах деятельности.
Под здоровым образом жизни понимают такие формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные возможности организма, способствуют успешному восстановлению, поддержанию и развитию его резервных возможностей, полноценному выполнению личностью социально-профессиональных функций. Социальными показателями здорового образа жизни являются формы и методы удовлетворения физических и духовных потребностей студентов в учебе, труде, быте, активном отдыхе, способствующие формированию здоровых норм общежития. В этих условиях состояние здоровья студентов является показателем их общекультурного развития, важнейшей ценностной ориентацией, обладает большой социальной значимостью [2].
Специальными исследованиями установлено, что распорядок жизни студентов и, в частности, такие его элементы, как упорядоченность, организованность, систематичность, дисциплинированность, являются важным условием успешности учебной деятельности [4].
Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация-восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления.
Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитий, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.
Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях послерабочего восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитий, в оздоровительно-спортивных лагерях, трудотрядах. Во время учебной практики [1].
Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет на уровне требований и норм комплекса ГТО соответствующей возрастной ступени. Средствами подготовки по этому направлению являются виды упражнений, входящих в комплекс ГТО: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм, игры. Для планомерной работы по этому направлению организуются группы ГТО и специальные секции, проводятся спортивные соревнования.
Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.
Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.
Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений.
Массовая физическая культура как сложное многофункциональное явление в жизни коллектива вуза выполняет оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
Массовая физическая культура широко используется как средство охраны и укрепления здоровья учащейся молодёжи, является действенным средством борьбы с гиподинамией в условиях автоматизации, комплексной механизации и компьютеризации современного производства, средством профилактики различных заболеваний [3].
Не менее важно воспитывать у студентов естественную потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, в организации здорового образа жизни, что тесно связано с решением образовательных задач. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому совершенствованию. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе выполнения физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы [6].
Для достижения этого студентам необходимы знания из области медицины и биологии, педагогики, теории и методики физического воспитания, организации и проведения массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Знаниями студенты овладевают на лекциях и беседах, проводимых в рамках учебных занятий, семинарах по подготовке общественных физкультурных кадров, на занятиях факультета общественных профессий. Практические умения и навыки формируются и закрепляются на практических учебных занятиях, на занятиях спортивных секций и различных оздоровительных групп.
В целом массовая физическая культура будет эффективно отражаться на развитии личности студентов только в том случае, если она будет частью целостной системы воспитания студенческой молодёжи [5].
Естественное стремление людей к физическому совершенству, к оздоровлению побуждает специалистов в области физического воспитания вести поиск новых средств и методов достижения этих целей. Поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физической культуре и массовых оздоровительно-физкультурных мероприятий, формирования у студентов устойчивой потребности в двигательной активности предполагает использование нетрадиционных видов физических упражнений и спорта, пользующихся большой популярностью у студенческой молодежи.
Сейчас набирает обороты модное фитнес движение. Современный фитнес состоит из таких модных направлений: аэробика, стретчинг, пилатес, йога, калланетика.
Йога — само слово в переводе с древнеиндийского языка означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Занятия йогой помогают научиться управлять своим телом, полностью взять его под контроль. Сейчас очень модно проводить йогу на улице собираясь вместе [7].
Стрейчинг — растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Для правильного выполнения упражнений стретчинга следует придерживаться следующих требований: прежде чем выполнить упражнение, надо знать, какую конкретную группу мышц оно помогает растягивать; при выполнении упражнений не следует пытаться скопировать движение более гибкого товарища, все движения должны находиться в определенных пределах, индивидуального диапазона подвижности суставов, вначале следует применять «лёгкий стретчинг»; при положении сустава в крайнем разогнутом, согнутом, отведенном или приведенном положении не покачиваться, растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии. Этот вид гимнастики широко используется как вспомогательное средство в различных видах спорта.
Шейпинг — эффективное средство для укрепления здоровья и совершенствования телосложения людей различного возраста. Он объединяет в себе упражнения аэробики и атлетической гимнастики. Для шейпинга характерен строгий врачебный контроль за состоянием физического развития и функциональной подготовленностью с помощью современной электронной аппаратуры. Сегодня он получил широкое распространение среди студентов.
Калланетика — самая действенная методика, направленная на сжигание жира. Направление направлено на статические упражнения немного связана с йогой. Задействованы все мышцы, за счет чего происходит укрепление мышечного корсета.
Пилатес — это система определённых физических упражнений. Все движения плавные, направлены на улучшение гибкости тела и укрепление отдельных мышц и организма в целом. Пилатес работает и как средство восстановления после полученных травм, в том числе и травм позвоночника. Задействованы не только крупные мышцы, но и мелкие глубокие, те которые требуют особой проработки.
Все эти новые виды сейчас набирают обороты в студенческой среде. Активно развивается индустрия одежды для занятия спортом, производится много различных товаров под маркой для фитнес-занятий. Занятия фитнесом предполагают еще и правильное сбалансированное питание. Фитнес тренеры обязательно дают наставления по правильному питанию, Всё это благоприятно сказывается на здоровье студентов различных вузов. Они стремятся после занятий в фитнес клубы, это становится хорошей полезной привычкой [8].
Было проведено анкетирование среди студентов курса по теме, как они относятся к традиционным занятиям физкультурой и фитнесом. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Посещаемость спортзалов и занятий физкультуры учащимися высших учебных заведений.
№ п/п |
Нравится ли вам занятия по физической культуре? |
Как вы относитесь к посещению фитнес зала? |
Слышали ли вы о правильном питании? |
1 |
Да |
Хотел бы заняться с тренером |
Да |
2 |
Нет |
Нравятся занятия шейпингом |
Да, хотелось бы научиться следить за своим весом |
3 |
Нет |
Посещаю тренировки |
Да |
4 |
Не всегда |
Занимаюсь степ-аэробикой |
Да |
5 |
Да |
Занимаюсь йогой |
Да |
6 |
Не очень |
Хожу на пилатес |
Да, всегда слежу за своим весом |
7 |
Нет |
Хотела бы посещать фитнес тренировки |
Да |
Были опрошены 7 человек, из них не любят традиционные занятия физкультурой 5 человек. На вопрос как вы относитесь к посещению фитнес зала все студенты ответили положительно. Результаты позволяют сделать вывод, что студенты положительно относятся к нетрадиционным занятиям физкультурой, с удовольствием бы посещали фитнес центры и желают следить за своим питанием.
Бережное отношение к здоровью необходимо воспитывать в студенческие годы. Привлекать для этого традиционные формы занятий физической культурой и нетрадиционные новые современные модные методы организации двигательной активности студентов.
Литература:
- Герцен А. И. Актуальные проблемы развития фитнеса в России. — СПб.: Издательский центр «РГПУ», 2009.
- Григорьев В. И., Давиденко Д. Н., Малинина С. В. Фитнес-культура студентов. — СПб.: Издательский центр «СПбГУЭФ», 2010.
- Григорьев В. И., Давиденко Д. Н. Физиологические и методические основы оздоровительной аэробики. — СПб.: Издательский центр «СПбГУЭФ», 2009.
- Дон Френке Б., Хоули Эдвард Т. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса. — Киев: Олимпийская литература, 2004.
- Калашников Д. Г. Теория и методика фитнес-тренировки. — М.: ООО «Франтэра», 2003.
- Лисицкая Т. С., Сиднева Л. В. Аэробика. — М.: Федерация аэробики России, 2002.
- Рогожин М. Ф. Фитнес, идеальное здоровье. — М.: РИПОЛ классик, 1999.
- Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2000.