Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Саяпина, Л. И. Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС / Л. И. Саяпина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9198/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих способностей и уверенности в своих силах дошкольников. Используемые в комплексе игровые технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на социально-коммуникативное развитие. Только счастливый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Ключевые слова: игровые технологии, педагогический подход, тенденции развития и образования, целеполагание, педагогическое мастерство, игровые методы и приемы.

 

Современное состояние модернизации образования, в том числе и дошкольной сферы обуславливают наличие инновационных подходов к педагогическому мастерству дошкольного работника. Самым актуальным и доступным на сегодняшний день в реализации ФГОС является именно педагогическая технология, которая в последнее время стала настолько популярной в педагогическом сообществе, что её разработкой и актуальностью занялись современные ученые в сфере педагогики и психологии (Ф. А. Фрадкин, Л. И. Богомолова, Е. О. Рогачева, С. И. Мезенцева, Н. Г. Осухова, М. Г. Плохова, Л. А. Кирсанова). Они выделяют три аспекта педагогической технологии с которыми работают педагоги-дошкольники, а именно научный аспект, процессуально-описательный и процессуально-действенный аспекты.

Образовательный процесс максимально связан с педагогической технологией, так как все составляющие компоненты очень похожи начиная от деятельности воспитателя и детей до ее построения средствами, формами и методами.

Любая педагогическая технология содержит некую структуру, которая представлена такими обязательными компонентами, как концептуальная основа и содержательная часть образовательного процесса.

В образовательной части указываются цели обучения и воспитания, содержание учебного материала, подробный технологический процесс через организацию его с подбором эффективных форм и методов работы педагога, в также деятельность дошкольников и диагностика образовательного процесса.

Педагогическая технология своего рода синтез двух составляющих направлений: научной и практической частей. Её составными элементами и источниками разных подходов являются психолого-педагогическая и социальная науки, а также инновационные идеи и педагогический опыт.

В современном контексте дошкольного образования педагогические технологии оказывают непосредственное влияние на развитие личностных качеств дошкольника именно как средство его активности, творчества, самостоятельности.

В педагогических технологиях есть своя градация подходов к классификации. Выделяют личностно-ориентированные технологии, технологии саморазвития, технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельной, личностно-смысловой или эмоционально — психологической основе, игровые, здоровьесберегающее, проектные, исследовательские и информационно-коммуникативные технологии. Развиваясь быстрыми темпами, классификация педагогических технологий пополняется новыми видами и подходами к профессиональной деятельности педагога.

В игровых педагогических технологиях свои тенденции развития и организации, основа составляет игровые мотивации. Целеполагание основывается на создании мотивационного подхода к формированию профессиональных умений и навыков педагога и зависит от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Заданная цель решается через ряд задач, которые направлены на достижение высокого уровня мотивационной деятельности, потребности в усвоении и знаний и навыков за счет активности ребенка; подбирать средства, которые активизируют собственную заинтересованность ребенка и повысить актуальность и результативность деятельности.

К игровой педагогической технологии помимо всего вышеперечисленного предъявляются и особые требования, которые можно оценить через технологическую схему, научную базу, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость. Все эти критерии несут определенный смысл в реализации игровой технологии, так технологическая схема предполагает описательную характеристику технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база предопределяет опору на определенную научную концепцию достижений образовательных целей. Системность раскрывается через логическую составляющую через взаимосвязь и целостность частей. Управляемость — это такой вид планирования, который имеет поэтапную диагностику и может варьироваться с помощью средств и разнообразных методов. Эффективность достигается через определенный стандарт обучения и дидактики по результатам эффективности и оптимальности затрат. Воспроизводимость несет под собой практическую составляющую, и находит свое подтверждение через реализацию в других ДОО.

Главным компонентом всей игровой технологии является только непосредственное и систематическое общение педагога и дошкольников через социально-коммуникационное развитие.

Организация непосредственной образовательной области подразумевает и эмоционально благоприятную психологическую обстановку, и атмосферу доброжелательности, свободного общения и только в таких условиях возможна реализация игровых технологий. Они помогают дошкольникам раскрепоститься, усвоить новый материал и закрепить пройденный, а также обрасти уверенность в собственных силах.

Методическими основами игровой технологии будут такие аспекты деятельности, в которых игровые приемы и ситуации выступают в качестве средства стимулирования, приводящие к активации в деятельности каждого ребенка. К таким основам можно отнести и осуществление определенной последовательности (дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом). Они охватывают определенную часть образовательного процесса и систему содержательного подхода к игре с его сюжетом и персонажами, а также постепенного введения игр и упражнений, формирующих знания из образовательных областей по ФГОС.

При руководстве игровыми технологиями учитывается не только педагогическое мастерство дошкольного работника, но и правильный подход к выбору, предложению, объяснению, оборудованию игры. Организация игрового пространства и развитие игровой ситуации в рамках реализации ФГОС включает игровые методы и приемы в форме разнообразных педагогических игр и профессионализма педагога.

Не стоит забывать при организации и проведении игровых технологий в образовательном процессе о четко поставленной цели, мотивационном развитии игры, педагогическом результате и игровой форме НОД.

 

Литература:

 

  1.      Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2.      Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
  3.      Организация и психологическое сопровождение игры дошкольников. Учебная программа курса // Науч. руководитель Е. О. Смирнова. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.
  4.      Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, педагогическая технология, игровая технология, педагогическое мастерство, дошкольный работник, научная база, тенденция развития, технологическая схема, технологический процесс, учебный материал.

Ключевые слова

педагогическое мастерство, игровые технологии, целеполагание, педагогический подход, тенденции развития и образования, игровые методы и приемы., игровые методы и приемы

Похожие статьи

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Здоровьесберегающая технология учебных циклов в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации ФГОС

Здоровьесберегающие технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на в...

Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из основных задач образовательного процесса. В современном обществе, где успешная коммуникация играет важную роль, умение эффективно взаимодействовать с окружающими становится...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...

Развитие творческих навыков воспитанников Нахимовского военно-морского ордена Почета училища через создание фотопроектов в обучении

В статье рассматривается методика внедрения фотопроектов в обучение как средство развития творческих навыков обучающихся. Фотография, как искусство самовыражения предоставляет нахимовцам возможность выразить свои идеи и чувства, стимулируя тем самым ...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Похожие статьи

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Здоровьесберегающая технология учебных циклов в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации ФГОС

Здоровьесберегающие технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на в...

Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из основных задач образовательного процесса. В современном обществе, где успешная коммуникация играет важную роль, умение эффективно взаимодействовать с окружающими становится...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...

Развитие творческих навыков воспитанников Нахимовского военно-морского ордена Почета училища через создание фотопроектов в обучении

В статье рассматривается методика внедрения фотопроектов в обучение как средство развития творческих навыков обучающихся. Фотография, как искусство самовыражения предоставляет нахимовцам возможность выразить свои идеи и чувства, стимулируя тем самым ...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...