Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий
Авторы: Кулько Ирина Юрьевна, Раскатова Кристина Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 29.11.2015
Статья просмотрена: 244 раза
Библиографическое описание:
Кулько, И. Ю. Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий / И. Ю. Кулько, К. В. Раскатова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9240/ (дата обращения: 16.12.2024).
Не будет преувеличением сказать, что будущее ребенка закладывается в той среде, в которой он воспитывается. Жизненные убеждения, характер, коммуникативные способности человека формируются именно в детском возрасте. Эти факторы являются решающими при выборе нами жизненной позиции, построении взаимоотношений с другими людьми, что в свою очередь сильно влияет на то, насколько успешно протекает наша жизнь.
Игровые технологии помогают формировать чрезвычайно полезные в социальной среде навыки общения ребенка с другими детьми. Такие особенности как жадность, закрытость, агрессивность начинают развиваться в детстве и часто являются результатом неправильного воспитания.
Огромное значение имеет использование игровых технологий как средства воспитания и развития детей, в жизни которых игра занимает большое место и делает их счастливыми.
Успешность процесса развития нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий зависит от оптимального включения игровых технологий в процесс развития нравственной сферы.
Рассмотрим, как оптимальное включения игровых технологий в педагогический процесс помогает развитию нравственной сферы старшего дошкольника.
Игровые технологии в ДОУ в соответствии с задачами конструируются в режиме дня следующим образом.
Утренний прием детей:
выполнение детьми индивидуальных заданий с включением игровых элементов с целью преодоления проблем, выявленных в ходе диагностики, а также с учетом интересов и желаний;
создание условий для развертывания сюжетно — ролевых игр, игр по собственной инициативе;
дидактические игры по инициативе взрослого и детей.
Утренний сбор:
коммуникативные игры;
проблемно-поисковые игры с нравственно-ценностным содержанием;
творческие игровые задания на нравственно значимую тему.
Режимные процессы:игровые приемы, игровые ситуации, операционные игры и т. д. На прогулках лучше планировать игровые технологии, содержательной основой которых выступает ролевая игра.
Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.
Дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т. д.
Реализация игровых приемов и ситуаций в игровых сеансах происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; деятельность подчиняется правилам игры; дидактический материал используется в качестве ее средства, в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Это позволяет отрабатывать тактики поведения, действия, выполнение функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между детьми распределяются роли с обязательным содержанием.
Непосредственно образовательная деятельность.
Возможность самообучения ребенка через игровые действия, поиск правильного решения задач, достижения успешного результата создаются непосредственно в образовательной деятельности, в процессе реализации игровых технологий, содержательным компонентом которых являются дидактические игры.
Учитывая, что игровые технологии, содержанием которых являются дидактические игры, активизируют взаимодействие когнитивного и эмоционального начал в образовательном процессе, побуждают детей мыслить, выражать свои мысли, обеспечивают целенаправленность действий, для передачи знаний, навыков, умений, непосредственно в образовательной деятельности планируются именно они.
По отношению к познавательной деятельности, они стимулируют детскую инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
При этом дидактические игры могут быть различными по цели, форме, содержанию. В своей сущности они представляют разнообразные интеллектуальные задачи: объяснение материала, его повторение, обобщение.
Элементы занимательности в дидактической игре служат эмоциональной разрядкой, способствуют активизации внимания детей для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.
Использование практических ситуаций гуманистического выбора становят ребенка перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?
Например, оставить рисунок себе или включить его в общую картину; откликнуться на просьбу помочь сказочной Фее построить дома в ее стране или проигнорировать её?
Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.
Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?» -это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.
На прогулке предпочтение отдается совместной игровой деятельности, осуществляется непосредственно тактическое введение детей в игровую ситуацию с целью обогащения и развертывания игрового сюжета. Значительное время отводится самостоятельной игровой деятельности, самореализации детей в различных видах деятельности. Именно на прогулках целесообразно объединять в игровой деятельности младших и старших дошкольников.
В практических ситуациях «Мы самые старшие в детском саду» дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».
В вечернее время создаются условия для продолжения на прогулке дневных игр, игр по желанию и инициативе детей.
Вместе с детьми подводятся итоги за прошедший день, анализ и самоанализ игровой деятельности, планируются игры на следующий день. Можно предложить детям решение игровых, проблемных ситуаций.
Педагог планирует встречу с родителями: консультации и беседы по организации игр детей в семье.
При этом необходимо учитывать комплексно — тематический принцип планирования и осуществлять отбор содержания игровых технологий в соответствии с игровой темой.
Таким образом, обеспечиваются:
место и время для игровых технологий в режиме дня, тематика и содержание игровой деятельности в соответствии с темами календарного планирования;
предоставление детям возможности свободного объединения со сверстниками по интересам, личному социальному и игровому опыту;
создание условий для индивидуализации педагогических воздействий при реализации игровых технологий в зависимости от возрастных и индивидуальных психофизических особенностей ребенка, интересов и потребностей, а также алгоритмизации его действий, способствующих воспитанию устойчивых форм поведения.
Литература:
- Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии. 1996. № 3;
- Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысак. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 142 с.
- Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании / Е. И. Касаткина // Дошкольное воспитание. 2009. № 12. С. 1719.
- Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012.- № 5.
- Мельникова, Н. В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. — 109с.