Детская игра, или Игровая технология, применяемая в дошкольном образовательном учреждении для полноценного развития детей
Автор: Жирова Марина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.11.2018
Статья просмотрена: 3571 раз
Библиографическое описание:
Жирова, М. В. Детская игра, или Игровая технология, применяемая в дошкольном образовательном учреждении для полноценного развития детей / М. В. Жирова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14601/ (дата обращения: 21.11.2024).
Играть любят все: и взрослые, и дети. Веселая, заводная, подвижная, интеллектуальная, дидактическая, настольная, дворовая, сюжетно-ролевая игра развивает различные качества личности, помогает поднять эмоциональное настроение, наладить контакт с детьми, именно в них ребенок проигрывает различные ситуации, которые потом во взрослом состоянии легче проживает.
В настоящее время педагоги большое внимание уделяют педагогической технологии. Исследованием этого вопроса занимались ведущие отечественные педагоги: Е. В. Бондаревская, М. В. Кларина, М. М. Левина, В. М. Монахов, В. П. Беспалько,
О. П. Околелов, С. Я. Савельеа, В. В. Сериков, И. Б. Сенновский и многие другие. Педагогическая технология (techne — искусство, мастерство, умение и logos — наука, закон) — наука о мастерстве, обучение образовательного процесса, управления, технология — это способ преобразования чего-либо [2].
Под педагогической технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников» [2]. В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Ученые выделяют виды образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Поскольку в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, большой интерес представляют игровые технологии. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, инсценировки, деловое общение, спектакля). При этом образовательные задачи включаются в содержание самой игры. В образовательном целостном педагогическом процессе используют различные сюжетно-ролевые, конструкторские, дидактические, занимательные, театрализованные, деловые. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Применение игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики является не новым.
Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. В настоящее время педагоги в своей работе очень часто используют игровые технологии. Интерес к игровой технологии вызван развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. В педагогике игра и игровая технология рассматриваются как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современных детей. Ф. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя.
Г. Спенсер особое внимание обращал на упражняющую функцию игры. По его мнению
Й. Хейзинга, человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра [1].
В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали
И. Е. Берлянд, Л. С. Выготский, Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. При анализе игры пришли к выводу, что игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно деятельности.
По мнению Д. Б. Эльконина, главными структурными единицами игры можно считать роли, которые берут на себя играющие, сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими, правила игры, которым играющие подчиняются. В игру как в деятельности входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. В. С. Кукушин считает, что игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
При использовании игровых технологий необходимо соблюдать условия:
1) соответствие игры воспитательным целям;
2) доступность для данного возраста;
3) умеренность в использовании игр. Игровые технологии дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Ребенок в игре самореализуется.
Классификация игр многообразна, поэтому при построении целостного педагогического процесса с дошкольниками каждодневно, необходимо учитывать это и использовать различные игры и игровые технологии. Например, классификация игр по Г. К. Селевко включает следующие группы игр: по области деятельности — физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; по характеру психологического процесса — обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические; по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации; по предметной области — математические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические; по игровой среде — без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, ТСО, технические, со средствами передвижения; по продолжительности различают — короткие игры (предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач) [8].
Игры распределены по содержательному признаку (военные, спортивные, экономические), по составу и количеству игроков (одиночные, парные, групповые и пр.) По мнению известного теоретика и практика игровой деятельности С. А. Шмакова, лучшая классификация игр была сделана Е. И. Добринской и Э. В. Соколовым. Эти авторы предлагают различать игры по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют у человека (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие) [4].
П. И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров делят все детские игры на следующие виды:
- Психологические и физические игры и тренинги: — двигательные (спортивные, подвижные, моторные) — экстатические, экспромтные игры и развлечения — освобождающие игры и забавы — лечебные игры (игротерапия).
- Интеллектуально — творческие игры: — предметные забавы — сюжетно-интеллектуальные игры — дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные) — строительные, трудовые, технические, конструкторские — электронные, компьютерные игры — игровые методы обучения.
- Социальные игры: — творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры — демонстрации) — деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
- Комплексные игры (коллективно-творческая досуговая деятельность) [7]. Существуют разные варианты классификации игр. Какую бы педагог не использовал игру или игровую технологию, каждая получится неповторимой, поскольку творческая инициатива детей, педагога и сам ход игры станет уникальным при использовании воображения, творческой фантазии и инициативы.
Все больше и больше в настоящее время педагоги используют в работе с дошкольниками квест-игры. Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от ребенка умственных усилий [7].
Квест как педагогическая технология — образовательный квест — педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие — либо ресурсы. Выделяют квесты на доставку, по сбору предметов, квесты сопровождение, гибридные (комбинированные) квесты. Как игровая технология, квест позволяет за короткое время легко увлечь дошкольников в разнообразные виды детской деятельности. С помощью квест-тхнологии ребенок планирует, добивается результата, систематизирует свои знания, совершенствуется сам как личность.
При правильном выборе игровой технологии в работе с дошкольниками педагогом решаются главные задачи по планированию и созданию условий для полноценного развития каждого ребенка.
Литература:
- Вавилова Л. Н., Кузина Т. С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В. М. Паниной. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.
- Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография — М.: Педагогическое общество России, 2008. — 128 с.
- Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М. Г. Ермолаева. — 2-е изд., доп. — СПб.: СПб АППО, 2005. — 112 с.
- Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. — № 2, с. 67
- Кривко-Апинян Т. А. Мир игры, Эйдос, 1992.
- Кукушин В. С., Болдырева-Вараксина А. В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В. С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 592 с.
- Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. — М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. — 269 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).