Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 11.04.2018

Статья просмотрена: 2504 раза

Библиографическое описание:

Грецкая, Ю. П. Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста / Ю. П. Грецкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3290/ (дата обращения: 16.12.2024).



121321 3222 44654654564654655555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: социализация, игровые технологии, дети дошкольного возраста, социально-личностное развитие

С переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) большое внимание стали уделять проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Это обусловлено тем, что в программе заложена психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации, индивидуализации и личности детей дошкольного возраста. Одними из важных направлений программы дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, являются создание условий развития ребенка дошкольного возраста, которые открывают широкие возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей, а также создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста [8].

Процесс социализации начинается еще с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. Поэтому социализация в дошкольных образовательных учреждениях является очень актуальной, так как по сути именно в дошкольном возрасте «закладывает фундамент», который потом будет «наращиваться». Именно этому возрастному периоду свойственно интенсивное духовное развитие, в этом возрасте происходит формирование характера, закладываются основные ценностные ориентиры личности, формируется отношение к самому себе, к собственной семье и к окружающим людям.

Вопрос социализации изучается многими российскими и зарубежными авторами на всех ступенях обучения.

Составными компонентами понятия «социализация» являются: саморегуляция, то есть становление самосознания и активной жизненной позиции; семья, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные организации и другие институты социализации; освоение опыта общественной жизни; освоение социальных отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

Голованова Н. Ф. [2] отмечает, что в процессе социализации субъектом являются институты социализации, а социализирующаяся личность выполняет роль объекта социализации. По мнению автора, одной из главных характеристик воспитанника в процессе социализации является провозглашение его носителем определенного социального опыта. При обеспечении специальных педагогических условий развития, в первую очередь игровой деятельности, а также и других видов деятельности, можно обеспечить успех социализации ребенка.

К таким условиям автор относит:

‒ обеспечение личной заинтересованности дошкольника в деятельности и формирование его стремления к участию;

‒ осознание им социальной значимости результатов своей деятельности;

‒ активизация деятельности дошкольника на основе ее планирования;

‒ обращение к имеющемуся у ребенка опыту, когда ему необходимо воспроизвести жизненную ситуацию с опорой на впечатления из его повседневной жизни;

‒ привлечение воспитанников дошкольных образовательных учреждений к обсуждению возможных вариантов участия в деятельности;

‒ развитие навыков самооценки и самоконтроля;

‒ формирование у дошкольников потребности в сотрудничестве, навыков взаимопомощи, сопереживания и т. п.

Рассматривая проблему социализации, Мустаевой Ф. А. [6] отмечается, что социализация — это процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром.

Мардахаев Л. В. [4] рассматривает социализацию как процесс становления личности, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, воспроизводство и обогащение им социального опыта.

Выготский Л. С. [1] в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что социальная ситуация развития является исходным моментом для динамических изменений, осуществляющимся в развитии в течение определенного периода, которая определяет формы и путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, выбирая именно тот путь, на котором социальное развитие становится индивидуальным.

По мнению Мудрик А. В. [5], социализация — это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Автор считает, что социализация — это переход от младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии.

Под социализацией мы будем понимать развитие и самореализацию человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества, т. е. своего рода адаптацию к жизни в обществе.

Социализация детей старшего дошкольного возраста является сложным структурным преобразованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимых изменениях, как себя, так и окружающего мира, которые зависят от совокупности информации об окружении, от мотивов, стремлений, интересов и актуализации собственного, пусть и незначительного, жизненного опыта. На процесс социализации ребенка оказывают большое влияние его индивидуальные особенности, психическое состояние и типичные настроения, форма общения и взаимодействия с окружающими. Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека имеет индивидуальные особенности, она осуществляется по правилам и регулируется определенными механизмами [7].

Как уже отмечалось выше, большое внимание сейчас уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Этот процесс очень сложный и требует от педагога большого труда. Поэтому одной из главных задач социально-личностного развития ребенка является умение педагога организовывать различные ситуации и использовать жизненные обстоятельства. Большинством воспитателей для этого используются игровые технологии [9]. Это обусловлено тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. А также тем, что в настоящее время многие авторы в области дошкольной педагогики признают игру как важнейшую специфическую деятельность дошкольника, которая должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

В игре четко прослеживаются особенности мышления и воображения детей, их активность, эмоциональность, развивающаяся потребность в общении. Игра является своего рода первой школой общественного воспитания ребенка, то есть «арифметикой социальных отношений» (по Л. С. Выготскому).

Именно в игре у детей есть возможность проявить самостоятельность, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Крупская Н. К. [3] в своей работе отмечает, для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: для них игра — это всё: и учеба, и труд, и серьёзная форма воспитания и способ познания окружающего мира.

На основе теоретического анализа литературы и практического опыта нами были определены следующие условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:

‒ создание предметно-игровой среды, соответствующей возрастным психологическим особенностям воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

‒ организация эмоционально-благоприятной атмосферы в дошкольном образовательном учреждении;

‒ обогащение опыта социальных навыков поведения через игровую деятельность;

‒ интегрирование игровых технологий с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию, и направленными на социализацию детей дошкольного возраста;

‒ подбор наиболее эффективных игр, направленных на социализацию личности детей дошкольного возраста.

Для социализации детей старшего дошкольного возраста мы считаем целесообразным использовать следующие виды игр:

‒ Сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию потенциальных возможностей детей, имеющие важное значение для их психического развития, позволяющие смоделировать социальные отношения в различных обыденных ситуациях и многое другое. Примерами таких игр являются: «Супермаркет», «Больница», «Парикмахерская», «У нас гости», «Школа» и т. д.

‒ Подвижные игры, выступающие важным условием развития культуры ребенка, в которых он осмысливает и познает окружающий мир, развивает свой интеллект, фантазию, воображение и формирует социальные качества. Например, «Ловишки», «Пятнашки», «Морская фигура», «Найди и промолчи» и др. (по М. М. Конторовичу и Л. И. Михайловой).

‒ Театрализованные игры, являющиеся одним из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. Для эффективной работы в этом направлении можно использовать программу по организации театрализованной деятельности «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой, программы «Театр — творчество — дети: играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович и «Театрализованные занятия в ДОУ» М. Д. Маханевой и другие.

‒ Дидактические игры, способствующие социально-нравственному развитию дошкольника: в таком виде игры осуществляется познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д. Такими играми, например, являются игры-беседы, игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки (по А. И. Сорокиной). Можно использовать также различные настольно-печатные и словесные игры. Большой популярностью пользуются лото, тематика которых очень разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветы», «Мы считаем», «Фрукты и овощи», «Профессии», «Геометрические фигуры» и др. В качестве словесных игр можно использовать игры, в которых дети решают игровую задачу, например, «Когда это бывает?», «Какое время года? «Кем быть?», Что было бы, если бы..?», «Бывает — не бывает?» и т. п.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что игровые технологии, как средство социализации воспитанников дошкольного образовательного учреждения, позволяют расширить социальный кругозор, создать простор для проявления их индивидуальности, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Возможности игровой деятельности проявляются в активизации познавательных способностей дошкольников, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.

  1. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду // История советской дошкольной педагогики [и др.]; Ред. М. Ф. Шабаева; Сост. е.А.Гребенщикова, А. А. Лебеденко. — Москва: Просвещение, 1980. — С. 128–129
  2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. –269 с.
  3. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие. М.: Издат.центр «Академия», 2004. –304 с.
  4. Мустаева Ф. А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи // Вестник Челябинского гос. ун-та. — 2010. –№ 1. — С. 162–167
  5. Попова А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Молодой ученый. — 2015. — № 1. — С. 477–479. — URL https://moluch.ru/archive/81/14557/ (дата обращения: 16.12.2017).
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г. № 30384). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 154637&fld=134&dst=100012,0&rnd=0.4971650779722261#0 (дата обращения: 15.12.2017)
  7. Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011. — 67 с.

121321 3222 44654654564654655555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555555

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, игровая деятельность, окружающий мир, социализация, старший дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, процесс социализации, социализация детей, социально-личностное развитие.

Похожие статьи

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Артпедагогика как средство социализации дошкольников

В статье рассматривается артпедагогика и ее влияние на социальную адаптацию дошкольников. Автором обоснована и разработана артпедагогика как средство социализации дошкольников. Дается описание констатирующего и формирующего экспериментов: на первом э...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка

В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...

Похожие статьи

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Артпедагогика как средство социализации дошкольников

В статье рассматривается артпедагогика и ее влияние на социальную адаптацию дошкольников. Автором обоснована и разработана артпедагогика как средство социализации дошкольников. Дается описание констатирующего и формирующего экспериментов: на первом э...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка

В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...

Задать вопрос