Игровые инновационные технологии в ДОО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 02.10.2015

Статья просмотрена: 9338 раз

Библиографическое описание:

Наливкина, Ю. М. Игровые инновационные технологии в ДОО / Ю. М. Наливкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8845/ (дата обращения: 16.12.2024).

Традиционные методы обучения и воспитания сменяются инновационными технологиями, которые направлены на совершенствование всей системы образования. Новый стандарт указывает на то, что вся система дошкольного воспитания должна работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Что главная особенность организации непосредственно образовательной деятельности — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.

Игра в образовательной программе дошкольного образования включает:

-                   Непосредственно образовательную деятельность (организация дидактических игр в соответствии с содержанием образовательной работы по образовательным областям).

-                   Образовательную деятельность в режиме дня (организация досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, организация совместных с педагогом сюжетных игр).

-                   Свободную деятельность (педагогическая поддержка самостоятельных детских игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, игр — экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных).

Содержание образования ДОО направлено на:

-                   развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,

-                   коррекцию эмоционально-волевой и двигательной сфер,

-                   активацию познавательного развития ребенка.

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Игру для детей дошкольного возраста нельзя заменить другой деятельностью. «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений» [6, 27]. Поэтому грамотно спланированная и организованная игровая деятельность в ДОО имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников.

Детский сад, в котором я работаю, интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Основная задача — выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Что такое технология? Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Любая образовательная технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, т. е. концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости. Концептуальность предполагает, что каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность означает, что образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами (т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, практически независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса.

Структура педагогической технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть — это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть — это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть — совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии.

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) [5, 2] личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

-                   игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

-                   группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

-                   группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

-                   группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

Составление игровых технологий из отдельных игровых средств и игровых элементов — забота каждого педагога.

«Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина» [4, 149].

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

-                   повышению качества образования;

-                   повышению квалификации воспитателей;

-                   применению педагогического опыта и его систематизация;

-                   использованию компьютерных технологий воспитанниками;

-                   сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

-                   повышению качества обучения и воспитания.

Игровые педагогические технологии включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая технология должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

Содержание игровой технологии строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом.

Игровые технологии могут использоваться:

-                   Как самостоятельная технология;

-                   Как элемент более обширной технологии;

-                   В качестве занятия или части НОД;

-                   Как технология культурно-досуговой работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Специфику игровой технологии определяет игровая среда:

-                   игры с предметами;

-                   без предметов;

-                   настольные;

-                   комнатные;

-                   уличные;

-                   на местности;

-                   компьютерные;

-                   с ТСО;

-                   с различными средствами передвижения.

Технологический подход, то есть инновационные педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

 

Литература:

 

1.      Акулова О. В., Гогоберидзе А. Г. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. — М.: Просвещение, 2013.

2.      Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка: Избранные психологические труды в двух томах. — М., 1986.

3.      Кабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 1997

4.      Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. — М.: Правда, 1987. — Т.1.

5.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013.

6.      Эльконин Д. Б. Психология игры — М.: Педагогика, 1978

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая технология, образовательная технология, группа игр, дошкольный возраст, Образовательная деятельность, педагогическая технология, педагогический процесс, учебный процесс, элемент игры.