Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников
Автор: Михайленко Татьяна Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 01.03.2017
Статья просмотрена: 2735 раз
Библиографическое описание:
Михайленко, Т. М. Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11984/ (дата обращения: 17.12.2024).
Главной задачей системы образования становится развитие личности, её творческой индивидуальности, развитие и реализация сущностных сил ребёнка. Однако в работах многих педагогов и психологов (Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта — опыта творческой деятельности [2].
Н. В. Уварина утверждает, что особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на детях младшего школьного возраста. Создавая у них репродуктивную направленность в обучении, можно потерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным [11].
Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к деятельности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребёнке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества — значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу [7]. Одним из этих условий будет использование в процессе обучения игровых технологий.
По мнению многих исследователей, психологов и педагогов практиков (Б. Г. Ананьева, М. М. Берштейна, П. П. Блонского, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. П. Пидкасистого, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина и др.) игровые технологии способствует активизации обучаемых, развивает их познавательную самостоятельность и мыслительную деятельность, помогает творчески переосмыслить и усвоить учебный материал, нацеливает на активное общение друг с другом.
Взяв предметом исследования игровую технологию, суммируем признаки, определяющие игру как образовательный феномен, исследованный разными авторами — Й. Хейзингой, М. В. Клариным, С. А. Шмаковым и др. Это:
– чётко поставленная цель;
– создание игровой проблемной ситуации;
– добровольный характер;
– собственный хронотоп;
– четкие правила, которые соблюдаются всеми участниками;
– эмоциональное и интеллектуальное напряжение в обучении и деятельности;
– опыт совместной (командной) деятельности;
– рефлексия (анализ результатов).
Раскроем дидактические возможности игровых технологий. Главное их достоинство состоит в том, что в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности и общения, сходными с теми, которые они получили бы в действительности. При этом, играя, учащиеся получают знания не в готовом виде, а поэтапно добывают его сами, преодолевая трудности, и тем самым, вырабатывая самостоятельность мышления. Игры учащихся обеспечивают благоприятную учебную среду, непосредственно и незамедлительно реагирующую на действия участников игры. Наконец, игра, будучи свободным действом, психологически привлекательна для участников ее, в непринужденной, игровой форме ученик готовится к трудовой деятельности.
Рассмотрев несколько типов классификаций дидактических игр (Г. К. Селевко, П. И. Пидкасистого и Ж. С. Хайдарова, М. Г. Ермолаевой, М. В. Кларина), мы их обобщили и выделили группы игр. Классификация игр и их характеристика представлена в таблице № 1.
Таблица 1
Классификация ихарактеристика дидактических игр
Классификация игр |
Характеристика |
Интеллектуально-познавательные игры — ребусы, тесты, викторины; — настольно-предметные; — компьютерные; — игры-путешествия; — игры с предметами; — игры-упражнения; — технические, строительные и т. п. |
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого учащегося в активную работу. |
Двигательные игры — подвижные; — спортивные; — игровые упражнения; — игры-забавы. |
Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий. |
Социальные игры — деловые; — продуктивные; — ролевые, сюжетно-ролевые; — компьютерные; — театрализованные; — творческие. |
Игры на основе социальных взаимодействий, то есть игры на выстраивании каких-то отношений между людьми. Выполнение роли какого-то персонажа по ходу игры. Моделирование реальных жизненных ситуаций. Получение социально значимого продукта. |
Для развития творческого потенциала, познавательной самостоятельности и мыслительной деятельность, а также формирование комплекса ценностей, качеств, способностей личности, необходимы такие игры, которые способствовали бы всестороннему развитию личности. На комплексное развитие личности школьника направлены социальные игры. Среди совокупности социальных игр выделим деловую и продуктивную игру.
Деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, это эмоциональная опора личности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека [6].
В работах Г. С. Абрамовой, В. А. Степановича, И. В. Кулешовой, В. Г. Алапьевой рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности [5].
Л. С. Выготский, В. Я. Платов, Д. Б. Эльконин рассматривали деловую игру, как педагогическое средство и активную форму обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.
Идею о том, что деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе которого учащиеся приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Е. А. Хруцкого.
В настоящее время наиболее характерна следующая классификация деловых игр, предложенная Л. В. Ежовой:
- По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
- По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
– оценка того, кто как работал, отсутствует.
- По конечному результату:
– жесткие игры — заранее известен ответ, существуют жесткие правила;
– свободные, открытые игры — заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
- По конечной цели.
– обучающие — направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
– констатирующие — конкурсы профессионального мастерства;
– поисковые — направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
- По методологии проведения:
– луночные игры — любая салонная игра. Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
– ролевые игры — каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
– групповые дискуссии — связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;
– имитационные — имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;
– организационно-деятельностные игры (Г. П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем;
– инновационные игры (В. С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
– ансамблевые игры (Ю. Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия [3].
В учебном процессе применяются различные модификации деловой игры: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психодрамма и социодрама.
Продуктивная игра направлена на создание совместного информационного продукта (на решение какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями [1]. Продуктивная игра включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму, как «Защита проектов».
Объединение потенциала деловой и продуктивной игры дает возможность развить личность младшего школьника, его творческие способности согласно требованиям федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
В структуре деловой игры целесообразно выделить модель профессиональной деятельности и имитацию принятия решений в различных производственных ситуациях. Это позволит младшему школьнику научиться принимать самостоятельно решения, работать в группе, познакомиться с разными видами профессий и на практике попробовать себя в разной профессиональной роли [6].
В структуре продуктивной игры выделяем совместное (групповое) создание информационного продукта (решение какой-либо практической проблемы) и защиту проекта [6].
Основываясь на анализе классификаций, признаках, структуре игровых технологий, а в частности деловой и продуктивной играх мы сконструировали условно продуктивную (деловую) игру для младших школьников, которая может использоваться в учебно-воспитательном процессе для достижения образовательных результатов.
Таким образом, продуктивную (деловую) игру для младших школьников имеет следующую структуру: модель профессиональной деятельности, имитацию принятия решений в различных производственных ситуациях, групповое создание информационного продукта, защита проекта (продукта). Данная игра соответствует признакам игровой технологии и направлена на развитие личности младшего школьника [6].
Участие в продуктивной (деловой) игре может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Игра способствует развитию, социализации и самоактуализации, ценностной и нравственно-этической ориентации младшего школьника. Обладает воспитательными и развивающими возможностями в развитии личности младшего школьника. Кроме того, с помощью этих игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации, способность эффективной работы в команде, толерантность, ответственность, творчество.
Литература:
1. Баженова Н. П., Крохмаль Е. В. Продуктивная игра как механизм про-фессионального самоопределения учащейся молодежи // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2013.
2. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. творчество и преодоление стереотипов.- СПб.: ОМS, 1994. — 465 с.
3. Ежова Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр / Л. В. Ежова — Спб., 2006.
4. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева.- 2-е изд., доп.- Спб.: СПбАППО, 2005. — С.3–25
5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995. — С.З -4.
6. Михайленко Т. М. Педагогические особенности продуктивной (деловой) игры для младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Научный журнал: — Ялта: РИО ГПА, 2016. — Вып.53. — Ч. 7. — 256с.
7. Нехай З. К. ФГОС. Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций обучающихся. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/ (дата обращения 05.01.2017)
8. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.
9. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. — 156 с.
10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Просвещение, 1998.
11. Уварина Н. В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Дис.: канд.пед.наук.- Челябинск, 1999. — 184 с.
12. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.