Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 21.12.2023

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Шитикова, С. В. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка / С. В. Шитикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109415/ (дата обращения: 19.12.2024).



Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из основных задач образовательного процесса. В современном обществе, где успешная коммуникация играет важную роль, умение эффективно взаимодействовать с окружающими становится неотъемлемой частью нашей жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия являются совокупностью навыков и знаний, которые необходимы студентам для успешного общения, выражения своих мыслей и идей, а также понимания других людей. Они не только способствуют более эффективному усвоению учебного материала, но и помогают развить социальные компетенции, необходимые для успешной адаптации в обществе.

В данной статье будут рассмотрены основные принципы формирования коммуникативных универсальных учебных действий, а также представлены методы и подходы, которые педагоги могут использовать для развития этих навыков у студентов. Также будет проанализирована роль коммуникации в современном мире и ее влияние на образовательный процесс.

Сознавая важность коммуникативных навыков для личностного и профессионального роста студентов, педагоги должны активно работать над их развитием. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента, предоставляя им возможности для практики и саморазвития.

В современном обществе, где коммуникация играет ключевую роль, умение эффективно взаимодействовать с окружающими становится неотъемлемым. Поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из основных задач образовательного процесса.

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД) — это навыки, которые помогают преодолевать трудности и достигать целей в процессе обучения и за его пределами. Они способствуют развитию коммуникативной компетентности и умению ясно выражать свои мысли. Значение КУУД заключается в создании условий для эффективного обучения и успешной социализации. Навыки слушания, аргументированного высказывания и анализа информации являются основой для развития критического мышления и самоконтроля. Благодаря этому, студенты научатся принимать осознанные решения и аргументировать свою точку зрения.

КУУД также способствуют развитию эмоционального интеллекта. Навык эмпатии и понимание чужих чувств и потребностей помогают установить гармоничные отношения и успешно разрешать конфликты. Улучшенное коммуникативное взаимодействие позволяет лучше понимать окружающих и находить общий язык с людьми различных кругов.

Важной частью КУУД является умение работать в коллективе. Современный мир все больше требует от людей способности к командной работе, сотрудничеству и конструктивному взаимодействию. Развитие коммуникативных навыков позволяет студентам научиться слушать друг друга, принимать решения в группе, эффективно распределять роли и задачи.

В условиях информационного общества особое значение приобретает развитие коммуникативных навыков. Сегодня каждому человеку доступен огромный объем информации, но необходимость уметь фильтровать и выбирать наиболее значимую информацию становится все более актуальной. Коммуникативные навыки позволяют правильно интерпретировать информацию, отличать факты от мнений и аргументированно высказываться на основании представленных данных. В заключение, формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью образовательного процесса.

В современном обществе коммуникация играет важнейшую роль, поэтому умение эффективно взаимодействовать с окружающими становится неотъемлемым навыком. Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД) помогают развить коммуникативную компетентность, способствуют развитию критического мышления и эмоционального интеллекта, а также обучают работе в коллективе. Они являются полезными не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни каждого человека.

Основные принципы формирования КУУД включают ряд фундаментальных аспектов, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.

Эти принципы способствуют развитию коммуникативной компетенции учеников и эффективному взаимодействию с окружающим миром.

  1. Интеграция в содержание образования: Один из основных принципов формирования коммуникативных универсальных учебных действий заключается в интеграции этих навыков и знаний в содержание всех предметов и областей знания. Ученикам следует давать возможность применять свои коммуникативные навыки на практике, чтобы они осознавали их ценность и значимость в реальной жизни.
  2. Разнообразие методических подходов: Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, необходимо предоставить широкий спектр методических подходов для развития коммуникативной компетенции. Это может включать использование игровых форм, проектной деятельности, коллективных обсуждений и других методов, которые позволяют учащимся развивать навыки коммуникации в разных ситуациях.
  3. Развитие речевой культуры: Важным аспектом формирования коммуникативной компетенции является развитие речевой культуры учеников.

Для успешного развития учащихся необходимо уделить внимание правильной организации мыслительного процесса, развитию навыков выразительного чтения и письма, а также ораторского мастерства. Эти навыки помогут им эффективно выражать свои мысли и идеи, уметь слушать и анализировать информацию, а также успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Кроме того, чтобы сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, необходимо стимулировать сотрудничество и кооперацию между учениками. Работа в группе или паре позволит им развить навыки активного слушания, постановки целей, принятия решений и конструктивного обсуждения. Такой подход также способствует формированию навыков эмоционального интеллекта и уважительного отношения к мнению других людей.

  1. Продуктивная обратная связь: Для эффективного развития коммуникативных универсальных учебных действий необходимо постоянное взаимодействие педагога с учениками. Педагог должен оценивать и анализировать коммуникативные навыки учеников, указывать на ошибки и помогать их исправить. Важно, чтобы обратная связь была конструктивной и мотивировала учеников к дальнейшему развитию коммуникативной компетенции. В целом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий является сложным процессом, требующим систематического подхода и активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Организация процесса развития коммуникативных навыков учеников играет ключевую роль в их будущей успешности в информационном обществе. Поэтому важно использовать разнообразные методы и подходы, которые максимально способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Это позволит учащимся эффективно взаимодействовать с окружающими и достичь заметных результатов в своем развитии.

Один из основных способов развития коммуникативных универсальных учебных навыков — активное использование интерактивных технологий в образовательном процессе. Использование интерактивных методов позволяет стимулировать активность учащихся, создавать условия для взаимодействия и обмена информацией между ними. Примером такого подхода могут быть групповые проекты или дискуссии, где каждый ученик имеет возможность высказаться и услышать мнения других. Еще один метод, способствующий развитию коммуникативных навыков, — это использование игровых ситуаций в процессе обучения.

Использование игровых методик позволяет учащимся практически применять полученные знания и навыки в области коммуникации. Например, можно организовать ситуацию, в которой ученикам предлагается решить конфликтную ситуацию или выступить перед аудиторией в роли публичного оратора. Такие игры помогают развивать эффективное общение и учитывать различные точки зрения.

Кроме того, активное использование проектной работы способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. В рамках проектной деятельности студенты работают в группах, обмениваются информацией, анализируют результаты и представляют свои исследования перед аудиторией. Это требует от них не только знания по теме проекта, но и умение четко и логично формулировать свои мысли и аргументировать свои выводы.

Важным подходом к развитию коммуникативных универсальных учебных действий является индивидуальный подход к каждому студенту. Учитывая, что каждый человек обладает своими особенностями и потребностями в обучении, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Например, некоторым студентам может быть трудно высказываться перед аудиторией, поэтому им требуется дополнительная поддержка и тренировка в данной области.

В заключение, развитие коммуникативных универсальных учебных действий является одной из главных задач образовательного процесса.

Для достижения этой цели в образовательном процессе используются различные методы и подходы, такие как использование интерактивных технологий, игровые ситуации, проектная работа и индивидуальный подход к каждому студенту. Развитие коммуникативных навыков позволяет учащимся эффективно взаимодействовать с окружающим миром и успешно функционировать в современном обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, развитие, действие, навык, современное общество, коммуникативная компетенция, основной принцип формирования, подход, процесс обучения, эмоциональный интеллект.


Похожие статьи

Развитие творческих навыков воспитанников Нахимовского военно-морского ордена Почета училища через создание фотопроектов в обучении

В статье рассматривается методика внедрения фотопроектов в обучение как средство развития творческих навыков обучающихся. Фотография, как искусство самовыражения предоставляет нахимовцам возможность выразить свои идеи и чувства, стимулируя тем самым ...

Психологические особенности доверия к себе и к другим у будущих педагогов-психологов на этапе профессионального обучения в вузе

Стремление казахстанского общества к построению демократического, правового и социального государства актуализирует проблему повышения этических, нравственных, психологических качеств личности, которые в современных условиях становятся важными предпо...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Саморефлексия как процесс, способствующий развитию исследовательских навыков у учащихся, на уроках истории

Автор статьи делится наработанным опытом, как развивать метапознание через рефлексивные практики учащегося. Положение в жизни человека определяется его отношением к информации: кто-то ее производит, кто-то распространяет, а кто-то просто потребляет....

Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Коммуникативный метод обучения французскому языку в университете

Французский язык является иностранным языком в Узбекистане, и его преподавание и изучение не могут проходить так же, как овладение первым или вторым языком. Чтобы иметь возможность взаимодействовать с носителями языка в реальном повседневном общении,...

Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста

Техническое творчество также способствует развитию креативности у детей. Оно предоставляет возможность для экспериментирования, проб и ошибок, что помогает малышам находить нестандартные решения проблем. Такой подход развивает у них инновационное мыш...

Похожие статьи

Развитие творческих навыков воспитанников Нахимовского военно-морского ордена Почета училища через создание фотопроектов в обучении

В статье рассматривается методика внедрения фотопроектов в обучение как средство развития творческих навыков обучающихся. Фотография, как искусство самовыражения предоставляет нахимовцам возможность выразить свои идеи и чувства, стимулируя тем самым ...

Психологические особенности доверия к себе и к другим у будущих педагогов-психологов на этапе профессионального обучения в вузе

Стремление казахстанского общества к построению демократического, правового и социального государства актуализирует проблему повышения этических, нравственных, психологических качеств личности, которые в современных условиях становятся важными предпо...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Саморефлексия как процесс, способствующий развитию исследовательских навыков у учащихся, на уроках истории

Автор статьи делится наработанным опытом, как развивать метапознание через рефлексивные практики учащегося. Положение в жизни человека определяется его отношением к информации: кто-то ее производит, кто-то распространяет, а кто-то просто потребляет....

Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Коммуникативный метод обучения французскому языку в университете

Французский язык является иностранным языком в Узбекистане, и его преподавание и изучение не могут проходить так же, как овладение первым или вторым языком. Чтобы иметь возможность взаимодействовать с носителями языка в реальном повседневном общении,...

Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста

Техническое творчество также способствует развитию креативности у детей. Оно предоставляет возможность для экспериментирования, проб и ошибок, что помогает малышам находить нестандартные решения проблем. Такой подход развивает у них инновационное мыш...

Задать вопрос