Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной программой, в том числе и на уроках окружающего мира. Информационно-коммуникативные технологии являются одним из современных средств обучения, которые помогут сформировать коммуникационные универсальные действия за более короткий срок, а также обеспечить повышение интереса к процессу получения знаний у обучающихся младшей школы.
Ключевые слова: коммуникационные универсальные действия, младшие школьники, уроки окружающего мира, информационно-коммуникативные технологии.
Современная образовательная система в Российской Федерации переходит в новый этап развития. Прежде всего, период изменений связан с тем, что меняется потребности учащихся. Всё чаще можно услышать мнения специалистов о том, что требования к качеству и уровню подготовки школьников по конкретным учебным предметам не является гарантией того, что в дальнейшем ребёнок сможет полностью социализироваться в обществе и полноценно построить отношения с окружающими его людьми. Сейчас формируется новая модель образования, при которой ученик может добывать и систематизировать новые знания самостоятельно. Основным условием, при котором данная модель будет успешно адаптирована, является освоение учащимися коммуникационных универсальных действий.
Рассмотрим понятие «коммуникативные универсальные действия более подробно».
В отечественной педагогике встречаются множественные трактовки рассматриваемого понятия. В толковом словаре слово действие означает: деятельность, поступки, поведение, работа, функционирование, применение, проявление чего-либо на практике, влияние, воздействие, проявление какой-либо энергии, силы [2, с. 95].
По мнению К. М. Гуревича «Действие следует отличать от диктуемого импульсом либо привычкой, всецело определяемого текущей ситуацией непосредственного поведенческого акта… понятие действия широко применяется в качестве единицы анализа и в психологии» [1, с.9].
Таким образом, понятие «коммуникативные универсальные действия» имеют множество значений, которые следует рассматривать в совокупности с дополняющими данное определение научными категориями.
К коммуникативным универсальным действиям можно отнести: планирование учебного сотрудничества «ученик-учитель» и обеспечение обратной связи, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение разрешать конфликты, умение выражать свои мысли, достоверно доносить информацию во время межличностной коммуникации, соблюдение грамматических и диалектических норм языка.
О. А. Карабанова рассматривает следующие функции коммуникативных универсальных действий: формирование условий для разностороннего развития личности и ее самореализации на основе способности и готовности к непрерывному образованию, а также возможность обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить цели, искать и находить средства для их достижения, контролировать и оценивать процесс, итог своей учебной деятельности [3, с. 58].
Процесс коммуникации сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Поэтому важно научить ребёнка осваивать коммуникационные универсальные действия, начиная с детства. Самым благоприятным возрастом для освоения и развития коммуникационных универсальных действий является младший школьный возраст. Младшие школьники проходят новую стадию в развитии социальных отношений, а именно осваивают новую роль ученика, учебная деятельность добавляется к игровой и становится ведущей. Психика ребёнка в этом возрасте очень активна и подвижна, процессы общения и освоения новых социальных ролей проходят на достаточно высоком уровне. Ребёнок начинает осознавать, что его мнение не является единственным, начинает прислушиваться к мнению сверстников и взрослых. Рассматриваемый процесс происходит на протяжении всего периода пребывания ребёнка в начальной школе. Поэтому, формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников должно происходить постепенно, учитывая при этом возможности ребёнка, а также влияние современных методов обучения и преподнесения информации.
Формирование коммуникационных универсальных действий является одним из важных аспектов деятельности объектов современной системы образования. В условиях мощной информатизации общества и открытия огромного количества ресурсов, на которых размещена информация использование информационно-коммуникативных технологий является обязательным условием обучения детей. Информационно-коммуникативные технологии заняли прочное место в системе начального образования наряду с традиционными методиками.
Широкое применение информационно-коммуникативных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: О. И. Агапова, Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, О. А. Кривошеев, В. Ф. Шолохович, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
А. А. Кораблёв дает следующее определение информационно-коммуникативным технологиям: «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [4, с. 67].
Реализация современных стандартов образования предполагает освоение учащимися нескольких компетенций, в том числе и освоение компетенций, касающихся информационно-коммуникативных технологий.
Уровень развития коммуникационных универсальных действий учащихся с помощью информационно-коммуникативных технологий можно оценивать по нескольким критериям: критичность отношения к информации и умению её систематизировать, уважению к частной информации и информационной деятельности глобальной сети Интернет, освоение правовой культуры пользования информацией и т. д. Освоение информационно-коммуникативных технологий является важной частью учебного процесса и его сопровождения. Рассмотрим применение информационно-коммуникативных технологий при формировании коммуникационных универсальных действий на уроках окружающей среды.
Уроки окружающего мира в школе являются одними из самых интересных, но при этом сложных уроков. Младшие школьники знакомятся более подробно с окружающим их миром и могут столкнуться с трудностями в понимании природных явлений, процессов и т. д. Для подержания интереса к данному предмету школьной программы, необходимо организовать занятие, учитывая при этом особенности деятельности младших школьников. Урок должен быть интересным и погружать полностью в атмосферу получения знаний. Эффективно организовать данный процесс помогут информационно-коммуникативные технологии. Использование ИТК на уроках окружающего мира позволит сформировать ряд компетенций учащихся, в том числе и коммуникационные универсальные действия.
Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий будет производиться при решении следующих задач: организация процесса обучения, воспитания и развития детей, формирующий универсальные учебные действия, формирование умений детей переносить полученные универсальные учебные действия в новые условия и стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют сформировать коммуникационные универсальные действия на уроках окружающей среды следующим образом: подготовка презентаций учителем, демонстрирование фотографий, аудио и видеоматериалов. Учащиеся могут самостоятельно подготавливать проекты, используя при этом средства информационно-коммуникативных технологий. Особенно актуально использование ИТК технологий отражается при подготовке презентаций, которые учащиеся могут подготовить как индивидуально, так и коллективно. В процессе подготовки презентации ученик сможет выбрать самую необходимую информацию, ознакомится с фотографиями по теме, составить небольшой видеоряд. Проведённая работа сформирует не только навыки работы с информацией, но и может мотивировать на поиск дополнительной информации по теме и получить знания самостоятельно.
Использование видео уроков, которые входят в программное обеспечение учебно-методических комплексов, например таких как «Школа России», позволяет наглядно продемонстрировать школьникам материал по той или иной теме урока. Всестороннее получение знаний позволит поднять мотивацию младших школьников при изучении окружающего мира, повысить успеваемость, наладить отношения в школьном коллективе (при подготовке коллективных проектов).
Таким образом, процесс формирования коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий является процессом, к организации которого необходимо подходить основательно. Процесс будет считаться эффективным, если у учащихся в достаточной степени сформировались необходимые универсальные действия при работе с информацией, повысилась мотивация к изучению предмета «Окружающий мир» и успеваемость по данному предмету, а также повысилась эффективность взаимодействия в классном коллективе.
Литература:
- Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М.: Высшая школа, 2018. — 183 с.
- Леонова Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е. В. Леонова, А. В. Плотникова//Начальная школа. — 2016. — № 7. — С. 91–96.
- Карабанова, O. A. Возрастная психология / O. A. Карабанова. М.: Айрис-пресс, 2015.- 240 с.
- Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. — 2017. — № 2–156 с.