Развитие познавательной активности младших школьников является одним из самых важных процессов обучения. Развитая познавательная активность является фундаментом для дальнейшего успешного обучения. Информационно-коммуникативные технологии являются одним из самых эффективных средств развития познавательной активности при освоении школьной программы, в том числе и знаний, полученных на уроках экологии.
Ключевые слова: познавательная активность, младшие школьники, информационно-коммуникативные технологии, уроки экологии.
The development of cognitive activity of younger students is one of the most important learning processes. Developed cognitive activity is the Foundation for further successful learning. Information and communication technologies are one of the most effective means of developing cognitive activity in the development of the school curriculum, including the knowledge obtained in the lessons of ecology.
Key words: cognitive activity, primary school children, information and communication technologies, ecology lessons.
Процесс обучения и получения новых знаний в современной российской школе отличается интенсивными темпами и получением большого объема информации. Современный школьник должен обладать не только хорошей памятью, но и иметь высокий уровень мотивации к учёбе. Однако, всё чаще можно услышать мнения педагогов, которые непосредственно занимаются обучением детей, что слишком большой объем информации и объем работы, которую необходимо выполнить дома, снижают не только сам интерес к учёбе, но и познавательную активность в целом. Особенно актуален этот вопрос для младших школьников, которые только начинают учебную деятельность. Большая нагрузка может снизить интерес к учёбе уже на первых этапах обучающего процесса. Для облегчения выполнения заданий и более наглядного представления и ознакомления с информацией в современной школе используются информационно-коммуникативные технологии. Рассмотрим более подробно процесс развития познавательной активности младших школьников средствами информационно-коммуникативных технологий на примере уроков экологии.
Введём понятие «познавательная активность».
Г. И. Щукина дает следующее определение познавательной активности: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [5, с. 49].
В. К. Бахир говорит о том, что «познавательная активность — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению» [1, с. 26].
Рассмотрев точки зрения исследователей на определение познавательной активности, мы можем говорить о том, что познавательная активность является деятельностью, которая характеризуется постоянным стремлением к получению и систематизации новых знаний. Развитие познавательной активности приводит к самосовершенствованию, позитивному отношению к обучению и высокой мотивации к учебной деятельности.
Познавательная активность является одним из самых важных мотивов учебной деятельности школьников. При условии, что познавательная активность, с помощью учителя, организована на высоком уровне, ученики, имеющие проблемы в обучении могут выйти на новый уровень обучения и быть заинтересованными в получении новых знаний [4].
Проблема развития познавательной активности является одним из самых актуальных вопросов всей системы образования. Формирование познавательной деятельности учеников невозможно без развития его собственного познавательного процесса. Поэтому очень важно развивать познавательную активность учеников, начиная с младших классов, учитывая при этом, особенности развития младших школьников как возрастной группы.
Изучим младших школьников с точки зрения возрастных особенностей развития более подробно.
Младший школьный возраст охватывает период развития ребёнка с 7 до 11 лет. Этот период считается одним из самых сложных в жизни ребёнка, поскольку начинается новый этап развития не только в социальном плане (получение нового статуса «ученик», «обучающийся», «школьник»), но и новый этап развития деятельности. Игровая деятельность престаёт быть ведущей, основная деятельность — общение, происходит построение новых отношений по вектору «учитель — ученик», «учитель — класс» и т. д. Обучение также является преобладающей деятельностью [2].
В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Мышление приводит к качественной перестройке памяти, восприятия, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Дети 7–8 лет обычно мыслят конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста ученик должен научиться самостоятельно делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить отличия и общее, устанавливать простые закономерности [2].
Принимая во внимание важность младшего школьного возраста для становления личности ребенка, для формирования его познавательной сферы, как для успешности обучения, так и для развития его личности, мы можем говорить о том, что развитие познавательной активности именно в младшем школьном возрасте является мощным базисом для дальнейшего успешного процесса обучения в целом.
Активизация познавательной деятельности у младших школьников предполагает усиление процесса познания. Активизация может происходить при помощи таких средств как: увеличение объема информации, ориентировка на изучение личностной заинтересованности учащихся, формирование навыков к самопознанию, а также применение информационно-коммуникативных технологий.
Информационно-коммуникативные технологии (сокращённо ИКТ) представляют собой процессы и методы взаимодействия с информацией, её демонстрация, обработка с помощью вычислительной техники, а также средств телекоммуникации. Цели использования ИКТ в современной школе достаточно обширны, однако самой главной является облегчение труда педагога, наглядная демонстрация учебных материалов, укрепление мотивации школьников к обучению и развитие познавательной активности в целом [3]. Современные ИКТ позволяют не только демонстрировать учебные материалы, но и развивать речевые навыки учащихся, проигрывать различные ситуации, предоставлять результаты самопознания. Создание мультимедийных презентаций, использование Интернет-ресурсов, работа с дидактическими играми и программами обучения — все перечисленные действия широко применяются как педагогами, так и самими обучающимися при изучении того или иного предмета, например экологии.
Знания в области экологии играют большую роль в жизни человека. Уроки экологии в младшей школе — это не только знакомство с окружающей средой, но и рассмотрение вопросов экологической безопасности. Уроки экологии направлены на то, чтобы учащиеся могли знать об основных современных экологических угрозах и что наносит природе непоправимый вред. Урок может быть построен таким образом, что теоретический материал может активно сочетаться с практикой, например наглядная демонстрация учебного материала, организация экскурсий и т. д. Использование ИТК на уроках экологии позволит сформировать ряд компетенций учащихся, в том числе и развить познавательную активность.
Развитие познавательной активности младших школьников по экологии средствами информационно-коммуникативных технологий будет осуществляться при решении следующих задач: организация процесса обучения, подготовка презентаций и подбор видеоматериалов, организация открытых уроков, демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся, стимулирование учащихся к поиску новых знаний в области экологии.
Основным источником новых знаний на уроках является учитель. Информационно-коммуникативные технологии способствуют решению педагогических проблем, таких как: повышение мотивации учащихся к обучению и поиску новой информации, развитие познавательной активности, решению задача, поставленных при подготовке к уроку, развитие у учащихся способности строить диалог, как между собой, так и между группой учащихся и учителем. Внедрение ИКТ на уроках экологии рассматривается как источник дополнительной информации, как способ самоорганизации учебной и трудовой деятельности учащихся, а также как способ организации личностно-ориентированного подхода для учителя.
Применение ИКТ учащимися на уроках экологии может происходить в следующих видах: подготовка индивидуальных и групповых проектов по заданным темам, поиск видео и фото материалов, рассмотрение их на уроке и краткий анализ информации, подготовка мультимедийных презентаций на заданные темы. При подготовке проектов, презентаций, школьники учатся не только информационной грамотности, но и систематизировать информацию, представлять её перед классом, совершенствуют навыки публичного выступления. Проведённая поисковая работа способствует повышению интереса учащихся, организации самостоятельного поиска дополнительной информации и повышению познавательной активности в целом.
Использование видео уроков, которые входят в программное обеспечение учебно-методических комплексов, например таких как «Школа России», позволяет наглядно продемонстрировать школьникам материал по той или иной теме урока. Всестороннее получение знаний позволит поднять мотивацию младших школьников при изучении проблем экологии, повысить успеваемость, наладить отношения в школьном коллективе (при подготовке коллективных проектов и презентаций).
Таким образом, развитие познавательной активности младших школьников по экологии средствами информационно-коммуникативных технологий является процессом, к организации которого необходимо подходить основательно. Процесс будет считаться эффективным, если у учащихся в достаточной степени развита познавательная активность при работе с информацией, повысилась мотивация к изучению предмета «Экология» и успеваемость по данному предмету, сформировались навыки по самостоятельному поиску информации по предмету, а также повысился интерес к организации тематических уроков и подробному изучению современных экологических проблем.
Литература:
- Бахир В. К. Развивающее обучение // Начальная школа — 2016.-№ 5.-С.26–30.
- Карабанова, O. A. Возрастная психология / O. A. Карабанова. М.: Айрис-пресс, 2015.- 240 с.
- Петухова Е. И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. — 2018. — № 10.
- Тишук, Я. В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я. В. Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся — преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2017г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А. В. Богданович.– Гродно: ГрГУ, 2018. — С. 185–190.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. — М: Просвещение, 2017. — С.123