Встатье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети могли ориентироваться и критически оценивать информацию из различных источников. Основное внимание уделяется не только образовательным преимуществам, но и воспитанию любознательности и подготовке детей к активному гражданскому участию. Формирование грамотности чтения в 1–4 классах сосредоточено на работе с текстом, таблицами, диаграммами и картами, с использованием разнообразных упражнений для совершенствования навыков анализа, интерпретации и понимания географии.
Ключевые слова: читательская грамотность, начальная школа, окружающий мир, информационные технологии, любознательность, социальная значимость.
В современном мире, когда информационные технологии становятся все более доступными и важными, развитие навыков чтения и грамотности среди детей приобретает особую актуальность. Окружающий мир предлагает огромное количество информации, которую необходимо уметь анализировать, понимать и оценивать. В связи с этим, читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе становится ключевым элементом формирования компетентного подхода к получению знаний об окружающем мире. Эта тема является актуальной и важной для обеспечения успешного обучения и развития учащихся.
Сегодняшние дети сталкиваются с огромным объемом информации из различных источников, таких как книги, интернет, социальные сети, телевидение и другие медиа. Однако необходимо уметь критически оценивать эту информацию, отличать факты от мнений, а также понимать, как она связана с окружающим миром. Чтение и грамотность играют важную роль в формировании у детей навыков анализа и понимания информации, что позволяет им развивать критическое мышление и принимать осознанные решения.
Кроме того, читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе способствует формированию у детей интереса к изучению мира вокруг них. Через чтение разнообразных текстов о природе, животных, географии, истории и других аспектах окружающего мира, дети не только учатся понимать и анализировать информацию, но и развивают свою любознательность и жажду знаний. Такой подход способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к учебному процессу и мотивации к самостоятельному изучению окружающего мира.
Наконец, развитие читательской грамотности на уроках окружающего мира является важным элементом подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Умение понимать и анализировать информацию об окружающем мире помогает детям становиться осознанными гражданами, способными критически мыслить, выражать свои мысли и принимать информированные решения. Таким образом, читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе имеет не только образовательное, но и социальное значение.
Читательская грамотность определяется как способность человека понимать письменные тексты, размышлять над их значением и использовать информацию для достижения личных целей, расширения знаний и навыков и активного участия в общественной деятельности. Это включает в себя способность понимать, использовать, оценивать, размышлять над текстами и взаимодействовать с ними с целью достижения целей, расширения знаний и способностей и активного участия в жизни общества [1].
Формирование читательской грамотности в 1–4 классах по предмету «Окружающий мир» сосредоточено на четырех ключевых областях:
1. Работа с текстом:
— Акцент делается на оценке способности учащихся работать с текстами;
— Проанализированные ключевые действия включают поиск и извлечение информации, интерпретацию информации, понимание и оценку содержания текста и эффективное использование информации;
— Расширенные критерии оценки включают оценку качества и достоверности текста, выявление и разрешение противоречий, критическую оценку и применение информации в различных задачах;
— Включает упражнения на логический поиск, задания на распознавание животных и практические упражнения по группировке и систематизации информации [4, с. 94].
2. Работа с таблицами:
— Развивает у детей способность распознавать смысловые связи в таблицах, быстро находить информацию и описывать данные в тексте;
— Упражнения включают изучение информации о Солнечной системе и выполнение заданий, связанных с характеристиками планет.
3. Работа с диаграммами и графиками:
— Основное внимание уделяется графическому представлению, использованию диаграмм для понимания взаимосвязей и закономерностей;
— Учит анализу динамики с помощью различных типов графиков, способствуя лучшему пониманию изменений с течением времени;
— Знакомит с такими упражнениями, как «Исследование в форме наблюдения» для наблюдения и записи погодных данных, предоставляя практический опыт анализа данных.
4. Работа с картами и планами:
— Признает возросший спрос на географические знания при решении экологических и социально-экономических проблем.
— Подчеркивает важность использования географических карт и планов для формирования фундаментальных географических знаний.
— Представлены такие виды деятельности, как «Работа с картой» для идентификации и обозначения объектов на карте Новосибирской области.
Таким образом, подход к обучению грамоте чтению включает в себя разнообразные упражнения, обеспечивающие развитие у учащихся навыков анализа текста, интерпретации данных и понимания географии в различных контекстах [5].
Урок по работе с текстом можно разделить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе могут применяться различные техники для повышения мотивации и развития навыков поиска информации.
На подготовительном этапе одним из эффективных приемов является «Облако понятий». Понятия и термины из текста отображаются на доске, побуждая учащихся делать предположения и делиться предварительными знаниями. Младших школьников может заинтересовать сравнение репродукций или использование головоломок в качестве подготовительного занятия.
Основной этап включает в себя чтение и анализ текста. Такие методы, как построение с «чистого листа» и «Древо мудрости», помогают учащимся понять текст, способствуя активному участию и расспросам. Для улучшения навыков поиска информации «Конкурс шпаргалок» поощряет учащихся обобщать информацию. Они записывают ключевые моменты определенным количеством слов, способствуя эффективному подведению итогов.
Заключительный этап направлен на проверку понимания и усвоения информации. Такие виды деятельности, как работа с пословицами, добавление текста, игра «Плюс-минус» и «Ярмарка вопросов», поощряют критическое мышление и применение полученных знаний.
Для улучшения понимания и оценки текстовых сообщений рекомендуется использовать технику «Письмо по кругу». В группах учащиеся пишут предложения по теме, передавая листы по кругу для непрерывного добавления. Последний автор читает вслух, а другие при необходимости вносят свой вклад [3].
После изучения определенной темы на уроке изучения окружающей среды у учащихся есть возможность сотрудничать с учителем или выполнять самостоятельные проекты. Эти проекты включают в себя такие задания, как чтение, анализ и представление информации, способствующие более глубокому пониманию материала и развитию творческих навыков [2].
В заключение можно отметить, что развитие читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе играет ключевую роль в формировании у детей навыков анализа, понимания и критической оценки информации о мире вокруг них. Это способствует не только успешному обучению, но и развитию устойчивого интереса к изучению окружающего мира, а также подготовке детей к активному участию в общественной жизни. Развитие читательской грамотности на уроках окружающего мира имеет важное образовательное и социальное значение для формирования компетентных, информированных и активных граждан.
Литература:
- Александрова С. Э. Функциональная читательская грамотность младших школьников: проблемы и пути решения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-chitatelskaya-gramotnost-mladshih-shkolnikov-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 17.01.2024).
- Альбина Попова. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальных классах // Электронный педагогический журнал Магариф.рф URL: http://магариф.рф/formirovanie-chitatelskoy-gramotnos-3/ (дата обращения: 17.01.2024).
- Кувшинова Е. Е. Формирование читательской грамотности учащихся в курсе «Окружающий мир» // Открытый урок URL: https://urok.1sept.ru/articles/696012 (дата обращения: 17.01.2024).
- Сулейманова, С. У. Формирование читательской грамотности младших школьников в изучении окружающего мира / С. У. Сулейманова // Функциональная грамотность: вызовы, решения, эффективные практики: Материалы XXIII международных педагогических чтений, посвященных 80-летию Победы в Сталинградской битве, Году педагога и наставника в РФ и 200-летию К. Д. Ушинского, Волгоград, 12 апреля 2023 года / Науч. редакторы А. Н. Кузибецкий, Л. К. Максимов. — Волгоград: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования», 2023. — С. 93–96. — EDN QNSLOT.
- Холевчук И. С., Иванова Ю. С. Система упражнений по предмету «Окружающий мир» для формирования читательской грамотности у учащихся 1–4 классов // Интерактивное образование URL: http://www.io.nios.ru/articles2/118/2/sistema-uprazhneniy-po-predmetu-okruzhayushchiy-mir-dlya-formirovaniya-chitatelskoy (дата обращения: 17.01.2024).