Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 07.10.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Подилова, О. П. Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий / О. П. Подилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 181-184. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118056/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методов, следовательно, учащиеся с нарушениями речи более заинтересованы выполнением заданий, мотивированы к взаимодействию и коррекционно-развивающий процесс более продуктивный и результативный. Данные методы могут использовать не только учителя-логопеды, но и учителя начальных классов на уроках литературного чтения, так как они основаны на художественных произведениях.

Ключевые слова: учащиеся с нарушениями речи, инновационные технологии, лексика, лексический запас, коррекционно-развивающая деятельность.

В условиях реформации образовательного пространства, опираясь на ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», каждый ребенок, не взирая на его психофизические особенности имеет право на образование и коррекционную помощь [7]. Основной целью образовательной, логопедической коррекционно-развивающей деятельности является развитие способности общаться для духовного, культурного и национального самовыражения.

Лексика — это важная составляющая языковой системы, которая влияет на весь общеобразовательный процесс в целом [8].

Учащиеся с нарушениями речи требуют помощи специалистов в обогащении лексического запаса, а именно коррекционных педагогов. Предлагаем систему коррекционных заданий, которую могут использовать учителя предметники на уроках литературного чтения для формирования лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи.

Современные дети требуют новых подходов и методов, которые будут способствовать: разностороннему развитие личности ребенка, в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями; формированию общекультурных и морально-этических ценностей; жизненных и социальных навыков [5]. Именно поэтому мы должны широко использовать в образовательном процессе инновационные логопедические, педагогические технологии, отвечающие запросам нынешнего общества.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной тематике стало очевидно, что наилучшим средством для формирования лексической компетентности, являются литературные произведения, на которые мы будем опираться в своей коррекционно-развивающей деятельности.

Что касательно инноваций, то мы обратим внимание на такие как:

– интерактивные технологии;

– технологии проблемного обучения;

– технология организации групповой деятельности;

– технология дифференцированного подхода;

– интегрированное обучение;

– технология развития критического мышления;

Использование интерактивных технологий на логопедических занятиях способствует повышению мотивации, положительному отношению к процессу обучения, требует от детей смекалки, внимания, производит умение быстро ориентироваться и находить правильные решения. Разнообразные задачи объединяют детей, способствуют формированию дружеских отношений между ними, способствуют формированию, не только лексической компетентности, но и общего развития мышления, речи и творчества, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Рассмотрим более подробно.

Технология проблемного обучения — организовывается в малых группах, объединенных общей целью по следующему алгоритму:

1) проблемная ситуация;

2) проблема;

3) анализ и осмысление;

4) поиск способов разрешения;

5) решение проблемы.

Технология дифференцированного обучения — это форма учебной деятельности, организация которой требует учета способностей, склонностей и интересов. По этой технологии мы можем группировать учащихся по одному определенному признаку, например, сформированности лексического запаса.

Интегрированное обучение — процесс интеграции основывается на создании нового, целого на основе обнаружения однотипных элементов. Например, когда на логопедическом занятии мы разбираем лексическое значение конкретного слова для полноценного его понимания, мы можем предложить просклонять его по падежам.

Технология критического мышления . Критическое мышление — это определенная способность и стремление оценивать различные суждения и делать объективные выводы, именно на основе обоснованных доказательств. Существует множество стратегий критического мышления, мы выделим наиболее актуальные, которые мы использовали при формировании лексической компетентности учащихся с нарушениями речи:

«Грозди» это стратегия, которая направлена на стимулирование мышления о связях с отдельными понятиями.

Структура: 1) Пишем тему — центральное слово (словосочетание или фразу) посреди листа, на слайде, на доске;

2) Предлагаем ученикам записать слова и фразы, которые приходят им на ум, когда они слышат это слово;

3) Когда все мнения были записаны, предлагаем учащимся установить связи между понятиями.

Сенкан — это стихотворение, состоящее из 5-ти строк. Предлагая его детям с нарушениями речи, мы побуждаем из большого объема информации отобрать главное и воспроизвести в сжатой форме. Сенкан составляется по следующему алгоритму:

1-я строка — 1 слово (существительное) — тема.

2-я строка, 2 слова (прилагательное) — описание.

3-я строка — 3 слова (глаголы или какой + 2 глагола) — описание темы через действие.

4-я строка — фраза из 4 слов высказывания отношения к теме, чувств по поводу обсуждаемого материала.

5-я строка, 1 слово — перефразирование сущности (синоним или ассоциация к теме, обобщение, итог).

Стратегия «Кубирование» предполагает использование куба, на

гранях которого даются указания для учащихся:

1) «Опишите»;

2) «Сравните»;

3) «Назовите ассоциации»;

4) «Проанализируйте»;

5) «Найдите применение»;

6) «Предложите аргументы «за» или «против».

Указанная стратегия упрощает рассмотрение разных качеств темы и может применяться на этапах актуализации либо осознания содержания.

«Метод ПРЕСС» состоит в выражении определенного мнения по конкретной теме, по следующему алгоритму:

1) Выражаю свое мнение «Я считаю, что…»;

2) Объясняю причину такой точки зрения: «Потому что…»;

3) Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «К примеру…»;

4) Обобщаем, формируем выводы: «Итак»..., «Таким образом…».

Стратегия «РАФТ» заключается в определении роли (пишущего письмо), получателя (получающего), формата и темы. Учащиеся с нарушениями речи работают по следующей таблице:

Роль

(кто пишет)

Аудитория

(кто получает)

Формат

(в какой форме)

Тема

(о чем это)

Посредством этой стратегии дети с нарушениями речи не только пополняют свой лексический запас, но и учатся уместно использовать уже имеющийся.

Указанные технологии являются отличным средством для активизации словарного запаса учащихся с нарушениями речи. Такие технологии помогают учащимся не только строить связное высказывание, подбирать нужные слова, но и писать целые фантастические или веселые истории.

Фрагмент системы заданий по развитию уровня сформированности лексической компетентности у учащихся с нарушениями речи на основе литературных произведений.

Произведение

Новая лексика для изучения

Часть урока по литературному чтению

Система заданий

1.

Якоб и Вильгельм Гримм " Бременские музыканты»

Вопли,

лягнул,

дубина,

ведьма,

когти.

IV. Первичное ознакомление с художественным произведением.

Словарная работа; Стратегия

«Кубирование».

2.

Ганс Кристиан Андерсен. Сказка

«Ромашка»

Дерн, запорошенный, канава, невзрачный.

IV. Первичное ознакомление с художественным произведением;

VI. Обобщающая работа по содержанию произведения;

VIІІ. Итог урока.

Словарная работа;

Стратегия «РАФТ»; Сенкан.

Тема: Якоб и Вильгельм Гримм «Бременские музыканты»

Этапы урока:

1) Словарная работа

Разбор слов по контексту

Вопли — громкие крики

Лягнул — ударит задними ногами.

Дубина — большая палка с толстым концом.

Ведьма — призрак, повод.

Когти — когти, ногти животного.

2) Стратегия «Кубирование»

Объединяем детей в 4 группы, согласно главным персонажам произведения: осел, пес, кот, петух. Каждая команда получит куб, на гранях которого находятся задачи. Каждая команда должна осуществить поисковую работу, выполнить все задания и представить свою работу.

Тема: Ганс Кристиан Андерсон. Сказка «Ромашка»

Этапы урока:

  1. Словарная работа

Прочтите в левом столбце слова и подберите к ним толкование из правого столбца

Дерн

ничем не выделяется среди других, не привлекательна

Запорошенный

не очень глубокий, широкий ров

Канава

верхний слой почвы, покрытый травой, пронизан ее корнями

Невзрачный

покрытый пылью

VI. Обобщающая работа по содержанию произведения

  1. Стратегия «РАФТ»

Представьте, что вы являетесь главными героями сказки «Ромашка», попробуйте вжиться в роль. Вам нужно рассказать от имени выбранного вам персонажа определенное сообщение. Для более легкой вам работы, предлагаю такую таблицу.

Роль

Аудитория

Формат

Тема

Например: жаворонок

Мальчики

Просьба

Мы в ответе за тех кого приручили

VIII. Итоги урока

Составьте СЕНКАН со словом Ромашка

После проведенного цикла заданий, мы окончательно убедились, что введенная система задач является эффективным комплексом формирования лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи.

Можно сделать вывод, что ориентация на современные, новые технологии обучения и особенности развития современных детей не только улучшит взаимодействие «учитель-ученик», но и повысит уровень познавательного развития младших школьников с нарушениями речи.

Литература:

  1. Батракова И. В. Методы и приёмы по обогащению словарного запаса учащихся-инофонов в начальных классах/ И. В. Батракова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 69–76.
  2. Волкова, Г. А. Логопедия. — М., 2013. — 680с.
  3. Выготский, Л. С. Мышление и речь. — М., 1996. — 415 с.
  4. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2013. — 176 с.
  5. Дичковская И. М. инновационные педагогические технологии: учеб. пособие / И. М. Дичковская. — К.: Академиздат, 2004. — 352 с.
  6. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у младших школьников. — М., 2006. — 112 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — Москва: Просвещение, 2023. — 45 с.
  8. Филичева, Т. Б. Развитие речи младшего школьника. — Екатеринбург, 2006. — 209 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, лексическая компетентность, критическое мышление, словарная работа, литературное чтение, ребенок, слово, стратегия, учащийся, лексический запас.


Похожие статьи

Задать вопрос