В данной статье рассматривается значение педагогики в успеваемости обучающегося в целом, а также на его физическое и морально-психологическое здоровье. В данной статье затронуты аспекты подготовки различных методов преподавания физической культуры и спорта, а также некоторые проблемы, связанные с осуществлением преподавательской деятельности данного предмета.
Ключевые слова: педагогика, методика, спорт, физическая культура, морально-нравственное развитие, индивидуальный подход.
Проблема укрепления здоровья и поддержания здорового образа жизни является одной из самых актуальных в современном обществе на сегодняшний день. Недостатки в физическом развитии, отсутствие здорового подхода к своей жизни все чаще становятся основой для формирования у человека новых болезней и слабого иммунитета.
Общепринято, что физическая культура и спорт являются базой формирования у личности представления о здоровом образе жизни. Такое представление начинает формироваться с раннего детства, а затем продолжает сопровождать человека на всех этапах его жизни: в школе, в организациях профильного образования, на работе, и т. д.
Физическое воспитание личности решает два вида задач: оздоровительные и воспитательные. Оба вида взаимосвязаны и призваны способствовать физическому развитию организма, закалять и повышать выносливость [1].
Стоит отметить, что на современном этапе развития общества активно поддерживают здоровый образ жизни лишь те единицы, которым с детства прививали любовь к активным играм, спорту, правильному питанию и саморазвитию.
Важную роль в этом процессе играют представители образовательных организаций: школ, техникумов, институтов и университетов. Именно педагоги отвечают за вовлечение нового поколения в активные занятия физической культурой и спортом.
Важно отметить, что наличие квалифицированного педагога чаще всего способствует тому, что человек заинтересовывается занятиями спортом и поддержанием здорового образа жизни. Он должен не только на своем примере демонстрировать как важно вести активный образ жизни, но также умело вовлекать в этот образ даже самых пассивных обучающихся.
Грамотный подбор квалицированного педагога, четко выверенный план занятий и индивидуальный подход к каждому, — все это в совокупности представляет собой основные подходы в тенденциях развития педагогики физической культуры и спорта.
В целом, педагогика физической культуры и спорта — это самостоятельная отрасль педагогики, которая получила активное развитие в конце прошлого века и продолжает развиваться до сих пор.
Деятельность педагога физической культуры и спорта в первую очередь направлена на:
— пропаганду здорового образа жизни
— изучение и развитие двигательной системы учащегося
— развитие и повышение его моральных качеств
— поддержание здоровой самооценки
— формирование навыков общения в коллективе
— учет индивидуальных особенностей
Также стоит отметить, что преподаватель должен владеть полным комплексом приемов и методов, которые будут способствовать продуктивному проведению занятий. Такие методы включают в себя не только традиционные способы проведения занятий, но также и применение различных технологий и подходов, разработанных на современном этапе развития педагогики как науки.
Преподавателю необходимо изучать и осваивать новые стандарты, изучать новые современные методики обучения и усовершенствовать новую квалификацию, чтобы удовлетворить потребности в профессиональном и личностном росте [2].
Проведение занятий по физической культуре и спорту включает в себя несколько критериев.
В первую очередь необходимо учитывать непосредственно содержание и направленность проведения занятия. Этот аспект включает в себя определенный план проведения занятия, который педагог должен составить заранее.
Составление такого плана является гарантией рационального распределения времени. План должен включать в себя не только содержание самого занятия, но и непосредственные цели его проведения.
Далее, нужно учитывать вид спорта, которому будет посвящено занятие, в какой форме оно будет проводиться. Будь то спортивные игры или прикладная гимнастика, важно учитывать возраст учащегося, его весовую категорию и спортивную подготовку. Именно здесь необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода к каждому, чтобы впоследствии постепенно развивать физические возможности у любого человека, как заранее подготовленного, так и нет.
В конце проведения занятия необходимо проводить итоги, отмечая сильные стороны каждого из обучающегося. Значение этого пункта заключается в создании мотивационной лестницы для каждого. Именно умение заинтересовать каждого развивать свои физические данные в конечном итоге способствует привитию у личности любви как предмету, так и к спорту в целом.
При соблюдение всех этих критериев у обучающегося складывается не только общее представление о физической культуре и физической нагрузке, но также происходит и формирование нравственного сознания, психологическая подготовка и выносливость. В некоторых случаях правильный подход к проведению занятия ключевым образом влияет на повышение профессиональных качеств и улучшение профессиональных навыков.
Основными методами проведения занятий по физической культуре и спорту являются:
— словесный метод;
— сенсорный метод;
— соревновательный метод;
— игровой метод;
Включая в работу каждый из них при проведении различного рода занятий, преподаватель также должен не забывать о безопасности во время проведения спортивных занятий и в начале каждого занятия напоминать о технике безопасности [3].
Необходимо отметить, что наиболее актуальным методом на сегодняшний день является именно игровой. Он позволяет самым простым путем решить сразу две задачи — вовлечь обучающегося, а также создать базу для физического развития.
Важно отметить, что игровой метод учитывает не только физическую сторону проведения занятия, но и моральную. У обучающегося развивается умение работать в коллективе, стремление показать себя и свои навыки, а также создается благоприятная почва для поддержания своей собственной команды.
Несмотря на то, что педагогика физической культуры и спорта не стоит на месте, стоит отметить, что одной из ее основных проблем является недостаточный учет индивидуальных особенностей обучающегося и проявления индивидуального подхода.
Необходимо указать что, учитывая в своей работе личность каждого ученика или студента, способствует не только его активному развитию, но также формирует положительное отношение к предмету, а значит и к спорту в целом, что очень важно для поддержания здорового образа жизни в современном обществе.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что педагогика физической культуры и спорта на современном этапе развития общества очень важна. Именно педагог в рамках своей работы является тем, кто вовлекает обучающихся вести активный образ жизни, и именно он демонстрирует, как необходимо поддерживать свое здоровье.
Подбор грамотного специалиста и его умелый подход к проведению занятий по физической культуре и спорту также является очень важным для морально-нравственного и психологического развития личности. Именно этот фактор отвечает за развитие силы воли человека, его мужества и храбрости.
Помимо привития этих качеств, занятия физической культурой и спортом развивают в обучающемся умение работать в коллективе, с различными темпераментами и индивидуальными особенностями каждого, что в конечном итоге готовит его к самостоятельной жизни в обществе и формирует стратегические навыки.
Литература:
- Счастье быть здоровым / под ред. Муравьев С. А., Макарова Г. А. — Екатеринбург: «Фотек», 2013 — С. 120.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов//. М.: Педагогика, 2013. — С. 368.
- Уколова Г. Б. Волейбол как здоровый образ жизни: Современные проблемы развития физической культуры и спорта/ Г. Б. Уколова//. Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2015. — С. 12–16.