Образование играет важную роль в передаче знаний, умений и ценностей культуры подрастающему поколению. Сегодня люди добились определенных успехов в педагогике. Формируется сложная система обучения множеству дисциплин в различных областях знаний. Межотраслевой метод обучения обеспечивает новые возможности для преподавания в современном мире. В статье на основе исследований прошлых лет и практического опыта преподавания раскрывается важность педагогической психологии в преподавании физической культуры в школе.
Ключевые слова: педагогическая психология, физическое воспитание, комплексное обучение.
Физические нагрузки являются неотъемлемой частью не только учебной деятельности, но и жизни в целом. Занятия спортом закладывают прочную основу нашего здоровья и формируют многие качества личности. Спорт может обеспечить полноценное физическое развитие подростков, открыть безграничные жизненные возможности для взрослых и защитить здоровье пожилых людей. Разные народы во все времена превозносили спортивные достижения. На развитие спорта влияют и социальные факторы: занимаясь спортом и отрабатывая определенные навыки, люди смогут передать их следующему поколению [1].
В современном обществе преподавание физической культуры можно разделить на две категории: профессиональное физическое воспитание и школьное физическое воспитание. Поскольку цели этих направлений различны, методы обучения также различаются. Профессиональный спорт требует достаточной базы и постоянного укрепления определенных умений и навыков для подготовки к различным мероприятиям. По сравнению с профессиональными спортивными секциями в школьных занятиях физкультурой задействован практически каждый подросток. Но если мы попытаемся слепо использовать идеи профессиональной спортивной подготовки на занятиях физической культурой в школе, возникнет много новых проблем. Однако развитие преподавания физкультуры в школе не может быть изолированным и односторонним и должно следовать прогрессивным идеям в педагогике. Преподавательские навыки могут развиваться только благодаря внедрению различных инноваций.
Методы преподавания являются наиболее важным аспектом обучения и основой всех педагогических исследований. В процессе подготовки профессиональных педагогов возникла педагогическая психология. В области спорта есть спортивная психология, которая может помочь спортсменам добиться хороших результатов [2]. А внедрение определенных образовательных и психологических методов обучения в преподавание физической культуры в школе может улучшить результат.
Сегодня методы физического воспитания становятся все более зрелыми, и педагогическая психология помогает нам достигать поставленных задач. Давайте обсудим это с учетом пола учащихся, их интересов и других личностных факторов.
При планировании обучения подростков мы обычно разделяем их по возрасту и организуем соответствующее содержание обучения. То же самое относится и к физическому воспитанию. Однако при физической активности следует учитывать не только физический возраст, но и обращать внимание на психологический возраст и безопасность психологической среды подростков. Грамотное выстраивание психологической безопасности является важной предпосылкой физической активности [3]. Как учителя физкультуры, мы должны сначала создать для учащихся безопасную среду. Это поможет школьникам преодолеть страх перед выполнением того или иного упражнения и повысить доверие к учителям. Чем сложнее спортивные упражнения, тем больше вероятность того, что они вызовут у учащихся чувство страха. В это время особенно важна психологическая безопасность. Школьники с высоким чувством безопасности с большей вероятностью примут трудные задачи. Даже если они расстроены. Однако учащиеся с низким чувством безопасности склонны бояться занятий спортом, что приводит к долгосрочным психологическим проблемам. Например, при выполнении кувырков мягкие гимнастические маты, успокаивающие слова учителей и поддержка одноклассников могут помочь создать психологически безопасную среду. Разумный порядок выполнения упражнений поможет учащимся улучшить свои двигательные навыки. При определенных обстоятельствах ошибки при выполнении кувырков заставят учащихся бояться этого упражнения, что затруднит изучение других сложных движений и повлияет на будущее развитие.
В преподавании физической культуры мы обычно учитываем физиологические особенности развития подростков, чтобы дифференцировать учебную программу, но психологические факторы также заслуживают внимания. Глубокие размышления об этом могут помочь нам лучше понимать учеников. В психологических исследованиях гендерных различий между мужчинами и женщинами ученые отмечают, что мужчины более склонны мыслить рационально, а женщины — эмоционально [4]. Поэтому мы также должны внести различия в руководство и содержание преподавания физического воспитания. Многие страны приняли метод разделения подростков (мальчиков и девочек) на группы (или отдельные классы) при проведении уроков физической культуры. При отсутствии условий для раздельных занятий для мальчиков и девочек следует обратить внимание на то, чтобы дать мальчикам больше рациональных задач и открытого диалога, а девочкам — больше эмоциональной помощи, тепла и заботы в обучении.
В физическом воспитании, помимо гендерных различий, следует обратить внимание и на другие факторы. У разных людей будут огромные различия в характерах, что приведет к тому, что они станут людьми, которые хороши в разных областях [5]. Когда мы поймем эти личностные различия и характеристики с точки зрения педагогической психологии, мы сможем внести соответствующие коррективы в преподавание. Иначе говоря, одно и то же содержание обучения будет различным для разных учащихся.
Педагогическая психология помогает нам решать проблемы, связанные с образованием. Если мы поймем ее глубже, мы будем лучше понимать и наших учеников. То же самое относится и к преподаванию физкультуры. Мы должны сначала понять универсальные психологические характеристики, а затем получить детальное и глубокое понимание индивидуальных различий. Педагогическая психология улучшит физическое воспитание и позволит нам уверенно смотреть в будущее.
Литература:
- Намозов Т. Б., Бачабеков М. Физическая зарядка и занятия физической культурой // Вестник Педагогического университета. 2014. № 3–2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-zaryadka-i-zanyatiya-fizicheskoy-kulturoy (дата обращения: 14.09.2023).
- Элдор Юсупович Исломов. Теоретические данные педагогики и спортивной психологии // Science and Education. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-dannye-pedagogiki-i-sportivnoy-psihologii (дата обращения: 14.09.2023).
- Марчук Н. Ю. Психология безопасности образовательной среды // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 14.09.2023).
- Козлов Н. И. Учет особенностей женской психологии и женского мировосприятия в современном образовательном процессе // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-osobennostey-zhenskoy-psihologii-i-zhenskogo-mirovospriyatiya-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 14.09.2023).
- Кабанов Ю. Н., Белобрыкина О. А. Личностные факторы в спортивной деятельности // МНКО. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-faktory-v-sportivnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.09.2023).