В статье автор исследует проблему искоренения физкультуры у современных детей и раскрывает возможности избежания этого недуга.
Ключевые слова: физкультура, спорт, дети.
За последние десять лет мы наблюдаем устойчивое снижение физического развития у детей. Вместо игр на свежем воздухе, дети все больше предпочитают проводить время в уюте своих домов перед компьютером. Все это делает работу физического культуры еще более значимой. Ведь для большинства детей учитель физкультуры является единственным человеком, способным помочь им в их физическом развитии и всегда быть в хорошей форме.
Основной целью нашей работы является привлечение учащихся к здоровому образу жизни и подвижным играм, а также поддержка их жизненного оптимизма и здорового соревновательного духа. Мы также ставим перед собой задачу воспитывать чувство товарищества и коллективизма.
Все уроки физической культуры строятся на основе здоровьесберегающих технологий. Мы учитываем возрастные особенности организма, оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок и применяем положительный подход к успеху («педагогика успеха»). Одним из важных аспектов сохранения здоровья учащихся являются игровые технологии. Игра позволяет не только приобрести уверенность, но и дает реальную возможность стать лидером. Поэтому на наших занятиях мы используем разнообразные подвижные и спортивные игры, которые объединяют народные и физические культуры. Личностно-ориентированные технологии помогают раскрыть индивидуальный потенциал каждого ученика и способствуют его социализации. Мы также стремимся сделать уроки наглядными, чтобы учащиеся могли представить, в каких реальных ситуациях могут понадобиться полученные навыки.
Например, при выполнении прыжка в длину с разбега. Это умение может быть использовано, например, для преодоления луж или канав. Мы показываем детям, как не упасть и как лучше приземлиться. Это стимулирует их мотивацию к изучению техники прыжка с разбега, и они быстрее и лучше справляются с поставленной задачей. На уроках физической культуры очень важен индивидуальный подход к оценке достижений каждого ребенка с учетом его личных успехов.
Основной задачей является привлечение каждого ученика к изучению своего организма и осознанию его потенциала. Мы ведем «дневник самоконтроля по физической культуре», чтобы развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки. С помощью этого дневника они могут наблюдать за уровнем своего физического развития и физической подготовки. Измерения проводятся три раза в учебный год — в сентябре, декабре и мае. Таким образом, мы можем наблюдать динамику исследуемых характеристик. В разделе «мое эмоциональное состояние» мы анализируем состояние самочувствия, активности и настроения.
«Дневник самоконтроля по физической культуре» является своего рода приложением к книжке физического состояния школьника. Мы также используем групповое обучение для оптимизации процесса обучения.
Групповые технологии при изучении разделов «гимнастика» последнее десятилетие непрерывно понижается уровень физического развития детей. Современные дети предпочитают уют своего дома и компьютерные игры на свежем воздухе. Однако, для большинства детей, учитель физической культуры становится единственным человеком, способным помочь им в совершенствовании физического развития и поддержке хорошей физической формы.
В основе всех уроков физической культуры лежат здоровьесберегающие технологии, которые учитывают возрастные особенности организма, оптимальное сочетание движений и статических нагрузок, а также положительные настройки на успех (педагогика успеха).
Одной из составляющих здоровьесбережения школьников являются игровые технологии, которые помогают учащимся не только приобрести уверенность, но и предоставляют реальную возможность стать лидерами. Поэтому наши уроки физической культуры включают различные подвижные и спортивные игры, которые объединяют народную и физическую культуры. Личностно-ориентированные технологии в нашей работе способствуют раскрытию индивидуального потенциала учеников и их социализации.
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал интерес и пользу от урока. Мы стараемся использовать наглядные образы, которые помогают учащимся представить, в каких ситуациях в жизни могут пригодиться полученные навыки. Например, прыжок в длину: в какой ситуации он может быть полезен?
Например, чтобы перепрыгнуть лужу или канаву. И как не упасть при этом, как правильно приземлиться? Таким образом, появляется мотивация для изучения прыжка, и ученики быстрее и лучше справляются с поставленной задачей. На уроках физической культуры очень важен индивидуальный подход в оценке достижений детей, учитывая их личные успехи.
Для оптимизации учебного процесса используется групповое обучение. Применение групповых технологий при изучении гимнастики, спортивных игр позволяет увеличить плотность уроков, активизирует познавательную деятельность учеников. Информационно-коммуникативные технологии играют особую роль в современном образовании. На уроках и тренировках мы используем электронную версию тактических схем и технических действий в играх, таких как баскетбол, футбол, мини-футбол.
Использование электронных схем помогает учащимся лучше понять структуру упражнений и тактику игры. На практических занятиях они тоже легче повторяют элементы упражнений с мячом и без него. Во внеурочной деятельности наши задачи реализуются через спортивные клубы, такие как лыжные гонки, баскетбол, волейбол, туризм, а также через организацию спортивных праздников, соревнований, фестивалей и туристических слетов.
Использование современных образовательных технологий в комплексе помогает снизить заболеваемость ОРВИ и ОРЗ, уменьшить пропуски учебных занятий без уважительных причин, а также достигать высоких результатов на соревнованиях и туристических слетах.
Литература:
- Менчинская Е. А. Основы Здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М.:ВАКО,2007. — 102с.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М., Просвещение, 2002–105с.
- Бутин И. М., Викулов А. Д. Развитие физических способностей детей.— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. — 80 с.
- Решетников, Н. В. Физическая культура: Учебник / Н. В. Решетников. — М.: Academia, 2015. — 480 c.
- Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. — М.: Юнити, 2016. — 431 c.
- Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. -528с.
- Максименко A. M. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. -319с.