Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.
Ключевые слова: народный танец, хореографическое искусство.
Хоровод является одной из самых ярких и самобытных форм народного танца. Он имеет глубокие исторические корни и является неотъемлемой частью национальной культуры. Изучение хоровода на занятиях народным танцем всегда начинается с ознакомления с его историей, традициями и видами.
Хороводы, отделившись от обрядов, во многом сохранили тематику, поэтические образы, форму старинной игры. Ему предшествовали ранние виды древнего танцевального творчества, в частности, обрядовые пляски. Такие хороводы объединяли и собирали большое число народа и обставлялись с особой торжественностью.
Главным участником хороводов были девушки. Мужчины молодые, неженатые присутствовали как гости и вступали в хоровод лишь по приглашению хороводника или хороводницы. Это музыкально и творчески одаренные люди, обладающие определенной фантазией, от которых зависит оригинальность, необычность, сложность переплетения рисунка хоровода. В их задачу входило не только заведение хоровода, но и его организация.
Хоровод, являвшийся всегда массовым танцем, способным воспринимать различные песенные ритмы и формы построения, украшать любые праздники, те или иные события в жизни русского человека, можно разделить на две основные группы.
В основе одной группы лежит игра, которая раскрывает содержание песни. Здесь средствами пластики, движениями, жестами изображают то, о чём поется в песне. Называются эти хороводы игровыми. В основе другой группе хороводов, когда сюжетная сторона не берется во внимание, а средствами пластики выражается ее общее эмоциональное настроение и называются они — орнаментальные.
Форма игровых хороводов до нас дошла почти в неизменном виде. Это небольшие законченные музыкально-драматические сценки, в которых разыгрывают содержание песни исполняемой остальными участниками стоящих или двигающихся по кругу. Игровой хоровод имеет тесную связь с обрядами, обнаруженную в характере действия. Исполнители здесь изображают предметами жизнь пластикой, используя для этого детали одежды, платочек, ленты и т. д. В хороводах, как и в обрядах, наряду с изображаемыми предметами, используют настоящие вещи — берёзки, венки, куклы.
С появлением хороводов как самостоятельного вида, где с одной стороны продолжают жить игровые хороводы, а с другой стороны, появляются и такие, основная функция которых — развлечение. Такие хороводы и есть орнаментальные. Они обычно исполняются под песни, в поэтических сюжетах которых большое место занимают светлые лирические темы дружбы и любви, брака и семьи. В их тексте нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, они отличаются большей изобразительностью, отчего и получили в народе своё второе название — фигурные, узорчатые, рисунчатые, кружевные.
По характеру исполнения хороводы делятся на «наборные», «разборные», «плясовые» и т. д.
Наборный хоровод — набор исполнителей, приглашение в хоровод. Наборными хороводами начинались гуляния. Хоровод начинал один из участников, выбирая себе пару. К ним присоединялись другие, вновь выстроенные участники.
Разборный хоровод — разбор исполнителей, выход из хоровода. Разборные хороводы были распространены меньше обычного, ими заканчивались гуляния.
Плясовой хоровод — отражение общего настроения песни без изображения того, о чем говорится в ней. В плясовых хороводах на первый план выдвигается хореографическое начало. Песни, сопровождающие их, в разных регионах и областях назывались по разному: «круговые», «ходовые», «гулевые», «уличные», «таночные» и т. д. Исполнители точно и отчётливо выбивают ногами ритм танцевальных па, установленных местными традициями. Содержания песен плясовых хороводов самое разнообразное: лирическое, этическое, драматическое, а порой и шуточное.
Связь хоровода с обрядами заключается в отражении в них любовной, семейно-бытовой, трудовой деятельности и т. д. Наиболее древними из них следует считать те хороводы, которые знаменовали времена года и делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние.
В основе хороводов лежат три основных рисунка: круг, колонна, шеренга. По этим трем основным рисункам, их композиционному построению хороводы называются «круговые», «линейные», «смешанные».
Рисунки, используемые в хороводах, за счет положений рук: подняты вверх, опущены вниз, раскрыты в стороны, соединены, не соединены, держатся за концы платков и т. д., имеют бесчисленное количество вариантов.
«Корзиночка» — состоит из фигуры круг в круге. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, исполнители берутся за руки, образуя каждый свой круг. Затем, подняв соединенные руки вверх, внешний круг, сделав шаг вперед к внутреннему кругу и, через их головы опускают свои руки на руки стоящих во внутреннем кругу, образуется явный переплетенный круг — «корзиночка».
«Восьмёра» — состоит из двух кругов стоящих рядом, двигающихся в разные стороны, но в определённый момент участники переходят через одного в противоположный круг.
«Улитки» — образуются от продолжения движения, постепенно уменьшая диаметр круга и образуя, таким образом, несколько кругов заведенных по спирали. Развивание может идти в обратном направлении.
Кроме круга как основного композиционного рисунка в хороводах, и особенно в орнаментальных хороводах, встречаются такие фигуры, как:
«Круг в круге» — когда внутри большого круга, расположен поменьше. При этом оба круга могут двигаться в одну сторону, а могут направлении, а могут быть и другие варианты.
«Змейка» («уж») — может начинаться из линии, а может быть развитием круга.
«Улица» («проулочек», «стенка») — образуется из двух параллельных линии стоящих на небольшом расстоянии, лицом друг к другу и двигающихся или одновременно друг к другу, или по очереди.
«Воротца» («воротики») — образуется из двух линий исполнителей стоящих одна против другой «улицей». Пары одной линии, взявшись за руки, поднимают их вверх, образуя «воротца», а пары другой линии с опущенными руками, проходят в эти «воротики» и наоборот.
«Гребень» («прочёс») — основой этой фигуры является расположение исполнителей в две линии друг против друга. Движутся «стенкой» навстречу друг другу. Встретившись, продолжая двигаться вперед, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.
Лишь после изучения истории и особенностей хороводов, после изучения теории учащиеся могут перейти к практике.
В заключение хочется отметить, что изучение хоровода на занятиях народным танцем помогает учащимся не только развить свои танцевальные навыки, но и узнать больше о национальной культуре и традициях своего народа.
Литература:
- Бочкарева Н. И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Н. И. Бочкарева. — М.: Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. — 179 с.
- Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / Общая ред. и послесл. М. Левина.– М.: Искусство, 1964. 368 с.
- Заикин Н. И. Русский народный танец: учебное пособие. Ч. 1: Хороводы / Заикин Н. И., Заикина Н. А.– М.: Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2015. — 95 с.