Хотя точного определения энергетической дипломатии не существует, она относится к связанной с правительством внешней деятельности, направленной на обеспечение энергетической безопасности страны, а также на продвижение возможностей для бизнеса, связанных с энергетическим сектором. Среди набора инструментов внешней политики, которые могут быть использованы для поддержки энергетических интересов страны во время глобального энергетического перехода, дипломатия является одним из наиболее важных и может быть как двусторонней, так и многосторонней по охвату. Крупномасштабная трансформация энергетической системы в систему, основанную преимущественно на чистой энергии, безусловно, потребует согласования интересов множества сторон с помощью многосторонней дипломатии. Глобальное энергетическое управление, пожалуй, является наиболее важной формой многосторонней дипломатии для масштабной трансформации энергетической системы, поскольку оно направлено на обеспечение в глобальном масштабе надежности поставок и спроса на энергию, экономического развития, международной безопасности, экологической устойчивости и надлежащего управления внутри страны.
Однако глобальное управление энергетикой является особенно сложной задачей, поскольку управление энергетикой чаще всего находится в пределах национальных границ. Это ограниченное понятие энергетического управления создает «парадокс суверенитета», при котором страны не в состоянии действовать коллективно, несмотря на тот факт, что глобализация энергетических рынков все больше ослабляет их контроль над своими индивидуальными энергетическими интересами. Хотя глобальное энергетическое управление осуществляется различными межправительственными организациями, клубами, форумами, сетями, партнерствами, многосторонними институтами и подразделениями Организации Объединенных Наций, потенциал эффективного управления остается нереализованным из-за фрагментации вовлеченных субъектов и их действительно различных интересов. Поэтому, хотя крайне важно, чтобы страны участвовали в осуществлении глобального энергетического управления через такие известные организации, как Международное энергетическое агентство (МЭА), Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA) и Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), другие средства дипломатии будут более эффективными в направленном преследование национальных интересов.
Рис. 1. Прогнозируемый мировой спрос на нефть
Двусторонняя дипломатия, которая предполагает прямое дипломатическое взаимодействие между двумя странами, является одновременно эффективной и гибкой, поскольку при меньшем количестве вовлеченных сторон затраты на координацию ниже, а интересы легче согласовать. Как указано в Венской конвенции о дипломатических сношениях, дипломатия между нациями предполагает защиту интересов одной страны в пределах границ другой посредством сбора информации, поощрения дружественных отношений и переговоров. Учитывая этот масштаб, двусторонняя дипломатия может быть особенно эффективной, когда она охватывает преследование общих интересов между странами, а также устранение различий и общностей, связанных с культурой, политикой и экономикой.
Глубина двусторонних дипломатических отношений, которые одна страна устанавливает с другой, может позиционироваться как особая, нормальная или периферийная. В то время как обычное взаимодействие между странами предполагает регулярное взаимодействие через посольства, консульства и другие дипломатические каналы, особые отношения, как правило, охватывают более широкий круг субъектов, используют различные способы взаимодействия и служат определенной стратегической цели. Такие особые двусторонние отношения обычно возникают между странами с прочными политическими связями, связями в области безопасности или экономическими связями. Геополитические вызовы, которые возникнут во время энергетического перехода, делают установление особых двусторонних дипломатических отношений все более важным.
Как только устанавливаются двусторонние дипломатические отношения, эффективность этих отношений в поддержке энергетических интересов страны зависит от силы или влияния, которые страна способна установить со своими партнерами. «Мягкая сила» — очень важное понятие в этом отношении, поскольку мягкая сила определяется как средство, с помощью которого одна страна заставляет другую страну делать то, что она хочет, с помощью воспринимаемой легитимности, привлекательности идеологии и культуры, а также социальных норм. По сути, мягкая сила заключается в том, чтобы влиять на поведение, не приказывая ему. Хотя страны, обладающие достаточными ресурсами, могут преуспеть в переходе к энергетике, применяя тактику «жесткой силы» — принуждения и/или оплаты, большинству стран не хватает физических и/или финансовых ресурсов для реализации подхода «жесткой силы» к достижению целей своей внешней энергетической политики. Паскуаль описал, как тактика жесткой силы может работать на энергетических рынках, с помощью своей концепции «Правил шести» и применил эту концепцию к выбранному набору стран и регионов. Его анализ показывает, что такая тактика вряд ли будет успешной во время энергетического перехода для всех, за исключением небольшого числа стран, обладающих значительными природными и/или экономическими ресурсами, таких как Китай. Однако даже Китай настойчиво добивается создания «мягкой силы» для достижения своих энергетических интересов. Следовательно, важность доверия и совместного партнерства в энергетических отношениях делает двустороннюю дипломатию, которая является ключевым инструментом мягкой силы, необходимой для международных отношений в период энергетического перехода.
Как и во всех формах внешней политики, внешняя энергетическая политика направлена на защиту и поддержку национальных интересов. Национальные энергетические интересы связаны с общественными целями, связанными с энергетикой, включая всеобщий доступ к надежной и доступной по цене энергии, которая поддерживает экономическое развитие. Энергетическая безопасность, включая доступность энергии, возможно, является определяющей чертой национальной энергетической политики, хотя другими важными элементами являются доступность энергии по цене, энергоэффективность, охрана окружающей среды, регулирование энергетического сектора и управление энергетическим сектором.
Как показано на рис. 1, ожидается, что мировой спрос на сырую нефть останется значительным в ближайшие десятилетия, но масштабы спроса весьма неопределенны. Если спрос на нефть значительно упадет, как предполагают некоторые сценарии, ожидается, что цена на нефть также упадет. Например, в сценарии пикового спроса на нефть IEEJ крупномасштабный переход на электромобили снижает мировой спрос на нефть до 88,7 млн баррелей в сутки к 2050 году, что на 33 млн баррелей в сутки меньше по сравнению с их базовым сценарием (рис. 1).
Выводы и рекомендации. Переход к глобальной энергетической системе, основанной преимущественно на чистых и возобновляемых источниках энергии, будет иметь значительные социальные, политические и экономические последствия. Многосторонняя дипломатия сыграет ключевую роль в определении окончательного масштаба и протяженности этого перехода и его воздействия на группы стран и организаций, разделяющих общие интересы. Двусторонняя энергетическая дипломатия, с другой стороны, может поддерживать долгосрочную энергетическую безопасность и экономическое благополучие отдельных стран посредством укрепления внешних связей, касающихся предложения и спроса на энергоносители. Основываясь на этих соображениях, двусторонняя энергетическая дипломатия является приоритетом, и следующие рекомендации даются со ссылкой на выводы (рис. 2):
Рис. 2. Рекомендации по развитию энергетической дипломатии
Предполагается, что они будут широко применимы к двусторонней энергетической дипломатии стран-экспортеров углеводородов.
Литература:
- Б. Фатту, Р. Поудине Рост использования возобновляемых источников энергии и переход к энергетике, 2018;
- МЭА, Цифровизация и энергетика, ОЭСР/МЭА, Международное энергетическое агентство, Париж, 2017.