В данной статье автор описывает основные мотивы выбора молодыми людьми профессии педагога.
Ключевые слова: профессия, педагог, мотивация, профессиональная ориентация.
К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечивать свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность.
Д. И. Менделеев
Выбор профессии — это важный этап в жизни каждого подростка. При выборе будущей профессии человек, как правило, руководствуется своими собственными предпочтениями, внутренними желаниями, стремлениями. Некоторые старшеклассники следует совету родителей, знакомых, друзей. А кто-то поступает «за компанию» с товарищем в то или иное учебное заведение. Вопросы профориентации подростков описаны у авторов: С. А. Львова «Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки», Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников «Профориентация», Н. С. Пряжникова, Л. С. Румянцева «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», С. В. Панина, Т. А. Макаренко «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся». В современном мире существует сотни тысяч различных профессий, но многие молодые люди стремятся познать профессию педагога. Чем же она для них так привлекательна? Ведь ни для кого не секрет, что профессия учителя очень сложная, требующая особых знаний, умений и навыков, качеств. На основании данных различных исследований и социологических вопросов было установлено, что профессия учителя не входит в число престижных профессий у старшеклассников при самоопределении [5].
-
Профессиональное самоопределение и мотивационные механизмы выбора педагогической профессии
- Профессиональное самоопределение- это сложный динамический процесс, который имеет многокомпонентную структуру, включающую уровневые содержательные характеристики [1]. По мнению авторов Головей Л. А., Даниловой М. В., Рыкман Л. В. наличие знаний о профессиональном мире повышает готовность к профессиональному выбору [1].
- Как считают многие авторы, мотивационным механизмом и условиями выбора педагогической профессии является то, что в настоящее время большое значение приобретает значимость данной профессии [3, стр. 156]. Авторы описывают такие понятия, как мотивация, альтруистическая мотивация, а также внутренняя и внешняя мотивация.
Мотивация — основная причина, которая заставляет человека предпринимать какие-либо действия [2].
Альтруистическая мотивация основывается на отношении к учительству, как социально важной и значимой профессии. Воодушевление и желание помогать детям, вносить ценный вклад в общество [2].
Внутренняя мотивация — определяется как получение личного удовольствия от преподавания, взаимодействия с обучающимися, вовлеченности в преподавание интересных предметов и реализации карьерных целей [2].
Внешняя мотивация — представляет собой социальный пакет, рабочую среду, материальные вознаграждения, наличие гарантированной работы, комфортные условия труда, предоставление большего количества выходных дней и так далее [2].
-
Исследования авторов по вопросу выбора профессии педагога молодыми людьми
- Исследуя проблему профориентации, авторы сходятся во мнении, что мотивом выбора профессии педагога у старшеклассников в современном мире является совокупность внутренних и внешних движущих сил. Автор Кажарская О. Н. выделяет две большие группы мотивов. Она их условно обозначила, как «Педагогическое призвание» и «сопутствующие факторы». Исследования проводились среди студентов-педагогов 1–3 курсов. Результаты проведённых исследований показали, что большая группа студентов-педагогов при выборе профессии учителя руководствовалась мотивами «педагогического призвания», т. е. у них ярко выражено желание и интерес заниматься педагогической деятельностью, есть стремление передать свои знания, опыт, а также участвовать в воспитании детей. Но для 36 % опрашиваемых наиболее привлекательными оказались «сопутствующие факторы». Это стабильный график работы, социальные гарантии, престиж профессии, желание быть на виду, стремление к власти [3]. Преобладание внутренней мотивации выбора профессии свидетельствует об осознанным выборе, опирающемся на содержание профессиональной деятельности [1].
- Авторы Коршунова О. В. и Береснева Л. Н. также занимались поиском мотивационно- целостных аспектов выбора профессии педагога молодыми людьми. Респондентами были студенты 1–3 курсов педагогического университета. Среди опрошенных каждый пятый считает профессию педагога перспективной и престижной. 91 % респондентов ответили, что мотивом выбора данной профессии стали возможность сделать свой вклад в развитие общества, а 88 % студентов, как основной мотив отметили- возможность влиять на развитие детей и молодёжи [4]. Кроме того обучающиеся отметили, что профессия педагога- это стабильность, социальные гарантии, возможность быть на виду.
Заключение
Таким образом, выбор профессии — это процесс сложный, длительный, требующий глубокого осмысления и достаточной информированности молодого человека о мире профессий. Выбор педагогической профессии имеет полимотивированный характер. Играют роль внешние и внутренние мотивы. Внешние мотивы — это та среда, в которой растёт и воспитывается подросток. Огромное влияние на профессиональный выбор молодого человека могут оказывать его родители, сверстники, учителя в школе. Но наибольшую роль в выборе профессии педагога играет именно внутренняя мотивация. Это стремление к получению новых знаний, к общению, обучению других, поиску интересной информации. Ведь будущий педагог — это человек увлеченный, разносторонний, коммуникабельный, любящий детей, терпеливый и открытый.
Литература:
- Головей Л. А., Данилова М. В., Рыкман Л. В., Петраш М. Д., Манукян В. Р., Леонтьева М. Ю., Александрова Н. А. «Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование)- Спб.: Нетор-История, 2015–336.
- Ирсалиев С. А., Камзолдаев М. Б., Ташибаева Д. Н., Копеева А. Т. «Учителя Казахстана: Почему молодые люди выбирают эту профессию и что их мотивирует оставаться в ней?» Общественное объединение «Центр анализа и стратегии «Белес», 2019. — 126 с.
- Кажарская О. Н., Кондрашихина О. А., Медведева С. А. «Мотивационные аспекты выбора педагогической профессии у студентов», статья в журнале Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. № 2(52) 2021г
- Коршунова О. В., Береснева Л. Н. «Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза», статья в журнале Перспективы науки и образования. 2021г. № 5(53), с 154–177.
- Преснякова Т. Н., Анкудинова С. А., Непочатых И. А. «Проблема осознанного выбора профессии педагога», статья в журнале Педагогические науки № 2, 2019г.