В статье рассматривается применение техники Граттаж в работе с дошкольниками как игровой технологии, способствующей развитию творческих способностей, мелкой моторики, пространственного мышления и воображения детей.
Ключевые слова: техника Граттаж, игровые технологии.
Игра неразрывно связана с процессом обучения и развития у детей дошкольного возраста. Для детей 5–7 лет — это основной вид деятельности. Через игру ребенок познают окружающий мир и себя в нем. Игровые технологии применяется педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Также педагогу приходится самому разрабатывать дидактические материалы для занятия, включая фантазию и воображение, чтобы не просто преподнести материал учащимся, а заинтересовать, включить в образовательный процесс и вызвать эмоциональный отклик.
Одним из интересных видов работы на занятиях с детьми дошкольного возраста является работа с использованием техники Граттаж.
Техника Граттаж дает детям первые представления о гравюре. Исполненные в этой технике работы очень оригинальны. В отличие от других видов гравюр — это просто, быстро и дешево. Поэтому он отлично подходит для детей дошкольного возраста. Даже самый маленький и неопытный учащийся может с первого раза создать в этой технике красивую картину.
Рис. 1. Работа «Зима пришла» в технике Граттаж
Можно приобрести готовые наборы альбомов или блокнотов для рисунков Граттаж. Интереснее изготавливать гравюры своими руками. Самое главное для новой картины — это подготовить базовый лист для процарапывания рисунков. Лист необходимо сделать гладким и скользящим, а на скользящую поверхность нанести темный толстый слой краски или туши, который и будет процарапываться.
Граттаж уместно применять не только на занятиях по ИЗО — деятельности, но и на других развивающих занятиях. Эта техника помогает при изучении цифр и букв, окружающего мира, так как не все учащиеся в начале процесса обучения владеют навыками письма. А дидактические карточки, сделанные в технике Граттаж, позволяют развивать зрительное и слуховое восприятие и улучшать процесс запоминания.
Математика
Задание 1. Вспомним состав числа «5». Вставим в пустые окошки недостающие числа. Одно число у нас уже имеется, а второе число спряталось за темным окном. Чтобы проверить правильность ответа, откроем окошечко с помощью монетки.
Задание 2. Сосчитайте и назовите, сколько бабочек прилетело на цветок? Проверьте себя. Сотрите у цветочка серединку.
Рис. 2, 3. Граттаж на занятиях математикой
Данное задание может быть в нескольких вариациях: посчитать животных в поезде, грибы у ежика и т. д.
Обучение грамоте
Задание 1. Назовите слова, изображенные на картинке. Определите, в какой части слова находится звук [М]. Если в начале слова, то сотрите первый квадратик, если в середине слова — второй квадратик, а если в конце –последний квадратик.
Рис. 4. Граттаж на занятиях по обучению грамоте
Задание 2. Назовите слова, изображенные на картинке. Определите звук, с которого начинаются эти слова? Вспомните и назовите букву, которой мы можем обозначить эти звуки. Сотрите монеткой «темное окошко» и проверьте свои знания. Найдите эту букву в алфавите.
Окружающий мир
Тема занятия «Северное сияние». Учащимся необходимо показать фотографии северного сияния, рассказать об этом природном явлении.
Задание 1. Нарисуйте северное сияние. Рисовать будем зубочистками на листах темного цвета.
Сначала рисуем горы, снежные сугробы, и, наконец, всполыхи северного сияния.
Рис. 5. Граттаж на занятиях по окружающему миру
Для таких занятий необходимо заранее подготовить листы, на которых будет производиться рисунок. Следует отметить, что данные дидактические пособия являются многоразовыми, достаточно снова покрыть их краской и после высыхания можно использовать повторно.
Данная техника очень интересна для учащихся. Каждый раз происходит «маленькое чудо», когда постепенно из темноты появляется красивое изображение. Играя, ребенок в легкой и доступной форме знакомится с новым материалом и усваивает информацию. А использование данной техники приносит большую пользу:
— развивается мелкая моторика и зрительно-моторная координация;
— активно развивается фантазия;
— появляется возможность чувствовать себя более смелым, раскованным, иметь свободу для самовыражения;
— дети учатся общаться со сверстниками, быть самостоятельными, преодолевать сложности.
Кроме этого, работая в данной технике, учащиеся становятся более аккуратными, они могут организовать порядок на рабочем месте, тем самым развивается навык самообслуживания и происходит социализация ребенка.
Литература:
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М., 1992. — 150 с.
- Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. — М., 1986. — 104 с.
- Гербова В. В. Воспитание детей. — М., 1981. — 255 с.
- Гришина Г. Н. Любимые детские игры. — М., 1997. — 205 с.
- Запорожец А. В. Психология. — М., 1965. — 283 с.
- Мухина В. С. Психология дошкольника. — М., 1975. — 238 с.
- Пидкосистый П. И. Технология игры в обучении и развитии. — М., 1996. — 286 с.
- Хейзинг И. Человек играющий. — М., 1992. — 156 с.
- Флерина Е. А. Игра и игрушка. — М., 1973. — 284 с.