Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.
К. Д. Ушинский
Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать, совершенствовать этот мир. «У детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного» [1, 13]. Творчество естественно проникает в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В рисунке ребенок легко открывает свои истинные чувства, переживания.
Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве. Словосочетание арт-терапия в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами спонтанной художественной деятельности [2, 15]. Её задача — не сделать всех художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его возможностей [3,25]. Психологи рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно изотерапию в школах, поскольку именно для первоклассников, пятиклассников и подростков психологические проблемы особенно актуальны. В силу индивидуальных психофизиологических особенностей дети трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются или не справляются с режимом работы и учебной программой.
Работает арт-терапия просто:
– она трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций в творческую энергию;
– важен именно процесс, а не результат;
– главный эффект занятий — это повышение самооценки, уверенности в себе.
Поэтому, в учебный процесс были включены нетрадиционные изобразительные техники: «граттаж», рисование «цветной пеной», рисование губкой, «нитяная графика», рисование «по влажному, мокрому фону», «кляксография», «воскография», «симметричная монотипия», «ладоневая живопись», рисование «по мятой бумаге», рисование «мятой бумагой», «набрызг», «тампонирование», «трафарет» и другие. Работа на уроке проходила эффективно, и процесс трансформации шёл, когда все заняты свободным творчеством, не задумываясь и не замечая этого эффекта. Занятия по изобразительному искусству в классе охватывали всех без исключения детей, что давало возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах творчества в доступной для него форме. Главная задача — помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности, не только определить, а разбудить учебные, творческие способности детей.
Художественные материалы также оказывают огромное влияние на художественную композицию и состояние автора. Предлагается большой выбор материалов, инструментов и их «заместителей»: песок речной и декоративный, кисти разных размеров (круглые, плоские и флейцы), краски гуашевые, краски акварельные, краски акриловые, тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги), цветные и простые карандаши. Фломастеры, выдувные фломастеры, пастель, гелевые ручки и краски, клей, клеящие карандаши, клейстер, клеевые кисточки, зубочистки, ватные палочки, губки и мочалки разных размеров, ткань грубого плетения, тряпочки, штампики, колпачки фломастеров, скрепки и прищепки декоративные и многое другое. При выборе материалов необходимо учитывать их структуру: карандаши, мелки, фломастеры — позволяют усилить контроль при работе, а пастель, краска, глина — способствуют белее свободному выражению [1, 17]. Ребята творят, не задумываясь о факторе художественной ценности создаваемого арт-объекта, сосредоточивают внимание исключительно на процессе, а не на результате.
Инновационные изобразительные технологии, как метод арт-терапии, помогают глубже познать себя, улучшить настроение, гармонизировать душевное состояние, успокоить ум и душу. Позволяют проявить свое «Я» в образах через визуальное искусство. У техник нет никаких противопоказаний, они просты, приятны и не вызывают сопротивления, ведь занятия творчеством всегда приносят массу удовольствия, а занятия — это настоящая радость для детей дошкольного и школьного возраста!
Применение арт-терапевтических методов в образовательном процессе позволяет:
– обеспечить успешность ребенка на начальных этапах обучения;
– снизить процент учащихся с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению;
– повысить уровень индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
– повысить уровень владения детьми ключевыми компетенциями;
– поддерживать систему преемственности ДОУ, начальной, средней и старшей школы как необходимого условия непрерывного образования.
Наблюдается:
– удовлетворенность учащихся своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся;
– положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком;
– общая положительная динамика психического и физического здоровья детей;
– наблюдается мотивационная готовность детей к дальнейшему обучению в школе.
Работать над собой — просто, приятно и легко. Уделяйте время творчеству, давайте выход своему вдохновению, находите время для своей души — и вы удивитесь тому, какие потрясающие трансформации будут происходить!
Литература:
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.-СПб.: Речь, 2007.-160с., илл.
- Лебедев Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканов Н. А. Энциклопедия признаков и интерпритаций в проективном рисование и атр-терапии. СПб.: Речь, 2010.-336 с.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии/Пер. с англ. М.: Независимая фирма Класс, 2001.