Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Все мы когда-то были детьми, и наверняка многие из нас хранят самые светлые воспоминания и впечатления, связанные именно с играми. Игра в одном ряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Этим одним словом «игра», обозначаются самые различные, порой совсем не схожие между собою явления. По своему определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение многолетнего общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Так что же такое игра? Можно ли во всех многообразных значениях найти общий знаменатель? Может быть, есть что-то общее в тех действиях, которые и называют игрою?
Значение игры и состоит именно в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности.
Играм, по С. А. Шмакову, присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность; творческий характер; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество; наличие прямых или косвенных правил, которые отражают логическую и временную последовательность ее развития.
Педагогическая игра, в отличие от игр в целом, обладает четко поставленной целью обучения и соответствующими ей результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Обучающиеся со стремлением к познанию, с любознательностью более интересны как собеседники. Они проявляют себя как творческие, активные личности, поэтому просто не могут быть не замечены в коллективе, к ним постоянно обращаются за советом, помощью. Значит и социальный статус таких детей повышается. Для формирования познавательной активности учащихся, я использую разнообразные формы работы: викторины, беседы, игровые программы, конкурсные программы, турниры, брей — ринги, КВН и т. д.
Игровая форма создается непосредственно на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, для стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Учебная деятельность подчиняется общим правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится некий элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу уже в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается непосредственно с игровым результатом.
В нашей жизни игра выполняет такие важнейшие функции, как:
– развлекательную (основной функцией игры является — развлечь, воодушевить, пробудить интерес);
– коммуникативную: освоение обучающимися культуры общения;
– терапевтическую: преодоление всевозможных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
– диагностическую: выявление каких-либо отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
– коррекционную: внесение некоторых позитивных изменений в структуру личностных показателей;
– социализации: включение в систему устоявшихся общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
- Использованные игры достаточно разнообразны по:
– организационной структуре;
– дидактическим целям;
– специфике содержания;
– возрастным возможностям их использования.
- По характеру игры бывают:
– познавательные, воспитательные, развивающие;
– обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
– коммуникативные, диагностические;
– репродуктивные, продуктивные, творческие;
– профориентационные.
- По характеру игровой методики делятся на:
– сюжетные
– предметные;
– ролевые;
– имитационные;
– игры-драматизации.
- По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:
– различают игры с предметами и без них;
– компьютерные;
– настольные;
– уличные;
– комнатные;
– на местности.
Игровые технологии являются одной из составных частей в работе воспитателя, поэтому я использую их в своей работе. Умная, интересная, хорошая и занимательная игра активизирует внимание обучающихся, снимает психологическое и физическое напряжение, помогает восприятию нового материала. Используемые мной на занятиях игры, развивают познавательную активность обучающихся и в некоторой степени облегчают сложный процесс воспитания, способствуют как приобретению знаний, так и развитию коммуникативных качеств личности.
Использование игр в занятиях, помогают сделать их более интересным и увлекательным. Игровая деятельность не только организует на занятии процесс общения между детьми и воспитателем, но и как можно максимально приближает ребенка к естественной коммуникации.
Детское творчество — это кладезь и источник будущих взрослых талантов, потому очень важно воспитывать чувство прекрасного и художественный вкус с юных лет.
В игровой деятельности складываются самые благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
Воспитателю никак не обойтись без всецелого и в то же время разностороннего подхода при работе с обучающимися, и игры, в свою очередь, являются одним из важных методов такого обучения, позволяющих ускорить и облегчить процесс восприятия новых знаний.
Итак, игра — это очень жизненно важный и необходимый элемент в развитии ребенка, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, нравах и навыках такого общества. Игра одновременно — это и развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, содружества, сотрудничества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого человека.
Литература:
- Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1979
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
- Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2003г.
- Гринченко И. С. Игра в теории, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2008.
- Элъконин Д. Б. Психология игры. — М., 1979.
- Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — М.: РПА, 1996.