Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 11.12.2017

Статья просмотрена: 2024 раза

Библиографическое описание:

Султанова, М. С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся / М. С. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47068/ (дата обращения: 16.11.2024).



Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Все мы когда-то были детьми, и наверняка многие из нас хранят самые светлые воспоминания и впечатления, связанные именно с играми. Игра в одном ряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Этим одним словом «игра», обозначаются самые различные, порой совсем не схожие между собою явления. По своему определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение многолетнего общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Так что же такое игра? Можно ли во всех многообразных значениях найти общий знаменатель? Может быть, есть что-то общее в тех действиях, которые и называют игрою?

Значение игры и состоит именно в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности.

Играм, по С. А. Шмакову, присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность; творческий характер; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество; наличие прямых или косвенных правил, которые отражают логическую и временную последовательность ее развития.

Педагогическая игра, в отличие от игр в целом, обладает четко поставленной целью обучения и соответствующими ей результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Обучающиеся со стремлением к познанию, с любознательностью более интересны как собеседники. Они проявляют себя как творческие, активные личности, поэтому просто не могут быть не замечены в коллективе, к ним постоянно обращаются за советом, помощью. Значит и социальный статус таких детей повышается. Для формирования познавательной активности учащихся, я использую разнообразные формы работы: викторины, беседы, игровые программы, конкурсные программы, турниры, брей — ринги, КВН и т. д.

Игровая форма создается непосредственно на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, для стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Учебная деятельность подчиняется общим правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится некий элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу уже в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается непосредственно с игровым результатом.

В нашей жизни игра выполняет такие важнейшие функции, как:

– развлекательную (основной функцией игры является — развлечь, воодушевить, пробудить интерес);

– коммуникативную: освоение обучающимися культуры общения;

– терапевтическую: преодоление всевозможных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

– диагностическую: выявление каких-либо отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

– коррекционную: внесение некоторых позитивных изменений в структуру личностных показателей;

– социализации: включение в систему устоявшихся общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

  1. Использованные игры достаточно разнообразны по:

– организационной структуре;

– дидактическим целям;

– специфике содержания;

– возрастным возможностям их использования.

  1. По характеру игры бывают:

– познавательные, воспитательные, развивающие;

– обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

– коммуникативные, диагностические;

– репродуктивные, продуктивные, творческие;

– профориентационные.

  1. По характеру игровой методики делятся на:

– сюжетные

– предметные;

– ролевые;

– имитационные;

– игры-драматизации.

  1. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:

– различают игры с предметами и без них;

– компьютерные;

– настольные;

– уличные;

– комнатные;

– на местности.

Игровые технологии являются одной из составных частей в работе воспитателя, поэтому я использую их в своей работе. Умная, интересная, хорошая и занимательная игра активизирует внимание обучающихся, снимает психологическое и физическое напряжение, помогает восприятию нового материала. Используемые мной на занятиях игры, развивают познавательную активность обучающихся и в некоторой степени облегчают сложный процесс воспитания, способствуют как приобретению знаний, так и развитию коммуникативных качеств личности.

Использование игр в занятиях, помогают сделать их более интересным и увлекательным. Игровая деятельность не только организует на занятии процесс общения между детьми и воспитателем, но и как можно максимально приближает ребенка к естественной коммуникации.

Детское творчество — это кладезь и источник будущих взрослых талантов, потому очень важно воспитывать чувство прекрасного и художественный вкус с юных лет.

В игровой деятельности складываются самые благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Воспитателю никак не обойтись без всецелого и в то же время разностороннего подхода при работе с обучающимися, и игры, в свою очередь, являются одним из важных методов такого обучения, позволяющих ускорить и облегчить процесс восприятия новых знаний.

Итак, игра — это очень жизненно важный и необходимый элемент в развитии ребенка, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, нравах и навыках такого общества. Игра одновременно — это и развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, содружества, сотрудничества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого человека.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1979
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.
  3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
  4. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2003г.
  5. Гринченко И. С. Игра в теории, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2008.
  6. Элъконин Д. Б. Психология игры. — М., 1979.
  7. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — М.: РПА, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, учебная деятельность, игровая деятельность, процесс игры.


Похожие статьи

Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Проект как средство повышения познавательной активности младшего школьника

Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ

Использование потенциала детских видов деятельности в развивающей работе педагога-психолога

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Применение игровых технологий в процессе формирования здорового образа жизни обучающихся

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования готовности к оценочной деятельности

Контроль и реализация действий как элемент саморазвития учащихся

Похожие статьи

Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Проект как средство повышения познавательной активности младшего школьника

Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ

Использование потенциала детских видов деятельности в развивающей работе педагога-психолога

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Применение игровых технологий в процессе формирования здорового образа жизни обучающихся

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования готовности к оценочной деятельности

Контроль и реализация действий как элемент саморазвития учащихся

Задать вопрос