Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.10.2019

Статья просмотрена: 557 раз

Библиографическое описание:

Свалова, Е. В. Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой / Е. В. Свалова, Ю. В. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 277-278. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63260/ (дата обращения: 16.12.2024).



Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала [2, с. 4].

В изобразительном искусстве техникой принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изготовления, изображения предметов, объектов окружающей действительности, создания художественного образа. В узком смысле слова техника — результат работы специальными материалами и инструментами.

Техника ребенка — комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых он способен выразить свое отношение ко всему окружающему, воссоздать свои впечатления и наблюдения. Возможность использовать разные техники развивают творчество, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия, воображения и деятельности. Важно, чтобы в своем художественном творчестве дети не только применяли усвоенные знания и умения, но и могли искать новые решения и творческие подходы. Чем разнообразнее будут условия для изобразительной и продуктивной деятельности, материалы, с которыми работают дети, тем интенсивнее станут развиваться их творческие способности [4, с. 108].

Наиболее распространенным материалом для работы с детьми дошкольного возраста является бумага. В настоящее время существуют различные сорта бумаги (писчая, цветная, папирусная, гафрированная и др.) и практически все они могут быть использованы для создания поделок с детьми [2, с. 7].

С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать следующие техники работы с бумагой:

− техника обрывной аппликации (обрывание бумаги с точностью повторения формы образа);

− техника «оригами» (создание образов из базовых форм: «треугольник», «книжка», «дверь» и др.);

− техника «мозаики» (создание образов на основе аккуратного выкладывания деталей (частей белой или цветной бумаги разного размера) на плоскости);

− техника бумагопластики, папье-маше (создание объемных образов путем приклеивания кусочков бумаги на определенную форму);

− конструирование из бумаги (создание образов на основе конуса, цилиндра, полосок бумаги, по принципу трансформируемого модуля);

− техника «квиллинг» (создание образа путем накручивания узкой длинной полоски на карандаш или палочку, использование накрученной спиральки для выполнения объемной аппликации);

− симметричное вырезывание (создание образа путем вырезывания формы, сложенной в несколько раз через центр);

Цель воспитательно-образовательной работы — развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе создания образов используя различные техники работы с бумагой.

Задачи:

Создавать условия для:

  1. Развития эстетического восприятия художественного вкуса;
  2. Развития воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
  3. Развития художественно-творческих способностей;
  4. Обучения детей разным приемам преобразования бумаги;
  5. Создания детьми поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения [2, с. 9].

Организация работы

Начиная работу по обучению старших дошкольников созданию поделок из бумаги, основное внимание обращаем на освоение детьми основных приемов.

Перед тем, как работать с бумагой, знакомим воспитанников с ее свойствами.

Особое место при обучении различным способам преобразования бумаги занимает показ способов работы [2, с. 12].

На первых порах организуем полный показ с подробным объяснением своих действий. После того, как дети приобретают необходимый опыт, чаще привлекаем к показу самих воспитанников.

Активно используем в своей работе на занятиях художественную литературу (стихи известных авторов, отрывки из сказок, загадки) и сюрпризные моменты, что делает занятие еще более увлекательным. Например, при конструировании улитки из полосок бумаги вспоминаем с детьми потешку: «Улитка, улитка, покажи свои рога, дам кусок пирога, пышки, ватрушки, сдобной лепешки». После окончания работы предлагаем детям придумать небольшие рассказы о своих улитках.

Широко используем дидактические игры, что влияет на развитие не только творчества дошкольников, но и логического мышления. Например, по окончании занятия на тему «Рыбка», проводим игру «Угадай, какая рыбка нам попалась на крючок?», занятия «Дома на нашей улице» проводим игровое упражнение «Кто в домике живет?».

Игровые задания по окончании занятий влияют на развитие воображения старших дошкольников [3, с. 106]. Например, после выполнения поделки «Котенок» в технике «оригами», вместе с детьми рассматриваем получившиеся образы и находим самого веселого кота, самого грустного, самого умного и самого хитрого. Или предлагаем детям подумать, кто из друзей Незнайки мог создать тот или иной образ воздушного шара, когда ребята размещают свои получившиеся образы воздушных шаров на стенд, выполненных в технике «мозаика».

Тематический принцип построения непосредственно образовательной деятельности позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться положительного результата [2, с. 13].

С удовольствием создаем совместно с детьми коллективные работы. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать красочные композиции («Аквариум», «Веселые утята» и др.). Коллективно выполненная композиция всегда полнее раскрывает содержание темы и позволяет детям увидеть эстетическую ценность их деятельности.

Использование интегрированных занятий создает возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы [3, с. 27].

Таким образом, при содействии взрослого дети учатся мыслить, находить применение обычным вещам. У них возникают новые идеи. Дети начинают экспериментировать и творить, получают возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь открытие чего-то нового необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству [4, с. 110].

Литература:

  1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М., 1992. — 123 с.
  2. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. — М., 2002. — 147 с.
  3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995. — 167 с.
  4. Лыкова И. А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки». М., 2013г. — 126 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, создание образов, бумага, полоска бумаги, работа, создание образа, создание поделок, старший дошкольный возраст, умение.


Похожие статьи

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Развитие дизайнерского мышления младших школьников в процессе работы с бумагой на уроках технологии и художественного труда в начальных классах

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала

Похожие статьи

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Развитие дизайнерского мышления младших школьников в процессе работы с бумагой на уроках технологии и художественного труда в начальных классах

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала

Задать вопрос