Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала [2, с. 4].
В изобразительном искусстве техникой принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изготовления, изображения предметов, объектов окружающей действительности, создания художественного образа. В узком смысле слова техника — результат работы специальными материалами и инструментами.
Техника ребенка — комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых он способен выразить свое отношение ко всему окружающему, воссоздать свои впечатления и наблюдения. Возможность использовать разные техники развивают творчество, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия, воображения и деятельности. Важно, чтобы в своем художественном творчестве дети не только применяли усвоенные знания и умения, но и могли искать новые решения и творческие подходы. Чем разнообразнее будут условия для изобразительной и продуктивной деятельности, материалы, с которыми работают дети, тем интенсивнее станут развиваться их творческие способности [4, с. 108].
Наиболее распространенным материалом для работы с детьми дошкольного возраста является бумага. В настоящее время существуют различные сорта бумаги (писчая, цветная, папирусная, гафрированная и др.) и практически все они могут быть использованы для создания поделок с детьми [2, с. 7].
С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать следующие техники работы с бумагой:
− техника обрывной аппликации (обрывание бумаги с точностью повторения формы образа);
− техника «оригами» (создание образов из базовых форм: «треугольник», «книжка», «дверь» и др.);
− техника «мозаики» (создание образов на основе аккуратного выкладывания деталей (частей белой или цветной бумаги разного размера) на плоскости);
− техника бумагопластики, папье-маше (создание объемных образов путем приклеивания кусочков бумаги на определенную форму);
− конструирование из бумаги (создание образов на основе конуса, цилиндра, полосок бумаги, по принципу трансформируемого модуля);
− техника «квиллинг» (создание образа путем накручивания узкой длинной полоски на карандаш или палочку, использование накрученной спиральки для выполнения объемной аппликации);
− симметричное вырезывание (создание образа путем вырезывания формы, сложенной в несколько раз через центр);
Цель воспитательно-образовательной работы — развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе создания образов используя различные техники работы с бумагой.
Задачи:
Создавать условия для:
- Развития эстетического восприятия художественного вкуса;
- Развития воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
- Развития художественно-творческих способностей;
- Обучения детей разным приемам преобразования бумаги;
- Создания детьми поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения [2, с. 9].
Организация работы
Начиная работу по обучению старших дошкольников созданию поделок из бумаги, основное внимание обращаем на освоение детьми основных приемов.
Перед тем, как работать с бумагой, знакомим воспитанников с ее свойствами.
Особое место при обучении различным способам преобразования бумаги занимает показ способов работы [2, с. 12].
На первых порах организуем полный показ с подробным объяснением своих действий. После того, как дети приобретают необходимый опыт, чаще привлекаем к показу самих воспитанников.
Активно используем в своей работе на занятиях художественную литературу (стихи известных авторов, отрывки из сказок, загадки) и сюрпризные моменты, что делает занятие еще более увлекательным. Например, при конструировании улитки из полосок бумаги вспоминаем с детьми потешку: «Улитка, улитка, покажи свои рога, дам кусок пирога, пышки, ватрушки, сдобной лепешки». После окончания работы предлагаем детям придумать небольшие рассказы о своих улитках.
Широко используем дидактические игры, что влияет на развитие не только творчества дошкольников, но и логического мышления. Например, по окончании занятия на тему «Рыбка», проводим игру «Угадай, какая рыбка нам попалась на крючок?», занятия «Дома на нашей улице» проводим игровое упражнение «Кто в домике живет?».
Игровые задания по окончании занятий влияют на развитие воображения старших дошкольников [3, с. 106]. Например, после выполнения поделки «Котенок» в технике «оригами», вместе с детьми рассматриваем получившиеся образы и находим самого веселого кота, самого грустного, самого умного и самого хитрого. Или предлагаем детям подумать, кто из друзей Незнайки мог создать тот или иной образ воздушного шара, когда ребята размещают свои получившиеся образы воздушных шаров на стенд, выполненных в технике «мозаика».
Тематический принцип построения непосредственно образовательной деятельности позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться положительного результата [2, с. 13].
С удовольствием создаем совместно с детьми коллективные работы. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать красочные композиции («Аквариум», «Веселые утята» и др.). Коллективно выполненная композиция всегда полнее раскрывает содержание темы и позволяет детям увидеть эстетическую ценность их деятельности.
Использование интегрированных занятий создает возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы [3, с. 27].
Таким образом, при содействии взрослого дети учатся мыслить, находить применение обычным вещам. У них возникают новые идеи. Дети начинают экспериментировать и творить, получают возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь открытие чего-то нового необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству [4, с. 110].
Литература:
- Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М., 1992. — 123 с.
- Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. — М., 2002. — 147 с.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995. — 167 с.
- Лыкова И. А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки». М., 2013г. — 126 с.