Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Давыдович, О. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования / О. В. Давыдович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46596/ (дата обращения: 16.12.2024).



Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев

В.А. Сухомлинский

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Задача взрослых помочь детям справиться с ожидающими их трудностями, позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи, так, как это основное условие успешного обучения. Для развития речи «критическим» периодом являются первые три года ребенка, когда в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает грамматическими формами родного языка и накапливает большой словарный запас. Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное явление, при современном образе жизни ребенка.

Учёные доказали, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны и развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых [3, 37-39].

Под термином мелкая (тонкая) моторика мы понимаем высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы. Движения рук, тактильный контакт с материалами различной фактуры, функциональное дифференцирование визуальной системы развивает у ребенка функциональную мышечную умелость выполнять мелкие движения. Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, а развивать мозг, его способность контролировать, анализировать.

Изучением мелкой моторики рук, занимались такие ученые, как Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Козленко, М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.А. Екжанова, А.Н. Корнев, Т.П. Хризман, М.Н. Звонарева, Д. Сели, М. Монтессори И.П. Павлов. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Во время упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Необходимо позаботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к игровым занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное, помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [4, 87-90].

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться, начиная с младшего дошкольного возраста. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда занятия проходят регулярно, используются разнообразные приемы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Все игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками.

Развитие мелкой моторики с помощью подручных материалов. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой. Счетные, ватные палочки, пуговицы и желуди. Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром взрослых), малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно-образное мышление, тактильную чувствительность и свои творческие способности, их можно использовать для выкладывания различных рисунков, как произвольно, так и по схеме. Причем, все эти предметы можно совместить в одном рисунке. Начинать лучше с простых геометрических фигур – квадрата, треугольника, ромба, солнышка, постепенно усложняя игры. Из спичек и ватных палочек хорошо получаются звезды, ежики, машинки, елочки, любые фигуры, в которых много прямых линий. Сначала рисунок выкладывает воспитатель, ведь малыша надо заинтересовать. Затем постепенно подключаем ребенка [2, 97]. Если рисунок сложный, можно сначала нарисовать его схему на бумаге. Все эти предметы так же удачно сочетаются с колесиками, веревочками, колпачками. Если воспользоваться цветной бумагой и посадить их на клей, получится замечательная аппликация. Пуговицы прекрасно могут заменить на рисунке шарики, колеса, глазки, окошки, елочные игрушки. Так же счетные палочки вполне подходят для поделок из пластилина и желудей, они могут быть скрепляющим элементом для собачек, человечков, гусениц. Даже самым младшим детям (3 года) будет полезно перебирать пуговицы – вытаскивая из коробочки и складывая обратно. Для большей безопасности следует насадить пуговицы различных цветов и размеров на жесткую прочную леску. Такая игрушка может служить и счетным материалом и наглядным пособием для изучения цвета, счета и размера. Баночки, скляночки, тюбики, пузырьки тоже одна из излюбленных детских «игрушек». В прозрачные баночки гораздо интереснее все складывать – все видно. Маленькие баночки можно использовать для обучения ребенка пересыпанию круп, переливанию жидкостей.

Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. С этой целью используем чисто вымытый тюбик из-под крема, небьющегося флакона. В банку можно насыпать крупу (гречку, горох, пшено) или семечек, или мелких орешков.

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала рисует взрослый, показывая образцы. Главное – заинтересовать, увлечь. Проведем пальчиком по крупе. Получается яркая контрастная линия. Затем берём пальчик ребенка. Пусть он сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует воспитатель, затем пробует он сам. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица [1, 45-47].

Можно изучать форму, буквы и цифры. Рисованием лучше всего заниматься на полу, на клеёнке, либо на столе. Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде. Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки. Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках – шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии... Показываем назначение этих предметов на настоящей одежде, учим самообслуживанию. И девочки, и мальчики с удовольствием учатся плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, завязыванию и развязыванию узлов, застегиванию пряжек. Упражнения с данными элементами одежды привлекают особое внимание детей.

Кроме того, дети очень любят примерять самостоятельно обувь взрослых, а так же надевать шапки, завязывать шарфы – предоставляем ребенку возможность одеться самому.

Бумага, газеты, журналы, фольга – из нее можно вырезать, ее можно мять, рвать, из бумаги можно делать объемные фигурки. Полотенца, тряпочки, мешочки. Тут мы опять же тренируем тактильное восприятие. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру [5, 76].

Помпоны – чудесные маленькие мячики! Если оторвались от шапки – не спешите выбрасывать. Придумываем с ними множество увлекательных игр. Можно использовать просто как мячик – кидать, ловить, мять такой одно удовольствие. Можно играть с ним в «стаканчики». Берем несколько одинаковый стаканчиков, одним накрываем помпон и меняем местами стаканчики. Дети пытаются найти. Можно катать с гладкой наклонной поверхности, изучать по ним цвет и счет. Заинтересовались клубком – замечательно! Так же можно использовать в детской игре, вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). Настоящие предметы нравятся ребятам значительно больше, чем игрушки. Это весёлые и увлекательные способы обеспечения развития мелкой моторики в повседневной жизни в условиях учреждения, а значит, возможность избежать множества неприятных моментов в школьной жизни ребенка.

Литература:

  1. Воробьева Л.В. Развивающие игры для дошкольников. СПб, Издательский дом «Литера», 2006.
  2. Лосев П., Плутаева Е. «Дошкольное воспитание». Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. № 3, 5, 6 2005.
  3. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
  4. Синицына Е. «Умные пальчики» Москва, издательство «Лист», 1999.
  5. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» СПб, издательство «Корона-Век», 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, палец рук, головной мозг, игра, предмет, пуговица, развитие, рисунок, упражнение.


Похожие статьи

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Похожие статьи

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Задать вопрос