Одной из важнейших задач дошкольного образования является познавательное развитие дошкольников – комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), познавательной активности и познавательного интереса. Все это представляет собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность.
Проблема познавательного развития в жизнедеятельности детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, ведь именно познавательное развитие будет способствовать их успешному усвоению материала, повысит эффективность их когнитивных способностей.
В таких нормативных документах, как Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), Концепция дошкольного воспитания, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» поднимается вопрос о познавательном развитии детей.
Согласно ФГОС ДО, регламентирующему образовательную деятельность дошкольной образовательной организации, познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область, что позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
Проблема формирования познавательного развития в дошкольном возрасте рассматривается в различных исследованиях психологов и педагогов. Поднимаются вопросы использования различных методов по активизации познавательного интереса воспитанников, педагоги делятся опытом использования определенных средств, для развития познавательного интереса воспитанников. Также с целью организации познавательного развития ребенка педагоги предлагают различные виды детской деятельности. В целом можно отметить, что данная проблематика является актуальной для педагогов дошкольного образования.
Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина, Н.С. Лейтес и др. В их работах рассматриваются особенности познавательного развития дошкольников, методы и средства формирования познавательного интереса.
Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавали Д. Локк, Ж.Ж. Руссо (определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию), Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский (учение о сущности и месте воспитания в становлении личности).
Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка. Вместе с познавательной сферой у детей формируются и развиваются все психические процессы (память, мышление, восприятие, речь и т.д.). При этом произвольность в психической сфере формируется легче и быстрее, если ребенку интересен конечный результат его усилий и понятны приемы и средства познавательной деятельности.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательной потребности. Важно уделять внимание проявлению интересов у ребенка. Проявляя активность к получению новых знаний, интересуясь животными, растениями, окружающим миром, ребенок черпает достаточно эмоций и впечатлений, которые побуждают его к получению новой информации.
В рамках нашего исследования особый интерес представляет младший дошкольный возраст, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В этом возрасте повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С трех–четырех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, лепке, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью.
Теоретическая значимость исследованиязаключается в том, что исследование позволило рассмотреть познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке, методические особенности обучения лепке детей младшего дошкольного возраста, особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе выявленных индивидуальных особенностей познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, подобран комплекс занятий по лепке, который может быть использован в практике образовательной работы дошкольной образовательной организации и в условиях семейного воспитания.
Проведение исследования осуществлялось на базе МДОУ д/с № 61 «Золотой петушок» г. Волжского Волгоградской области. Для исследования были определена вторая младшая группа детей в количестве 20 человек в возрасте от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 11 месяцев (Приложение 1).
Исследование проводилось в три этапа.
На первом, констатирующем, этапе мы определили уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Обобщив его результаты, мы пришли к выводу, что необходимо разработать комплекс занятий по лепке, направленный на познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста.
На втором, формирующем, этапе мы разработали и провели комплекс занятий по лепке, направленный на познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста.
На третьем, контрольном, мы этапе провели повторную диагностику познавательного развития детей младшего дошкольного возраста и сравнили ее результаты с результатами первого, констатирующего, этапа.
Для изучения познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО, на констатирующем этапе, мы использовали комплекс диагностических заданий по усвоению содержания образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы, составленный на основе решения задач познавательного развития дошкольников по критериям, выделенным М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой:
1. Формирование познавательных действий (продуктивная/конструктивная деятельность):
1) Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
2) Знает, называет и иправильно использует детали строительного материала.
2. Формирование элементарных математических представлений:
3) Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.);
4) Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»;
5) Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму;
6) Понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над, под, верхняя – нижняя (полоска);
7) Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь»;
3. Формирование целостной картины мира:
8) Знает свои имя и фамилию, имена родителей;
9) Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей;
10) Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
Задаче формирования познавательных действий младших дошкольников соответствуют критерии №№ 1-2. Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данным критериям мы использовали совместную строительную игру «Строим дом»
Критерий № 1. Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данному критерию мы использовали совместную строительную игру «Строим дом»: воспитатель предлагает ребенку построить для куклы домик, просит найти, назвать используемые материалы.
Критерий № 2. Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими. Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данному критерию мы также использовали совместную строительную игру «Строим дом»: воспитатель предлагает ребенку построить для куклы (маленькой) домик, после вносит куклу большего размера (смогут ли они жить вместе, что можно сделать, чтобы младшая и старшая сестренка смогли вместе жить в домике?). Предлагает изменить постройку.
Анализ результатов выполнения задания по данным критериям показал, что дети испытывают трудности при объяснении своих действий, назывании и правильном использовании деталей строительного материала. Полученные результаты представлены в таблице.
Данные таблицы позволили нам составить гистограмму (рис. 1).
Рис. 1 Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по критериям формирования познавательных действий на констатирующем этапе
Исходя из анализа данных гистограммы по критерию № 1, можно сказать, что высокий уровень имеет 1 ребёнок, что составило 5% испытуемых; ребенок самостоятельно умеет различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы); средний уровень имеют 8 детей, что составило 40% испытуемых; дети умеют сооружать элементарные постройки по образцу, различают, но допускают ошибки при назывании основных форм деталей строительного материала, устраняют их при небольшой помощи и напоминании взрослого; низкий уровень имеют 8 детей, что составило 40% испытуемых; дети только с помощью взрослого могут сооружать элементарные постройки по образцу, подбирать основные формы деталей строительного материала, допускают ошибки при назывании основных форм деталей строительного материала; очень низкий уровень имеют 3 ребенка, что составило 15% испытуемых; дети даже в совместной с педагогом деятельности затрудняются сооружать элементарные постройки по образцу, не умеют подбирать и называть основные формы деталей строительного материала даже с помощью взрослого.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 2 показал, что высокий уровень имеют 2 ребёнка, что составило 10 % испытуемых; средний уровень имеют 6 детей, что составило 30% испытуемых; низкий уровень имеют 9 детей, что составило 45% испытуемых; очень низкий уровень имеют 3 ребенка, что составило 15% испытуемых.
Задаче формирования элементарных математических представлений соответствуют критерии №№ 3-7. Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данным критериям мы использовали дидактические упражнения и дидактические игры.
Критерий № 3. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.). Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данному критерию мы использовали дидактическое упражнение на классификацию предметов.
Критерий № 4. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же». Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данному критерию мы использовали дидактическое упражнение «Елочки и грибочки».
Критерий № 5. Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму. Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данному критерию мы использовали дидактическую игру «Найди такие же фигуры», «Найди предметы».
Критерий № 6. Понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска). Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данному критерию мы использовали упражнение на ориентировку в пространстве.
Критерий № 7. Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь». Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данному критерию мы использовали упражнение на ориентировку во времени.
Результаты выполнения заданий по критериям №№ 3-7 отражены в таблице (Приложение 3), они позволили нам составить гистограмму (Рис. 2).
Рис. 2 Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по критериям формирования элементарных математических представлений на констатирующем этапе
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 3 показал, что высокий уровень имеет 1 ребёнок, что составило 5% испытуемых; средний уровень имеют 7 детей, что составило 35% испытуемых; низкий уровень имеют 10 детей, что составило 50% испытуемых; очень низкий уровень имеют 2 ребенка, что составило 10% испытуемых. Ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 4 показал, что высокий уровень имеют 2 ребенка (Егор Л., Святослав М.), что составило 10% испытуемых; средний уровень имеют 6 детей, что составило 30% испытуемых; низкий уровень имеют 10 детей, что составило 50% испытуемых; очень низкий уровень имеют 2 ребенка (Артем Г., Роман П.), что составило 10% испытуемых, дети не справляются с заданиями даже при активной помощи педагога.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 5 показал, что высокий уровень имеют 2 ребёнка, что составило 10% испытуемых; средний уровень имеют 6 детей, что составило 30% испытуемых; низкий уровень имеют 9 детей (Артем Г., Виктория З., Владислав В., Диана М., Захар М., Кристина С., Мария Л., Ульяна Б., Полина Р.), что составило 45% испытуемых; дети различают геометрические фигуры, но путаются в названиях; очень низкий уровень имеют 3 ребенка (Елизавета М., Роман П., Ярослав В.), что составило 15% испытуемых; дети не называют ни одной геометрической фигуры, не понимают задания воспитателя.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 6 показал, что высокий уровень имеют 2 ребенка (Егор Л., Святослав М.), что составило 10% испытуемых; ребенок самостоятельно ориентируется в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различает пространственные направления от себя, правую и левую руки; средний уровень имеют 5 детей (Виктория З., Захар М, Дмитрий Ф., Владислав В., Полина И.), что составило 25% испытуемых; ребенок ориентируется в расположении частей своего тела; различает пространственные направления от себя, правую и левую руки с небольшой словесной помощью взрослого; низкий уровень имеют 10 детей (Арсений К., Владимир М., Елизавета М., Артем Г., Кира П., Ольга П., Кристина С., Полина Р., Мария Л., Ульяна Б.), что составило 50% испытуемых; ребенок ориентируется в расположении частей своего тела, затрудняется различать пространственные направления от себя, не различать правую и левую руки; очень низкий уровень имеют 3 ребенка (Роман П., Диана М., Ярослав В.), что составило 15% испытуемых; ребенок не различает пространственные направления от себя, правую и левую руки.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 7 показал, что высокий уровень имеет 1 ребенок (Святослав М.), что составило 5% испытуемых; ребенок правильно определяет части суток; может самостоятельно определить в сравнении контрастные части суток (утро-вечер, день-ночь); средний уровень имеют 9 детей (Арсений К., Виктория З., Владислав В., Дмитрий Ф., Егор Л., Захар М., Мария Л., Полина И., Ольга П.), что составило 45% испытуемых; ребенок правильно определяет части суток; может определить в сравнении контрастные части суток (утро-вечер, день-ночь) с небольшой словесной помощью взрослого; низкий уровень имеют 8 детей (Диана М., Артем Г., Кира П., Кристина С., Елизавета М., Полина Р., Роман П., Ульяна Б.), что составило 40% испытуемых; ребенок правильно определяет части суток; но затрудняется определить контрастные части суток в сравнении; очень низкий уровень имеют 2 ребенка (Владимир М., Ярослав В.), что составило 10% испытуемых; ребенок не имеет представления о частях суток.
Задаче формирования целостной картины мира соответствуют критерии №№ 8-10. Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данным критериям мы использовали беседу, дидактические упражнения и дидактические игры.
Критерий № 8. Знает свои имя и фамилию, имена родителей. Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данному критерию мы использовали диагностическую беседу.
Критерий № 9. Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей. Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данному критерию мы использовали упражнение на классификацию растений и дидактическую игру «Назови детенышей».
Критерий № 10. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Для выявления уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по данному критерию мы использовали дидактическую игру «Когда это бывает?».
Результаты выполнения заданий по критериям №№ 8-10 представлены в таблице (Приложение 3). Данные таблицы позволили нам составить гистограмму (Рис. 3).
Рис. 3 Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по критериям формирования целостной картины мира на констатирующем этапе
Исходя из анализа данных гистограммы по критерию № 8, можно сказать, что высокий уровень имеет 1 ребёнок (Егор Л.), что составило 5% испытуемых; ребенок называет свое имя, фамилию, может назвать имена родителей; средний уровень имеют 7 детей (Артем Г., Виктория З., Диана М., Захар М., Ольга П., Полина И., Святослав М.), что составило 35% испытуемых; ребенок называет свое имя; с ошибками, но называет фамилию; с небольшой помощью взрослого может назвать имена родителей; низкий уровень имеют 10 детей (Арсений К., Владислав В., Дмитрий Ф., Владимир М., Мария Л., Елизавета М., Полина Р., Роман П., Кристина С., Ярослав В. ), что составило 50% испытуемых; ребенок свое имя; не может назвать имена родителей; с помощью взрослого может фамилию; очень низкий уровень имеют 2 ребенка (Кира П., Ульяна Б.), что составило 10% испытуемых; ребенок с подсказкой взрослого может назвать свое имя, не может назвать свою фамилию и мена родителей.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 9 показал, что высокий уровень имеет 2 ребёнка (Егор Л., Святослав М.), что составило 10 % испытуемых; ребенок знает и называет некоторые растения, диких и домашних животных, их детенышей, птиц, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни животных (особенностях поведения и питания); средний уровень имеют 7 детей (Артем Г., Виктория З., Дмитрий Ф., Захар М., Кира П., Ольга П., Полина И.), что составило 35% испытуемых; ребенок знает и называет некоторые растения, диких и домашних животных, их детенышей, птиц, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни животных (особенностях поведения и питания), но только с наводящими вопросами воспитателя.; низкий уровень имеют 9 детей (Арсений К., Владимир М., Владислав В., Диана М., Елизавета М., Кристина С., Мария Л., Полина Р., Ульяна Б.), что составило 45% испытуемых; ребенок называет с ошибками некоторые растения, птиц, диких и домашних животных, путает детенышей; может их классифицировать только с помощью воспитателя, затрудняется рассказать об особенностях жизни животных; очень низкий уровень имеют 2 ребенка (Роман П., Ярослав В.), что составило 10% испытуемых; ребенок допускает много ошибок, называет часто наугад растения, птиц, животных, значительно затрудняется в их классификации, не может ответить на вопросы об особенностях жизни животных.
Исходя из анализа данных гистограммы по критерию № 10, можно сказать, что высокий уровень имеют 3 ребёнка (Владислав В., Егор Л., Святослав М.), что составило 15% испытуемых; ребенок имеет хорошие представления о сезонных изменениях в природе. Охотно делится своими познаниями; средний уровень имеют 9 детей (Виктория З., Дмитрий Ф., Елизавета М., Захар М., Кира П., Кристина С., Мария Л., Полина И., Ольга П.), что составило 45% испытуемых; ребенок имеет достаточно хорошие представления о сезонных изменениях в природе. Делится своими познаниями, только со словесной помощью взрослого; низкий уровень имеют 7 детей (Арсений К., Артем Г., Владимир М., Диана М., Полина Р., Роман П., Ульяна Б.), что составило 35% испытуемых; ребенок правильно определяет времена года, но познания о сезонных изменениях немногочисленны; очень низкий уровень имеет 1 ребенок (Ярослав В.), что составило 5% испытуемых; ребенок только с помощью наводящих вопросов взрослого определяет времена года; не может рассказать о сезонных изменениях в природе.
На основании анализа данных по десяти критериям нами была составлена сводная таблица и были выявлены четыре уровня познавательного развития детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования (Рис. 4).
Рис. 4 Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования
Анализируя результаты констатирующего этапа, можно описать четыре уровня познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, участвующих в исследовании: высокий уровень имеют 2 ребёнка (Егор Л., Святослав М.), что составило 10% испытуемых; для них характерно проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения; средний уровень имеют 6 детей (Владислав В., Виктория З., Дмитрий Ф., Захар М., Полина И., Ольга П.), что составило 30% испытуемых, для них характерна большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым; низкий уровень имеют 10 детей (Арсений К., Артем Г., Владимир М., Елизавета М., Кира П., Кристина С., Мария Л., Диана М., Полина Р., Ульяна Б.), что составило 50% испытуемых; дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого; очень низкий уровень имеют 2 ребенка (Роман П., Ярослав В.), что составило 10% испытуемых; у детей отсутствует инициативность, интерес и самостоятельность в процессе выполнения заданий, не задают познавательных вопросов; не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.
Таким образом, в ходе констатирующего этапа исследования были определены уровни познавательного развития младших дошкольников. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательного развития, что говорит о необходимости разработки и проведения комплекса занятий, направленного на познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили определить цель формирующего этапа исследования – разработать и провести комплекс занятий по лепке, направленный на познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Младший дошкольник стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.
Нами предлагается комплекс из 12 занятий, составленный на основе конспектов занятий по лепке, разработанных Д.Н. Колдиной, для младших дошкольников (из книги «Лепка с детьми 3–4 лет» [20]) (Приложение 5).
Комплекс занятий по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом предназначен для организации процесса обучения лепке детей младшего дошкольного возраста.
Наши занятия способствуют реализации следующих задач познавательного развития младшего дошкольника:
приобщение ребенка к окружающей красоте;
развитие эмоциональной отзывчивости;
развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, трудолюбия, аккуратности;
формирование умений и навыков в лепке, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.
Занятия составлены по тематическому принципу. Для достижения большей эффективности рекомендуется одной темой объединить все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с младшими дошкольниками проводится один раз в неделю и длится 15 минут.
Для того чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредоточиваться. Для этого можно использовать в игру «Что изменилось?» (положить перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрятать одну из них или поменять игрушки местами). Необходимо найти как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: «Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов» или «Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его»).
Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.
1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.
3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).
4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.
На занятиях по лепке младшие дошкольники лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки: конструктивный – лепка предмета из отдельных частей; пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина; комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Перечислим приемы лепки, которые могут применять младшие дошкольники:
скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);
раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);
надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора);
растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);
прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);
сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);
сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);
нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).
вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища);
вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).
Для занятий по лепке из глины и пластилина заранее необходимо заготовить природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупу фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта).
Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть дощечка-подкладка и тряпочка, которой он будет вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.
Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 годам:
испытывает интерес к лепке из пластилина и глины;
знает свойства глины и пластилина;
использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);
передает в лепке различие предметов по величине;
раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями ладоней;
соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;
сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;
умеет украшать вылепленный предмет из глины, используя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку;
умеет доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала;
сочетает в поделке лепку из пластилина и природный материал;
умеет лепить различные предметы из 1–3 частей, соединяя их путем прижатия и примазывания друг к другу;
умеет наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность;
умеет аккуратно пользоваться глиной и пластилином: не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке.
Основными принципами наших занятий были:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать оригинальные материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку. Если ребенок сам не проявлял интереса к подобным материалам, то воспитателю приходилось стимулировать ребенка на деятельность, повышающую любознательность.
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
5. Поддержка познавательной активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий. Вначале дети не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. Предлагаемые детьми варианты были достаточно однообразны и не многочисленны. В середине формирующего этапа заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала, хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные.
Были дети, которые бросали свое занятие,как только у них что-то не получилось, значит, они не умеют преодолевать препятствия (Роман П., Ульяна Б., Ярослав В.). В этом случае мы предлагали ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он стал понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если ребенок хочет вылепить бабочку, а у него не получается, мы предлагали вместе с вами нарисовать ее.
Кроме этого, мы выявили детей, которые быстро теряют интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для них (Святослав М., Полина И., Диана М., Елизавета М., Кира П.). В этой ситуации необходимо было понять причину и усложнить или облегчить задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина вишни. Если это слишком просто для него, нужно предложить лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, можно начать с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсить их дополнительным материалом.
Контольный этап исследования был проведен с целью проверки эффективности комплекса занятий по лепке, направленных на познавательное развитие младших дошкольников. Контрольный этап позволил оценить результативность формирующего этапа исследования.
На контрольном этапе использовались тот же диагностический инструментарий, что и при проведении констатирующего.
Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по критериям формирования познавательных действий на контрольном этапе представлены в таблице (Приложение 6).
Данные таблицы позволили нам составить гистограмму (рис. 5).
Рис. 5 Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по критериям формирования познавательных действий на контрольном этапе
Исходя из анализа данных гистограммы по критерию № 1, можно сказать, что высокий уровень имеют 5 детей (Владислав В., Дмитрий Ф., Ольга П., Полина И., Егор Л.), что составило 25% испытуемых; средний уровень имеют 11 детей (Арсений К., Артем Г., Виктория З., Владимир М., Елизавета М., Захар М., Кира П., Кристина С., Мария Л., Полина Р., Святослав М.), что составило 55% испытуемых; низкий уровень имеют 3 ребенка (Роман П., Ульяна Б., Диана М.,), что составило 15% испытуемых; очень низкий уровень имеет 1 ребенок (Ярослав В.), что составило 5% испытуемых.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 2 показал, что высокий уровень имеют 5 детей (Дмитрий Ф., Захар М., Егор Л., Кристина С., Святослав М.), что составило 25% испытуемых; средний уровень имеют 8 детей (Арсений К., Виктория З., Владислав В., Владимир М., Кира П., Ольга П., Ульяна Б., Полина И.), что составило 40% испытуемых; низкий уровень имеют 7 детей (Мария Л., Диана М., Елизавета М., Полина Р., Артем Г., Роман П., Ярослав В.), что составило 35% испытуемых; очень низкий уровень по данному критерию не выялен.
Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по критериям формирования элементарных математических представлений на контрольном этапе представлены в таблице.
Данные таблицы позволили нам составить гистограмму (рис. 6).
Рис. 6 Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по критериям формирования элементарных математических представлений на контрольном этапе
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 3 показал, что высокий уровень имеют 4 ребёнка (Виктория З., Дмитрий Ф., Захар М., Святослав М.), что составило 20% испытуемых; средний уровень имеют 10 детей (Арсений К., Владимир М., Владислав В., Егор Л., Артем Г., Мария Л., Кристина С., Полина И., Полина Р., Ольга П.), что составило 50% испытуемых; низкий уровень имеют 6 детей (Диана М., Елизавета М., Роман П., Кира П., Ярослав В., Ульяна Б.), что составило 30% испытуемых; очень низкий уровень по данному критерию не выявлен.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 4 показал, что высокий уровень имеют 5 детей (Виктория З., Владислав В., Захар М., Егор Л., Святослав М.), что составило 25% испытуемых; средний уровень имеют 9 детей (Дмитрий Ф., Диана М., Елизавета М., Владимир М., Ольга П., Мария Л., Кира П., Кристина С., Полина И.), что составило 45% испытуемых; низкий уровень имеют 5 детей (Арсений К., Полина Р., Артем Г., Ульяна Б., Ярослав В.), что составило 25% испытуемых; очень низкий уровень имеет 1 ребенок (Роман П.), что составило 5% испытуемых.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 5 показал, что высокий уровень имеют 4 ребёнка (Егор Л., Владимир М., Полина И., Святослав М.), что составило 20% испытуемых; средний уровень имеют 11 детей (Арсений К., Артем Г., Виктория З., Дмитрий Ф., Владислав В., Захар М., Елизавета М., Кира П., Ульяна Б., Мария Л., Ольга П. ), что составило 55% испытуемых; низкий уровень имеют 5 детей (Диана М., Кристина С., Полина Р., Роман П., Ярослав В.), что составило 25% испытуемых; очень низкий уровень по данному критерию не выявлен.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 6 показал, что высокий уровень имеют 5 детей (Егор Л., Виктория З., Захар М., Полина И., Святослав М.), что составило 25% испытуемых; средний уровень имеют 9 детей (Владислав В., Владимир М., Артем Г., Дмитрий Ф., Кира П., Ольга П., Кристина С., Полина Р., Мария Л.), что составило 45% испытуемых; низкий уровень имеют 4 ребенка (Арсений К., Елизавета М., Диана М., Ульяна Б.), что составило 20% испытуемых; очень низкий уровень имеют 2 детей (Роман П., Ярослав В.), что составило 10% испытуемых.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 7 показал, что высокий уровень имеют 5 детей (Виктория З., Дмитрий Ф., Полина И., Егор Л., Святослав М.), что составило 25% испытуемых; средний уровень имеют 8 детей (Арсений К., Артем Г., Владислав В., Захар М., Кира П., Кристина С., Мария Л., Ольга П.), что составило 40% испытуемых; низкий уровень имеют 6 детей (Диана М., Владимир М., Елизавета М., Полина Р., Роман П., Ульяна Б.), что составило 30% испытуемых; очень низкий уровень имеет 1 ребенок (Ярослав В.), что составило 5% испытуемых.
Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по критериям формирования целостной картины мира на контрольном этапе представлены в таблице (Приложение 6).
Данные таблицы позволили нам составить гистограмму (рис. 7).
Рис. 7 Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста по критериям формирования целостной картины мира на контрольном этапе
Исходя из анализа данных гистограммы по критерию № 8, можно сказать, что высокий уровень имеют 10 детей (Артем Г., Виктория З., Захар М., Владимир М., Дмитрий Ф., Кристина С., Ольга П., Полина И., Святослав М., Егор Л.), что составило 50% испытуемых; средний уровень имеют 5 детей (Арсений К., Мария Л., Елизавета М., Владислав В., Диана М.), что составило 25% испытуемых; низкий уровень имеют 5 детей (Полина Р., Роман П., Кира П., Ульяна Б., Ярослав В. ), что составило 25% испытуемых; очень низкий уровень по данному критерию не выявлен.
Анализ результатов выполнения задания по критерию № 9 показал, что высокий уровень имеют 8 детей (Егор Л., Виктория З., Дмитрий Ф., Захар М., Ольга П., Полина И., Мария Л., Святослав М.), что составило 40% испытуемых; средний уровень имеют 9 детей (Артем Г., Арсений К., Владимир М., Владислав В., Диана М., Кристина С., Елизавета М., Ульяна Б., Кира П.), что составило 45% испытуемых; низкий уровень имеют 3 детей (Полина Р., Роман П., Ярослав В.), что составило 15% испытуемых; очень низкий уровень по данному критерию не выявлен.
Исходя из анализа данных гистограммы по критерию № 10, можно сказать, что высокий уровень имеют 11 детей (Владислав В., Виктория З., Дмитрий Ф., Елизавета М., Захар М., Егор Л., Кристина С., Мария Л., Полина И., Ольга П., Святослав М.), что составило 55% испытуемых; средний уровень имеют 6 детей (Арсений К., Артем Г., Владимир М., Диана М., Кира П., Ульяна Б.), что составило 30% испытуемых; низкий уровень имеют 3 детей (Полина Р., Роман П., Ярослав В.), что составило 15% испытуемых; очень низкий уровень по данному критерию не выявлен.
На основании анализа данных по десяти критериям нами была составлена сводная таблица и были выявлены четыре уровная познавательного развития детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования (рис. 8).
Рис. 8 Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования
Анализируя результаты контрольного этапа, можно отметить, что высокий уровень имеют 6 детей (Егор Л., Виктория З., Дмитрий Ф., Захар М., Полина И., Святослав М.), что составило 30% испытуемых; средний уровень имеют 9 детей (Арсений К., Артем Г., Владимир М., Владислав В., Кира П., Кристина С., Елизавета М., Мария Л., Ольга П.), что составило 45% испытуемых, низкий уровень имеют 5 детей (Диана М., Полина Р., Роман П., Ярослав В., Ульяна Б.), что составило 25% испытуемых; очень низкий уровень на контрольном этапе не выявлен.
Проводя анализ результатов исследования до и после проведения комплекса занятий, построим сравнительную гистограмму уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования (рис. 9).
Рис 9. Уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования
Анализируя данные гистограммы, можно сказать, что испытуемых с высоким уровнем познавательного развития стало на 20% больше, со средним – на 15% больше, а на низком количество испытуемых значительно уменьшилось на 25%, а очень низкий уровень на констатирующем этапе не выявлен вообще, что свидетельствует об эффективности проведенного комплекса занятий по лепке, направленных на познавательное развитие младших дошкольников.
Таким образом, повторное проведение комплекса диагностических заданий показало, что уровень познавательного развития младших дошкольников, прошедших через формирующий этап, оказался значительно выше, чем был до этого. Значительно улучшились показатели по критериям формирования целостной картины мира как одной из задач познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Следовательно, намеченная работа проходила по правильному пути и привела к положительным результатам.
По результатам исследования нами были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей младших дошкольников, направленные на познавательное развитие ребенка.
Для организации исследования проблемы познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке, необходимо было решить ряд задач.
В результате решения первой задачи, которая заключалась в анализе сущностных характеристик познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, мы выявили, В настоящее время проблема познавательного интереса развития в младшемдошкольном возрасте рассматривается в различных исследованиях психологов и педагогов. Также проблема познавательного развития детей дошкольного возраста поднимается в нормативных документах. Наш подход к данной проблеме основан на результатах исследований, проведенных А.С. Микериной, свидетельствующих о том, что познавательное развитие – это процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития автор относит: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
В результате решения второй задачи, которая заключалась в рассмотрении методических особенностей обучения лепке детей младшего дошкольного возраста, мы выявили, что цель обучения лепке – показать детям разнообразие пластических материалов, познакомить с их свойствами, возможностями своего воздействия на материал. Лепка является средством познавательного развития младшего дошкольника, позволяющим создавать пластические образы, в которых исследуются не только свойства, но и сфера возможностей своего воздействия на разнообразный изобразительный материал, используя как пластическую технику, так и собственный мыслительный потенциал в границах задуманного пластического образа.
В результате решения третьей задачи, которая заключалась в исследовании уровней познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, мы выявили, что большинство обследуемых младших дошкольников на констатирующем этапе исследования имеют низкий и средний уровень познавательного развития, что говорит о необходимости разработки и проведения комплекса занятий, направленного на познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста.
В результате решения четвертой задачи, которая заключалась в организации процесса обучения лепке детей младшего дошкольного возраста, мы выявили, что занятия по лепке должны быть составлены по тематическому принципу в соответствии с содержанием образовательной области «Познавательное развитие». Нами был подобран и проведен комплекс занятий по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом, направленный на познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста. Занятия способствовали реализации следующих задач познавательного развития младшего дошкольника: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие эмоциональной отзывчивости; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, трудолюбия, аккуратности; формирование умений и навыков в лепке, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.
В результате проведения комплекса занятий по лепке, уровень познавательного развития младших дошкольников оказался значительно выше, чем был до этого.
Воспитанники исследуемой группы научились проявлению инициативы, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети перестали отвлекаться, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Следовательно, предложенная нами гипотеза исследования о том, что познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке может, осуществляется более успешно при соблюдении следующих условиях: учет возрастных и индивидуальных особенностей младших дошкольников; составление комплекса занятий по лепке по тематическому принципу в соответствии с содержанием образовательной области «Познавательное развитие»; обучение лепке на основе эмоциональной вовлеченности, стимуляции любознательности ребенка, передачи инициативы от взрослого к ребенку, безоценочности, поддержки познавательной активности, познавательного интереса и любопытства детей, в ходе исследования подтвердилась.
Литература:
- Брыкина, Т.И. Творчество в работе детей с различными материалами [Текст] / Т.И. Брыкина. – М., 2002. – 120 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1997. – 294 с.
- Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2002. – 225 с.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
- Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Сфера, 2004. – 213 с.
- Комплексная диагностика уровней освоения "Программы воспитания и обучения в детском саду" [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой // Диагностический журнал. Вторая младшая группа. – Издательство: "Учитель", 2011. – 52 с.
- Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. – М.: Наука, 1956. – 91 с.
- Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду [Текст] / Н.Б. Халезова. – М.: Сфера, 2008. – 112 с.