Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 22.04.2015

Статья просмотрена: 3109 раз

Библиографическое описание:

Гордеева, Л. С. Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания / Л. С. Гордеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7926/ (дата обращения: 21.11.2024).

А по труду — и награда...

 

На сегодняшний день каждый дошкольник нуждается в познании окружающего мира природы, хотя бы в силу его любознательности и интереса к чему то новому. Задача педагога — это создать мотивацию к поиску информации, к жажде знаний, что в дальнейшем обеспечит успешность ребенка на следующей ступени образования.

Поэтому, я считаю познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания на сегодняшний день актуально. В связи с тем, что данная тема ассоциируется с природой, я решила представить свой опыт работы на примере природного объекта — дерева. Почему дерево? Потому, что дерево — живое, доброе существо, которое символизирует своим ростом и развитием возможности человека, находящегося в гармонии с окружающим миром. Давайте, посмотрим на построение природного объекта, характеризующего мое направление работы.

Итак, если мы решили вырастить дерево или любой другой природный объект, будь то цветок, кустарник и т. д., то первым делом мы выбираем почву, от которой зависит вырастит у нас что-нибудь или нет.

Поэтому прежде, чем выбрать то или иное направление своей работы я ориентируюсь на нормативные документы, такие как Закон об образовании, ФГОС ДО и Основную общеобразовательную программу ДОУ, это и будет являться основой, почвой, фундаментом в моей педагогической практике.

Да, но выбрать почву, это только начало, дальнейшее развитие природного объекта зависит только от нас. Что обычно мы делаем после выбора фундамента? Конечно же совершаем посадку семян. В данном случае моим семенем является актуальность моего опыта работы. В поиске ответа на данный вопрос, я опять обращаюсь к нормативным документам, а именно: ФГОС ДО, в котором в познавательном развитии определено «.....ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы…, …склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет....», также обращаю внимание на интересы детей и запросы родителей — все это в целом составляет актуальность моего опыта работы.

Итак, кажется, что все уже сделано, но это совсем не так. Мало — посадить семечку, чтобы из нее что то выросло, необходимо приложить усилия.

Поэтому определив, что мой опыт является актуальным, я ставлю перед собой следующую цель — развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экологического образования

Для достижения цели, решаю следующие задачи:

1.         Обогащение условий для развития познавательной активности в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

2.         Поиск, разработка и внедрение в практику образовательной работы новых методов, обеспечивающих эффективное развитие познавательной активности детей в процессе экологического воспитания

3.         Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательной активности в процессе экологического образования детей дошкольного возраста

Именно цель и задачи способствуют появлению первых ростков семени. Вот здесь развитие может приостановится, но если продолжать прикладывать усилия, то росток преобразуется с решением задач, давайте представим.

Для начала вспомним — посадив семя, что необходимо делать? Конечно же, ухаживать. И в моем случае, я не буду упускать из вида этот момент. Как нужно ухаживать? Очень просто — создать условия. Что такое условия? Если мы говорим о природном объекте, то это окружающая среда, которая может быть естественной и специально созданной. В данном случае естественную среду ассоциирую с солнцем, а специально — созданную — полив из лейки.

В таких условиях, точно должно вырасти дерево. Но вопрос состоит в том, как мы их используем? Ведь мы можем посадить семя в темном месте, и очень редко поливать или наоборот слишком много, точно также и в педагогической практике. Поэтому я обозначила среду как экологическую и разделила ее на внутреннюю и внешнюю. Я считаю, мало использовать предназначенные нам условия внутренней среды, их необходимо постоянно обогащать, поэтому для обогащения мною созданы:

-          модели климатических зон;

-          уголок природы;

-          огород на окне;

-          центр экспериментально-исследовательской деятельности;

-          познавательные коллекции;

-          экобиблиотека;

-          дидактические игры и пособия.

Считаю, использовать и обогащать только внутреннюю среду недостаточно, поэтому использую в своей работе внешнюю среду: естественную (экскурсии, походы) и специально созданную, в обогащении которой я непосредственно принимала участие, а именно:

-          оформление сюжетной зоны на своем участке, что позволяет создать мотивацию детей к исследовательской деятельности, создавать проблемные ситуации;

-          участие в оформлении учебно-опытного участка;

-          использование возможностей теплицы и открытого грунта для выращивания растений, где можно наблюдать цикличность роста и развития овощных культур «От семени до плодов», злаковых культур, цветочных культур, лекарственные травы, ягодные цветники и т. д., учить сравнивать, проводить опыты и эксперименты. Знакомить детей с разнообразием растительного мира, не только с помощью дидактических игр, пособий, но и непосредственно через общение с природой;

-          с помощью метеостанции я совместно с детьми определяю погодные условия, силу ветра, дождя, температуру и выявляю характерные особенности погоды в любое время года.

Поэтому важно соблюдать баланс в использовании и обогащении среды, так как ее может быть как мало, так и много.

Таким образом, мы видим, что недостаточно иметь условия, а просто необходимо их обогащать, тогда росток будет стремиться вверх, образуя ствол.

Что же послужит дальнейшему росту и развитию? Конечно же формы и методы работы с детьми — это и будет развитие моего дерева, в виде ответвлений, а именно:

-          Наблюдения

-          Опытническая деятельность

-          Проектная деятельность, которая рождается в процессе простых опытов.

-          Игровая деятельность: театрализованные игры, игры-имитации и т. д.

-          Экологические акции

-          Использование ИКТ

-          НОД

Итак, мое дерево растет и развивается...

Успех моей работы, в данном случае развитие дерева, зависит и от взаимодействия с родителями, ФГОС, также подтверждает это. Ведь если в выращивании дерева или любого другого природного объекта будут принимать участие несколько человек, то оно явно не будет лишено заботы и ухода, а значит рост и развитие будет только ускоряться.

Выше мной было сказано, что росток преобразуется с решением задач, поэтому для решения задачи по повышению компетентности родителей в вопросах развития познавательной активности в процессе экологического образования детей дошкольного возраста, я использую следующие традиционные и нетрадиционные формы работы:

-          родительские собрания на тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

-          консультации, беседы «Ребенок в мире растений» и др.

-          привлечение к участию в экологических акциях (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек)

-          дни открытых дверей;

-          совместные экскурсии: на учебно-опытный участок, на экологическую тропу, в естественное природное окружение и т. д.

-          выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

-          участие родителей в подготовке и проведении экологических праздников, досугов;

-          оформление фотовыставок;

-          совместное обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

-          практикумы;

-          наглядное и устное информирование.

Именно, взаимодействие образует в моем дереве крону дерева. Я использую различные формы работы, но хотела бы отметить особенно экологические акции, в рамках которых мы совместно с родителями озеленяем территорию ДОУ, строим кормушки, оформляем сюжетные зоны. В ходе такой живой практической работы дети и родители объединяются, а значит мое дерево крепнет и продолжает развитие, не смотря на то, что это уже практически полноценное дерево. Да, я не ошиблась, сказав почти полноценное, ведь полноценным оно станет тогда, когда даст плоды.

Что же будут символизировать плоды? Конечно же, результат. Для меня самое главное, что в результате грамотно выстроенной и слаженной работы я получаю результат — плоды, не только в виде практических умений, полученных детьми, но и в виде достижений в познавательном развитии детей в процессе экологического образования.

А оценивая результат, я могу отметить сформированность активной позиции ребенка как субъекта познавательных отношений, сформированность мотивации к самостоятельной исследовательской деятельности, к поиску информации, к жажде получения знаний, что обеспечит дальнейшую успешность в жизни. Все это образует дерево с плодами. А проще говоря, по труду — и награда....

В заключении хотелось бы отметить, что любой образовательный процесс необходимо строить с основы — фундамента, в результате чего мы сможем выстроить ту или иную взаимосвязанную модель (почва — семя — росток ствол — дерево — крона — плоды), и на завершающем этапе получим результат — объект (дерево с плодами). А если грамотно осуществить построение абсолютно любого образовательного процесса, то основой и фундаментом станет сам педагог, возможностями в поиске форм и методов работы будут — руки и голова, что образует в конечном итоге также развитие дерева, а в завершении построения процесса, дерево даст свои плоды.

 

Литература:

 

1.         Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2008г.- 108с.

2.         Дыбина О. В., Анфисова С Е., Гербова В. В., Комарова Т. С. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2008г.-57 с.

3.         Ефимова Е. Опыт управления экологическим образованием в детском саду / Ефимова Е., Смирнова В.// Детский сад от А.до Я. — 2008. — № 6. — С. 23–29.

4.         Рыжова Н. А. Программа «Наш дом — природа» — М.: ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.

5.         Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево» — М.: Карапуз-Дидактика, 2006г.; Творческий центр Сфера. — 256 с.

6.         Саморукова П. Г. Методика ознакомления с природой в детском саду. — М.: Просвещение,1992г.- 163с.

7.         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8.         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

9.         ФГОС ДО, утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, мое дерево, дерево, плод, познавательная активность, процесс, развитие, экологическое воспитание, внутренняя среда, образовательный процесс.