Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. [4, c. 45]
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. У малышей желание рисовать кратковременно и неустойчиво. Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Прежде всего сама деятельность взрослого является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком взрослого и начинает ему подражать. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.
К концу третьего года жизни многие дети уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одного раза объяснения задания.
На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным.
В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет — сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае взрослый должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами.
Если в первые месяцы обучения они подражают взрослому, рисуя тот или иной предмет, то теперь взрослый дает им задание рисовать самостоятельно по замыслу, воображению.
Такая форма самостоятельной работы детей создает предпосылку для будущей творческой деятельности.
Помимо того, что сказано выше, существует еще такой вид техники рисования, который называется нетрадиционным. Нетрадиционная техника рисования — это очень увлекательный, веселый и полезный вид деятельности — рисование с помощью пальчиков и ладошки.
Как известно многим взрослым, осознанные движения пальцами рук приводят к активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи.
Рисование способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если, что-то не получается.
Соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования работают обе руки, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки.
Рисование ладошками похоже на веселую игру, но в результате у вас получатся самые настоящие шедевры.
Психологи и педиатры рекомендуют приобщать ребенка к ручной живописи не раньше двух лет. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше промакивать, растирать или печатать красками по бумаге. [3, c. 4].
Можно рисовать не только ладошками и пальчиками, но еще и крупами.
Игры с крупами и рисование не крупе — это один из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев.
Например, для совсем маленьких деток можно просто на поверхность или поднос насыпать крупу (манка, гречка, рис и т. д.) и предложить малышу просто поводить по ней пальчиком. Показать малышу, что можно провести пальчиком по крупе и получится линия, можно нарисовать на крупе кружочки.
Для первого знакомства с крупой вполне достаточно, если ребенок просто будет экспериментировать с ней.
Для деток старше двух лет можно наносить крупу на бумажную основу смазанную клеем, и тогда рисунок можно будет хранить. Рисовать можно не только крупами, но и использовать любые сыпучие компоненты.
Задачи:
– Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиком, ладошкой, на крупе, крупой.
– Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
– Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.
– Воспитывать в детях усидчивость, организованность, умение видеть грани.
– Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность.
В результате проводимой нами работы по этому направлению, мы видим, как у детей успешнее развиваются сенсорные способности, мелкая моторика пальцев и вид этой деятельности развивает эмоциональную сферу у ребенка. Дети радуются своим успехом, взаимодействию со взрослыми и со сверстниками.
Литература:
- Воспитание детей раннего возраста. Под редакцией Г. М. Ляминой. Изд. 2-е, перераб. И доп. М»., Просвещение», 1976, 239с.
- Рисуем пальчиками. Под редакцией Н. Терентьева., Автор-составитель Т.Давыдова.,2010г.
- Рисуем ладошками. Под редакцией Н. Терентьева., Автор-составитель Т.Давыдова.,2010г.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение»., Редактор В. Салахетдинова., 1977г., 253с.