Тайм-менеджмент для дошкольников
Авторы: Новоселова Ольга Анатольевна, Волкова Надежда Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.10.2017
Статья просмотрена: 1507 раз
Библиографическое описание:
Новоселова, О. А. Тайм-менеджмент для дошкольников / О. А. Новоселова, Н. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13017/ (дата обращения: 15.11.2024).
Перед каждым человеком иногда стоит вопрос: как все успевать? И тут в помощь приходит тайм-менеджмент. Что такое тайм-менеджмент? Тайм-менеджмент — управление временем.
Каждому современному человеку: студенту, домохозяйке, тем более работающей женщине и совмещающей семью и служебные обязанности тайм-менеджмент поможет быть эффективнее, больше успевать, меньше уставать, жить насыщенной и эффективной жизнью и управлять своими ресурсами, главный из которых — это время. Тайм-менеджмент — это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Это стиль жизни, позволяющий комфортно распоряжаться ценным временным ресурсом в стремительном потоке информации. Тайм-менеджмент является для многих людей стилем жизни, который позволяет им избежать постоянных стрессов. У таких людей все идет по плану, и они везде успевают. Цель тайм-менеджмента — установление определенных отношений со временем, в частности, его подчинение своим целям. В процессе осваивания тайм-менеджмента люди учатся грамотно распределять время: какому делу стоит уделить внимание, а какому не стоит.
Тайм-менеджмент не обошёл и детскую сферу жизни. Работая с дошкольниками, планировать рабочий день не сложно. Каждая минута занята. В наше время информации и скоростей умение грамотно распоряжаться своим временем ценится очень высоко. Но с наступлением лета, свободного времени становится больше. В июне, кажется, что лето длиться почти бесконечно — ведь три месяца впереди. Но не успеваешь оглянуться, а время ушло. Тут то и поможет технология тайм-менеджмент и объявит войну бесцельно проведённым дням.
Планировать свое время должны и мамы с папами, чтобы всё успевать. Этому должны учиться их дети. Первые учителя детей в искусстве управления временем — это родители. Еще в животе у мамы ребенок выработает свои биоритмы ориентируясь на биоритмы мамы. С рождения ребенок нуждается в организованном режиме сна и бодрствования, игр, кормления и отдыха. Организованная жизнь ребенка в семье, учет физиологических потребностей ребенка и пояснение ребенку его физического состояния (капризничаешь, потому что устал и т. д.) является началом осознанного отношения ко времени. Лето — самое лучшее время для начала работы в этом направлении, ведь столько всего хочется успеть! А гармоничное развитие ребенка предполагает системность и целенаправленность его формирования.
Как же охватить всё? Сначала ставим цель — сформировать у детей систему знаний о времени и навыки осознанного управления временем. Хотя была определена цель, выделяем конкретные обычные ежедневные дела, их последовательность и периодичность. Например, «кушаю», «играю в игрушки», «смотрю мультфильмы», «читаем книги», «гуляем».
Теперь, когда общий план действий стал понятен, делим все дела на два типа «обязательные, важные и нужные» — которые нужно всегда делать в определённое время — и «гибкие, хочется, люблю». Взрослым это выполнить легко «надо» и «хочется», но ребёнок это должен сделать самостоятельно. Можно использовать смайлики или знаки. Называя по одному делу из списка, ребенок, если это — обязательное дело, должен поднять руку с восклицательным знаком, если гибкое — то с улыбающимся смайликом. Теперь осталось расписать дни недели согласно «обязательным» и «гибким» делам.
Ежедневно, каждое утро, ребенок и взрослый определяют план на день. Проходит это в форме беседы, перед завтраком.
В ходе беседы обсуждаются основные мероприятия текущего дня: чтение книги, интересные игры на прогулке, досуговая и творческая деятельность. Взрослый по возможности прилагает ситуацию выбора: в какие игры бы хотелось поиграть, какие материалы для творчества использовать.
Как мы понимаем, дело «прочитать книгу» или «позаниматься подготовкой к школе» не поместится ни в одну графу. Огромная задача кажется ребенку непосильной. Поэтому он будет тянуть и откладывать ее до последнего. Взрослому следует помочь разделить большую сложную задачу на несколько небольших маленьких долек. Можно самостоятельно изготовить красивое недельное расписание вместе с ребенком вписывать, что и когда вы будите делать, определить сколько времени выделить на то или иное дело. Если малыш еще не умеет писать, пусть рисует! «Укладывание» дел в рамки графика ежедневника поможет систематизировать все желания и обязанности, быть психологически готовым к предстоящей работе.
Нельзя забывать, что между всеми занятиями ребенку необходима двигательная активность. Справиться с несложными, но неприятными делами помогут небольшие хитрости. Например, ребенку надо убрать игрушки. За это время малыш должен все убрать. Будет еще лучше, если родители включатся в эту игру на спор: кто раньше уберет машинки или конструктор. Можно использовать песочные часы, музыкальные таймеры и т. п. Если ребенку надо помыть посуду. Начинаем представлять себя археологами. В раковине лежат древние вазы, которые необходимо отмыть для музея или найти на них тайные письмена. Отдыхать и трудиться можно продуктивно, превращая все в игру.
Ставим жирные плюсики рядом с выполненными пунктами и в конце дня можно подвезти итог, обсудить что из-за планированного удалось сделать, что не удалось и почему. Если малыш капризничает и ленится что-то делать, всегда можно напомнить ему, зачем он выполняет то или иное задание, какую цель он перед собой поставил. И, конечно же, надо следить за достижением этих целей и не забывать хвалить.
Важно показать, что планирование — это интересное и важное занятие, которое экономить время, помогает больше успевать. Так же важно было показать детям, что бывают непредвиденные ситуации (например, конфликт между детьми, которому пришлось уделить много внимания и т. д.) и нужно уметь менять планы.