Формирование правил безопасного поведения у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Югова, М. Р. Формирование правил безопасного поведения у дошкольников / М. Р. Югова, Е. В. Лихаузова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6094/ (дата обращения: 16.12.2024).

Мы работаем воспитателями в реабилитационном центре с дошкольниками.

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения.

Вместе с тем старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения у дошкольников.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Дети дошкольного возраста в реабилитационных центрах отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения с взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности.

Работа по развитию навыков безопасного поведения с дошкольниками связана с особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, со стремлением расширить познавательные горизонты, с психологической особенностью детей дошкольного возраста, их защитной реакции на обстановку.

Главная цель воспитания безопасного поведения у детей — формирование навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка, умения правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля, что столь важно для детей дошкольного возраста.

Таким образом, развитие навыков безопасного поведения у дошкольников является актуальной проблемой, так как в процессе целенаправленной работы по развитию и обогащению знаний и умений о безопасном поведении происходит постепенное осознание и принятие детьми смысла безопасного поведения.

Итак, система деятельности педагога по развитию навыков безопасного поведения дошкольников должна включать в качестве составных частей следующие аспекты:

1)        формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);

2)        специальную теоретическую подготовку к безопасному поведению (овладение знаниями в области безопасности);

3)        психологическую подготовку к безопасному поведению (развитие таких качеств, как смелость, решительность, и т. д.);

4)        развитие качеств личности, необходимых для безопасного поведения (проницательность, дальновидность);

5)        воспитание нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями, в которых закреплены как требования к личности, так и нормы поведения, ставшие безусловными (добро, милосердие, толерантность, долг, ответственность).

В нашем центре мы работаем по программе «Правила безопасности в доме», получили рецензию и работаю по ней уже 5 лет.

Цель данной программы состоит в формировании навыков безопасного

поведения детей, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

1.      Формирование знаний и правил безопасного поведения.

2.      Учить детей применять эти уменения на практике.

3.      Формирование познавательной активности.

Нами разработан материал, где раскрываются принципы, условия, методы и средства ознакомление детей с основами безопасности. Материал на эту тему дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.

Существует четыре особенности обучения детей:

1)        обучение словом — это главное звено между ребенком и ознакомление с основами безопасности. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы);

2)        непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты);

3)        обучение дошкольников должно затрагивать эмоции ребёнка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний (изобразительная и конструктивная деятельность);

4)        обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Методы ознакомления детей с основами безопасности.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: что плохо и что хорошо.

Метод моделирования ситуаций. Что произойдет, если…

Метод повторения. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Только в игре дети усваивают новые знания и умения.

Для диагностики результатов были поставлены следующие задачи:

1)     выявить уровень знаний и умений детей в области занятий по основам безопасности жизнедеятельности;

2)     выяснить, умеют ли дети самостоятельно принимать решения и находить выходы из сложных ситуаций.

Для этого мы провели сопоставительные беседы-занятия, в ходе которых выявила знания детей и наличие у них навыков безопасного поведения и приобщения к здоровому образу жизни. Во время беседы мы отметили для себя, что почти все дети могут свободно общаться по телефону, знают номера специальных служб. Дети усвоили главное правило выживания — без паники. Они спокойно реагируют на тренировочные занятия по отработке действий при экстренной эвакуации. Могут назвать причины пожара и рассказать об опасностях, которые могут подстерегать их дома, особенно когда они находятся дома одни. Подводя итог, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и выживания.

Литература:

1.         Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. — С.П., 2002.

2.         Алексеева Т. А. Основы безопасности жизнедеятельности / Т. А. Алексеева. — М., 2000.

3.         Анастасова, Л.П., Иванова, И.В., Ижевский, П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности / Л. П. Анастасова, И. В. Иванова, П. В. Ижевский– М.,1996.

4.         Андреев, А. С. Безопасность жизнедеятельности / А. С. Андреева. — М., 2004.

5.         Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников /Л. В. Артемова.– М., 1992.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, ребенок, дошкольный возраст, основа безопасности, развитие навыков, безопасное поведение дошкольников, познавательная активность, психическое развитие, старший дошкольный возраст, формирование навыков.