Танцевальная программа для заикающихся детей
Авторы: Кузьмина Татьяна Викторовна, Хачатрян Хачатур Оганесович
Рубрика: Медицинские и педагогические инновации
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.
Дата публикации: 14.09.2015
Статья просмотрена: 572 раза
Библиографическое описание:
Кузьмина, Т. В. Танцевальная программа для заикающихся детей / Т. В. Кузьмина, Х. О. Хачатрян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/278/ (дата обращения: 22.11.2024).
)
Проблема заикания одна из самых древних в истории изучения расстройств речи. На протяжении веков заикание пытались излечить всеми возможными средствами. Трудности решения проблемы заикания связаны с многочисленными причинами, обусловливающими его возникновение. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических, физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций. Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности /И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970/, которые показывают, что у заикающихся во время речи доминантное /левое/ полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. У заикающихся при восприятии и подготовки к произнесению слова нарушено межполушарное взаимодействие. Передние отделы мозга при этом относительно гипервозбуждаются, а задние отделы — относительно ингибируются по сравнению с нормой /А. А. Кисельников/ Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского. Учение о заикании — междисциплинарная область, в развитии которой принимают участие логопеды, неврологи, психологи, нейрофизиологи, психолингвисты. Поэтому необходим комплексный подход в преодолении заикания.
Речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой. Общая моторика и речь имеют разнообразные отношения. Заикание оказывает влияние на формирование моторных функций, но возможно, недоразвитие двигательной сферы ребенка еще до появления заикания, способствует возникновению дефекта. С появлением заикания несформированность моторики проявляется резче и часто усугубляется. В большинстве случаев у заикающихся дошкольников двигательные расстройства выражаются в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, повышенного тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, некоординированности. Корригируя моторные нарушения, мы создаем положительный импульс в преодолении речевого расстройства. Таким образом, физическое воспитание для заикающихся детей является неотъемлемой частью комплексной коррекционной работы.
Одним из самых интересных направлений, сочетающим в себе физическое и эстетическое развитие ребенка, являются танцы. Бальный танец, являясь сложной синтетической деятельностью, оказывает влияние на развитие различных сторон психики ребёнка. Занятия танцами благотворно влияют на разнообразные психические процессы; соединение физических упражнений и эстетического творчества позитивно отражается на формировании разносторонней личности ребёнка. Выдающиеся ученые И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский в своих трудах указывают о важном значении мышечной деятельности для улучшения здоровья, в первую очередь, психического и моторного развития. Увеличение двигательной активности стимулирующее воздействует на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы детей. Еще в Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Дальпрозом. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем мышечного чувства», что в свою очередь способствует «более живой и успешной работе мозга, а сам процесс занятий с детьми должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
Специально адаптированные основные движения бальных танцев, с учетом распределения физической нагрузки для данной категории детей, помогут нормализовать мышечный тонус, координацию, развить музыкальный слух и чувство ритма. Особую важность для заикающихся приобретают движения, выполняемые во время танца, которые помогают укрепить межполушарные связи и усилить их взаимодействие. Танцы раскрепощают, закрепляют положительные эмоции, создают непринужденную обстановку для общения, что так необходимо заикающимся детям. Особенно в подростковом возрасте ребенку не хватает уверенности в себе, глубже переживается свой дефект, возникает чувство неполноценности. Подростки концентрируют внимание на речевых неудачах, стараются меньше общаться, и для них характерна фиксированность на болезни, что мешает ее преодолеть. Танцы помогут почувствовать себя уверенней.
Предлагается начальная программа для детей 5–6 лет (А), длительностью 30 минут, количеством занятий 1–2 раза в неделю. В программе используются элементы бальных танцев: медленный вальс, самба; элементы современных танцев. Количество исполняемых упражнений 4–5 раз. Упражнения выполняются под музыку. И предлагается вводная программа для детей 9–12 лет (В), длительностью 30 минут, количеством занятий 1–2 раза в неделю. Используются элементы бальных танцев: медленный вальс, самба; а также танцев — диско, ча-ча-ча, твист. Количество исполняемых упражнений 5–6 раз. Упражнения выполняются под музыку.
А
1 Разминка (5–7 минут)
2 Медленный вальс
1) Поднимаемся на носочки на счет 1–2-3 (руки на поясе).
2) Плавно опускаемся на счет 1–2-3.
3 Самба
1) Маршируем на месте по 4 счета (руки на поясе) сначала с левой ноги, затем с правой ноги.
2) Приседаем на 4 счета (т. е. по 4 раза) — легкий баунс (пружинка).
3) Шаг с приставкой вперед с левой ноги, приседаем на 4 счета (баунс); назад правой ногой, приседаем на 4 счета (баунс).
4 Упражнение на расслабление — наклон туловища вперед, взмахи руками вперед-назад; в стороны.
«Стряхиваем» кисти рук.
5 Игра-импровизация «Зеркало»
Педагог выполняет роль «зеркала» и выполняет движения, которые копируют ученики. Например, сначала руки на поясе, далее левая рука на плечо — правая остается на поясе, затем меняем положение рук; правая рука вперед — левая рука вверх или правая рука вверх — левая рука опущена вниз и т. д. Движения могут быть разнообразные, меняться на каждом занятии, также можно изменять ритм выполнения движений. Но начинать импровизацию надо медленно, чтобы каждый ребенок смог выполнить упражнение. Такие упражнения способствуют формированию координированности и переключаемости движений и положительно влияют на укрепление межполушарных взаимодействий.
6 Вару-вару
1) И.п.(исходное положение) — ноги вместе, руки на поясе; шаг-приставка в сторону на счет 1,2 с правой ноги, на счет 3 правая нога на носок. Возвращаемся в и. п.
2) И.п. — ноги вместе, руки на поясе; шаг-приставка в сторону на счет 1,2 с левой ноги, левая нога на носок.
В дальнейшем одновременно с постановкой ноги на носок добавляется хлопок в ладоши.
Заканчиваем занятие выполнением упражнениями на расслабление:
1) И.п. — ноги на ширине плеч; руки медленно поднимаем вверх, опускаем.
2) И.п. — ноги на ширине плеч; руки поднимаем вверх, одновременно поднимаясь на носки; опускаясь, руки опускаем вниз.
По мере овладения движениями, программа усложняется, добавляются новые танцевальные компоненты; на уроке чередуются танцы самба и танец ча-ча-ча.
Ча-ча-ча
1) Маршируем на месте по 5 счетов (руки на поясе) сначала с левой ноги, затем с правой ноги.
2) И.п. — ноги вместе, руки на поясе; шаг-приставка в сторону на счет 1,2 с правой ноги, на счет 3 шаг в сторону и на счет 4–5 маршируем на месте.
В
1 Разминка (5–7 минут)
2 Диско
1) Руки на поясе — шаг с приставкой вправо — шаг — точка (нога ставится на носок). Возвращаемся в и. п.
2) Руки на поясе — шаг с приставкой влево — шаг — точка. Возвращаемся в и. п.
3) 2 шага с приставкой вправо; хлопок в ладоши.
4) 2 шага с приставкой влево; хлопок в ладоши.
8 счетов
3 Самба
4 Упражнение на расслабление — наклон туловища вперед, взмахи руками вперед-назад; в стороны.
«Стряхиваем» кисти рук.
5 Игра-импровизация «Зеркало»
6 Медленный вальс
7 Твист
1) Ставим левую ногу на носок и производим движения (вращательные) влево-вправо. Аналогично делаем движение правой ногой.
2) Приподнимаемся одновременно на обеих ногах и производим вращательные движения (туловище слегка наклонено вперед).
Заканчиваем занятие выполнением упражнениями на расслабление:
1) И.п. — ноги на ширине плеч; руки медленно поднимаем вверх, опускаем.
2) И.п. — ноги на ширине плеч; руки поднимаем вверх, одновременно поднимаясь на носки; опускаясь, руки опускаем вниз.
По мере овладения движениями, программа усложняется, добавляются новые танцевальные компоненты.
Музыка и танец — универсальное средство для преодоления барьеров между людьми. Но главное, танцы помогут снять психо-эмоциональное напряжение, раскрыть творческую сторону ребенка. Данная программа также может быть использована для детей с задержкой психического развития.
Литература:
- Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников — 1983.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика — 1985./Под ред. Волковой Л. С. Логопедия — 1989.
- Зееман М. Заикающиеся дети — 1962.
- Кён Р. Заикание — 1878.
- Кисельников А. А. Автореферат диссертации по теме Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания» — 2006.
- Мищенко В., Тимошенко О. Спортивные бальные танцы для начинающих — 2007.
- Мур А. Бальные танцы — 2004.
- Статья о бальных танцах с детьми. Танцевальный клуб «Мартэ».
- Статья «Влияние занятий бальными танцами на физическое и психическое состояние ребенка. Клуб Бального танца «Созвездие» г.Запорожье
- Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов — 1974.