Коррупция является одной из основных проблем, которая охватывает все сферы жизни. Она оказывает негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны, нарушает законы и порядок, а также создает несправедливые условия для граждан. Особенно это касается государственной гражданской службы, которая должна быть чистой от коррупции.
Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы — это актуальная тема для обсуждения. В статье мы рассмотрим меры по борьбе с коррупцией в этой сфере деятельности, а также проанализируем причины возникновения этого явления. Многие страны уже принимают эффективные меры по борьбе с коррупцией, но каждая из них имеет свои особенности и способы борьбы. Поэтому важно понимать, какие методы будут наиболее эффективными для конкретной страны или региона.
Понятие коррупции
Коррупция является одной из наиболее серьезных проблем, которая затрагивает различные сферы деятельности и уровни власти. В частности, коррупция уже давно стала неотъемлемой частью системы государственной гражданской службы.
В соответствии с ч. 1 ст. Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, коррупция — это:
a) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
b) совершение деяний, указанных в подпункте «а» данного пункта, от имени или в интересах юридического лица [9].
Под коррупцией понимается незаконное использование должностных полномочий для личных интересов, а также получение материальной выгоды за оказание услуг или решение определенных вопросов. Коррупция может проявляться как в форме открытого взяточничества и подкупа, так и скрытного использования своих должностных возможностей [16, c. 86].
Вместе с тем, коррупция может иметь различные последствия для государства и общества. Она приводит к ухудшению качества предоставляемых услуг, несправедливому распределению ресурсов и финансовых потоков, а также к усилению социального неравенства и международной изоляции страны от остальных участников международных правоотношений ввиду повышенной коррумпированности отдельных должностных лиц.
Противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений работы правительства и органов государственной власти. Для этого могут применяться различные меры, такие как ужесточение законодательства, повышение ответственности должностных лиц за коррупционные деяния, создание специализированных органов контроля и т. д.
Вместе с тем, эффективная борьба с коррупцией возможна только при активном участии общества и граждан. Важным шагом на этом пути является формирование антикоррупционной культуры и осознания каждым человеком своей роли в противодействии коррупции.
Таким образом, понимание понятия коррупции является необходимой предпосылкой для эффективной борьбы с этим явлением в системе государственной гражданской службы. Ответственность за противодействие коррупции лежит на всех — от должностных лиц до общества в целом.
Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы.
Коррупция является серьезной угрозой для системы государственной гражданской службы. Она может привести к снижению доверия общества к государственным органам, нарушению законности и недобросовестному исполнению должностных обязанностей. Поэтому противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы имеет особую важность.
Основными мерами по борьбе с коррупцией являются: создание эффективной правовой базы, формирование антикоррупционной культуры, проведение проверок и контроль за деятельностью должностных лиц [17, c. 128].
Создание эффективной правовой базы — это необходимый шаг для борьбы с коррупцией. В РФ был принят ряд законов, направленных на предотвращение коррупции в системе государственной гражданской службы. Например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» содержит положения, обязывающие должностных лиц действовать исключительно в интересах государства. Также был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», который ужесточает ответственность за коррупционные действия.
Формирование антикоррупционной культуры — это важный шаг для борьбы с коррупцией. Для этого необходимо проводить обучающие мероприятия, направленные на формирование правил неприемлемости коррупции и популяризацию этих правил в обществе. Также необходимо осуществлять контроль за поведением должностных лиц и стимулировать честное выполнение ими своих обязанностей.
Проверки и контроль за деятельностью должностных лиц являются неотъемлемой частью борьбы с коррупцией. Это могут быть проверки со стороны руководителей организации, а также со стороны специализированных органов, занимающихся борьбой с коррупцией.
Противодействие коррупции в системе администрации муниципалитета
Противодействие коррупции является важным элементом работы государственных органов, в том числе администраций муниципалитетов.
В рамках борьбы с коррупцией необходимо создание системы контроля за деятельностью чиновников и усиление ответственности за нарушения закона. В первую очередь, это означает необходимость разработки эффективного механизма проверок по фактам коррупции, которые должны проводиться как внутри самой администрации, так и со стороны независимых органов.
Среди основных направлений борьбы с коррупцией в системе администрации муниципалитета можно выделить следующие:
- Развитие открытости и прозрачности — это позволит уменьшить возможности для скрытого получения дохода или других преимуществ со стороны чиновников. В рамках этого направления можно внедрять системы электронного голосования, публиковать отчеты об использовании бюджетных средств и другие меры.
- Обучение персонала — для улучшения работы службы необходимо обеспечить регулярное профессиональное развитие и обучение персонала по вопросам коррупции и этики.
- Создание независимых органов контроля — это может быть аудиторский комитет, надзорная комиссия или другой орган, который будет осуществлять контроль за действиями чиновников и выявление случаев нарушений закона.
- Усиление ответственности — необходимо разработать механизмы наказания за нарушения законодательства в сфере коррупции.
Предложения по улучшению мер противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы
В настоящее время противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы является одной из приоритетных задач для правительства и общества в целом. Несмотря на принятые меры, проблема остается актуальной. Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией в системе государственной гражданской службы, необходимо предложить дополнительные меры.
Первое предложение — создание независимых антикоррупционных комиссий для каждого уровня государственной службы. Эти комиссии будут заниматься проверкой информации о возможных случаях коррупции и принимать соответствующие меры по выявленным фактам.
Второе предложение — ужесточение ответственности за коррупционные действия. В частности, необходимо повысить штрафные санкции и сроки лишения свободы за коррупционные преступления. Также следует продолжать работу по конфискации имущества, полученного незаконным путем.
Третье предложение — проведение регулярных проверок на всех уровнях государственной службы. Проверки должны проводиться не только в отношении должностных лиц, но и всех сотрудников государственных органов.
Четвертое предложение — повышение прозрачности работы государственных органов. Необходимо обеспечивать доступность информации о деятельности государственных учреждений, в том числе о расходах и закупках.
Пятое предложение — усиление контроля за доходами и имуществом государственных служащих. Необходимо создать эффективную систему мониторинга доходов и имущества должностных лиц, а также строго контролировать их финансовую деятельность, в том числе не только круг близких родственников, но и включить в отчетность данные о имущественном положении родителей, совершеннолетних детей, братьев и сестер.
Шестое предложение — привлечение общественности к борьбе с коррупцией. Общественные наблюдатели будут помогать выявлять факты коррупции, а также следить за тем, чтобы соответствующие меры были приняты по каждому случаю.
В целом, эти предложения могут значительно усилить борьбу с коррупцией в системе государственной гражданской службы. Они направлены на улучшение контроля и прозрачности работы государственных органов, повышение ответственности за коррупционные действия и активное вовлечение общественности в борьбу с этим негативным явлением. Кроме того, такие меры могут стимулировать развитие профессиональной этики и нравственности в государственной службе, а также привести к улучшению качества государственных услуг и повышению доверия граждан к власти.
Однако, для того чтобы эти предложения были эффективными, необходимо не только их принятие, но и последующая строгая реализация и контроль за их выполнением.
Заключение
В заключение можно отметить, что борьба с коррупцией в системе государственной гражданской службы — это постоянный процесс. Необходимо постоянно работать над улучшением правовой базы, формированием антикоррупционной культуры и усилением контроля за деятельностью должностных лиц. Только так можно достичь положительных результатов в борьбе с коррупцией.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL:http://www.consultant.ru
- Межамериканская конвенция против коррупции от 29 марта 1996 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://docs.cntd.ru
- Конвенция Совета Европейского Союза от 26 мая 1997 г., принятая на основании Статьи К.3(2)(с) Договора о Европейском Союзе, о борьбе с коррупцией, к которой причастны служащие Европейских сообществ или служащие государств-членов Европейского Союза // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://docs.cntd.ru
- Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21 ноября 1997 года // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://docs.cntd.ru
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://docs.cntd.ru
- Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://docs.cntd.ru
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://docs.cntd.ru
- О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://docs.cntd.ru
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://www.consultant.ru
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://docs.cntd.ru
- Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17 июля 2009 № 172-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://docs.cntd.ru
- О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://docs.cntd.ru
- О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации: [сайт]– URL: http://docs.cntd.ru
- Антикоррупционный словарь // Transparency International Россия: [сайт]. — URL: https:// www.transparency.org
- Аслаханов А. А. Особенности российской коррупции // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей/ А. А. Аслаханов. — Москва: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2018. — 186 с.
- Куракин А. В. Государственная служба и коррупция /А. В. Куракин; под ред. М. В. Костенникова. — Москва: NOTA BENE, 2019. — 638 с.
- Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность/ С. В. Максимов. — 2-е изд. — Москва: ЮрИнфоР, 2018. — 512 с.
- Римский В. Л. Коррупция во взаимоотношениях граждан и власти: социальная основа и формы проявления /В. Л. Римский. Политический анализ: Доклады Центра эмпирических исследований СПбГУ. Вып. 8 /Под ред. Г. П. Артемова. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета. 2017. — 254 с.
- Сатаров Г. Как измерять и контролировать коррупцию // Вопросы экономики. 2017. — № 1. — С. 8–10.