Данная статья посвящена одной из наиболее важных проблем современного общества в России — коррупции в органах государственной власти. В ней рассматриваются коррупционные поведения государственных гражданских служащих. Особое внимание уделяется изучению целей и методов противодействия коррупции, причин коррупционного поведения и правовая природа ответственности за коррупционные правонарушения государственных гражданских служащих.
Ключевые слова: гражданская служба, гражданский служащий, дисциплинарная ответственность, коррупционные правонарушения, коррупционный поведение.
Одной из наиболее важных проблем современной России является коррупция. Для России чрезвычайно острой является проблема коррупции в системе государственной службы, как и для большинства других государств.
Главенствующее место в иерархии российских рынков коррупционных услуг практически монопольно занимает исполнительная власть. С точки зрения экспертов именно на ее долю приходится 98,9 % общего объема рынка коррупционных услуг, на долю судебной власти приходится 0,8 %. Доля коррупционных услуг, которые приходятся на законодательную власть, составляет 0,1 %. Наибольший коррупционный доход приносят монопольные функции исполнительной власти: в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности — 34,6 %, лицензирования — 34,2 %, налогового администрирования — 22 % [12].
Вопрос коррупции существует с древних времен и по настоящее время, и является актуальным для изучения многими сферами науки, так как имеет различные стороны — юридические, политические, экономические, психологические, социальные и даже религиозные. Коррумпированность не только тормозит развитие экономики и гражданского общества, но и несет угрозу национальной безопасности страны. Указом Президента Российской Федерации [13], коррупция названа среди основных угроз государственной и общественной безопасности.
В каждом послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации обращается внимание на проблемы коррупции, при этом подчеркивается, что «борьба с коррупцией не должна быть шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности».
Ученые имеют отличное друг от друга мнение в исследовании коррупции. В начале прошлого века А. Я. Эстрин дал следующее определение коррупции — «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще» [10].
В. А. Шабалин подчеркивает, что коррупция — «девиантное политическое поведение, выражающееся в нелегитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения» [9].
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) [4] дано легальное определение коррупции: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
К наиболее часто встречающимся нарушениям на государственной службе можно отнести: получение вознаграждения от физических или юридических лиц, непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, незаконное участие в управлении коммерческими организациями, осуществление предпринимательской деятельности государственными служащими.
Коррупционное правонарушение — это отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность. При этом необходимо разделять четкую грань, прежде всего по степени тяжести последствий между коррупционным дисциплинарным проступком, коррупционным административным правонарушением и коррупционным преступлением.
Дисциплинарная ответственность является именно тем видом юридической ответственности, меры которой чаще всего на практике применяются к государственным служащим [5].
Особое основание дисциплинарной ответственности — несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (коррупционное правонарушение) — для государственных служащих было введено Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», однако практика применения определяется далеко неоднозначно. При этом количество случаев привлечения к ответственности весьма велико (по официальным данным, за 9 месяцев 2017 года к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 1 362 федеральных государственных служащих, в территориальных органах к дисциплинарной ответственности — 1 274 человека [11].
Для искоренения коррупции требуется приложить немало уcилий и затрат. Одной из действенных мер противодействия коррупции является развитие и упрочение в обществе нравственных начал и устойчивых нравственных принципов. Для предотвращения проблемы представляется возможным выделить несколько способов борьбы с коррупцией. Во-первых, важную роль в противодействии коррупции играют предупреждение и профилактика правонарушений (преступлений) коррупционной направленности. Основными направлениями профилактики правонарушений являются: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений; противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения и др. Во-вторых, необходимо более качественно проверять информацию о доходах государственных чиновников, так как случаи сокрытия своего имущества или счетов в банках все еще встречаются. В-третьих, одним из перспективных направлений противодействия коррупции является внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти такого явления как ротация государственных гражданских служащих. Положительные стороны механизма ротации отмечаются многими представителями юридической науки и практики. В первую очередь к преимуществам причисляют то, что гражданские служащие не задерживаются длительное время на одном и том же месте, в результате чего не обзаводятся коррупционными связями и при этом не теряют заинтересованности в государственной службе [6; 7; 8].
Исходя из вышеупомянутых способов борьбы с коррупцией, следует отметить, что противодействие коррупции — задача слишком сложная. В связи с этим немаловажную роль в устранении данной проблемы играет само общество. И решение этой проблемы должно носить системный характер, должна быть выстроена целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо постоянно совершенствовать и обновлять.
Проблемы предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления требуют единого подхода. Уровень развития коррупции, степень ее общественной опасности, а также разнообразные формы ее проявления требуют адекватных мер реагирования всех государственных институтов и структур. Кроме того, как уже неоднократно отмечалось, борьба с коррупцией может дать определенные позитивные результаты только при участии в соответствующих антикоррупционных мероприятиях большинства институтов гражданского общества России.
Литература:
- О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Рос. газ. 2008. 30 дек.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федер. закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ (ред. от 03.07.2016) //Парламентская газета, N 51, 25.11.2011.
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683// «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
- СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
- Власенко Н. А., Грачева С. А., Рафалюк Е. Е. Правовые основы противодействия коррупции: Учебное пособие Отв. ред. Н. А. Власенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации // ООО «ПОЛИГРАФ-ПЛЮС», 2013. С. 123.
- Евдокимов В. Б., Тухватуллин Т. А. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики // Юридический мир. 2015. N 3. С. 14–20.
- Ковтков Д. И. Ротация гражданских служащих // Законодательство и экономика. 2016. N 9. С. 16–24.
- Ломакина Л. А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции // Журнал российского права. 2013. N 4. С. 43–50.
- Шабалин В. А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. N 4. С. 44.
- Эстрин А. Я. Взяточничество // Труды кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете. СПб., 1913. С. 143.
- Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/labour/public-service/234 (дата обращения: 04.12.2018).
- Диагностика российской коррупции: Социологический анализ. Исследование Фонда ИНДЕМ
- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.