Молодой специалист — работодатель: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Преснякова, Л. Ю. Молодой специалист — работодатель: проблемы и перспективы / Л. Ю. Преснякова, И. В. Куликовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41.1 (488.1). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106602/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье выявляются проблемные аспекты начала трудовой деятельности молодых специалистов по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и рассматриваются области сотрудничества по повышению профессиональной компетентности студентов и выпускников.

Ключевые слова: молодой специалист, профессиональные компетенции.

В условиях обновления системы дополнительного образования ведущее место занимают вопросы разработки и реализации нормативных, правовых, научно-методических и иных документов, направленных на эффективное решение задач обучения и воспитания [1]. Данное обстоятельство к современному педагогу предъявляет новые требования в области нормативной деятельности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 22.09.2021 № 652н) (далее Профстандарт) определяют, какие профессиональные компетенции нужно развивать современному педагогу.

Качество педагогических кадров — один из важнейших компонентов системы дополнительного образования, потому что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена образовательная система. Требования к личности, профессиональной компетентности и компетенциям педагогических работников отражены в Профстандарте, где детально прописаны общие сведения о педагогической деятельности в дополнительном образовании детей, обозначены знания и умения, которыми должны обладать педагогические работники, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы по должностям, в том числе по должности «педагог дополнительного образования» [1].

На различных этапах профессионального развития требуются различные знания и компетенции для принятия правильного решения и ответа на поставленный вопрос [3].

С позиции работодателя стоит отметить следующие привлекательные профессиональные навыки выпускников:

— владение содержанием предметных дисциплин;

— владение информационными технологиями;

— планирование, организация и проведение мероприятий;

— учет интересов учащихся при проведении досуговых мероприятий.

Однако этого багажа профессиональных компетенций явно недостаточно для осуществления всего спектра трудовых функций педагога дополнительного образования. Мы выделили Трудовые функции Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования» [2] в исполнении которых молодые специалисты испытывают затруднения (Таблица 1).

Таблица 1

Трудности в исполнении трудовых функций «Педагог дополнительного образования» молодыми специалистами

Трудовые функции

Затруднения в исполнении

3.1.1 Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

— Набор детей на обучение по программе, комплектование групп.

— написание рекламного проспекта,

— анонсирование программы перед детьми и родителями

— Организация, в том числе стимулирование и мотивация, деятельности и общения учащихся на учебных занятиях

— использование на занятиях педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности, в том числе ТСО (электронная доска, проектор); не умение применить педагогические технологии на практике;

— пишут «идеальный» план занятия, любое отклонение от плана (в том числе реакция и поведение детей) приводит в «ступор». Испытывают трудность при заполнении технологической карты занятия.

3.2.1. Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы

— Контроль соблюдения учащимися требований охраны труда, анализ и устранение (минимизация) возможных рисков для жизни и здоровья учащихся

— Недостаточная оценка условий возникновения рисков, недостаточная степень реагирования на острую ситуацию, считают ребенка «маленьким взрослым» («он должен…».)

3.1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания

— Планирование взаимодействия с родителями учащихся

— Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями учащихся

— Организация совместной деятельности детей и взрослых, при проведении занятий и досуговых мероприятий

— Трудности в установлении коммуникации с родителями, разъяснении приоритетности задач, отстаивании педагогической целесообразности воспитательных аспектов

3.1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

— Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации)

— Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий

— Незнание актуальной нормативно-правовой базы, нет навыка проектирования и конструирования дополнительной общеразвивающей программы. Структурные части программы по макету заполняют эклектично (без взаимосвязей цели и задач, задач и планируемых результатов, материалов промежуточной аттестации с содержанием).

Ничто не заменит практического опыта и здоровых амбиций молодых специалистов. На наш взгляд, для успешного построения карьеры практическое освоение профессии лучше начинать еще во время обучения, хотя бы на последних курсах. Самое главное для молодого специалиста — возможность получить хороший опыт и убедиться в правильности выбора профессии. Мы видим следующие возможности по повышению профессиональной компетентности студентов и выпускников:

— совместная реализация научных и общественных проектов на уровне учреждения (НПК, социальные проекты);

— соучастие в деятельности учреждения дополнительного образования студентов и выпускников (волонтерская деятельность в объединениях с детьми с особыми образовательными потребностями — ОВЗ, инвалиды, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; участие в подготовке и проведении массовых мероприятий — новогодние представления, отчетные концерты, этапы городских конкурсов; выполнение различных заданий и разработка проектов, связанных с маркетинговой деятельностью, информационными технологиями (разработка флаеров и рекламных проспектов для новых объединений, афиш мероприятий и конкурсов);

— посещение семинаров, конференций, конкурсов профессионального мастерства учреждения (конкурсы профессионального мастерства — «Сердце отдаю детям», «Методическая копилка»; стажировочная площадка для начинающих педагогов дополнительного образования «Алгоритмы разработки нормативной базы деятельности педагога дополнительного образования в условиях ПФДО», семинар-практикум «Решение педагогических ситуаций», командные игры «Вместе мы сила!», участие студентов в подготовке педагогами дополнительного образования мастер-классов и методических интенсивов в целях распространения своего педагогического опыта);

— сотрудничество по вопросам организации и прохождения практики студентов и дальнейшего трудоустройства.

Как показывает практика, правильное планирование, четкое целеполагание при высокой мотивации и активное включение в деятельность позволит будущему молодому специалисту реализовать себя на профессиональном поприще и достичь успеха.

Литература:

  1. Буйлова Л. Н. «Нормативное правовое обеспечение реализации дополнительного образования детей» / коллектив авторов Методический сборник для руководителей и педагогов субъектов Российской Федерации в целях реализации и продвижения мероприятия федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» — Создание новых мест дополнительного образования детей — Санкт-Петербург: Счастливый билет, 2021. — 192 с.
  2. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 22.09.2021 № 652-н) // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения 27.08.23)
  3. Стрелкова И. Б. Управление профессиональной карьерой: возможности и перспективы для молодых специалистов / И. Б. Стрелкова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.kaus-group.ru/knowledge/300-articles/category/career/material/786/ (дата обращения 27.08.23)
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительная общеобразовательная программа, дополнительное образование детей, молодой специалист, Педагог, профессиональная компетентность студентов, Профессиональный стандарт, родитель учащихся, Российская Федерация, современный педагог.


Похожие статьи

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации. Автор раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, анализирует предпочтит...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций педагога ДО, работающего в сфере НОО

В статье раскрываются проблемы формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования, работающего с младшими школьниками. Автор рассматривает взаимосвязь дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также их разли...

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели методической помо...

Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей

В статье описываются актуальные проблемы подготовки молодых специалистов под запрос работодателя. Какие задачи стоят перед образовательным учреждением для повышения качества подготовки выпускников, которые в дальнейшем будут удовлетворять потребности...

Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития

Статья посвящена актуальной проблеме — повышению уровня квалификации пе-дагогов работающих в современных дошкольных образовательных учреждениях. Автор выделил эффективные формы работы с педагогами в режиме развития.

Похожие статьи

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации. Автор раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, анализирует предпочтит...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций педагога ДО, работающего в сфере НОО

В статье раскрываются проблемы формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования, работающего с младшими школьниками. Автор рассматривает взаимосвязь дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также их разли...

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели методической помо...

Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей

В статье описываются актуальные проблемы подготовки молодых специалистов под запрос работодателя. Какие задачи стоят перед образовательным учреждением для повышения качества подготовки выпускников, которые в дальнейшем будут удовлетворять потребности...

Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития

Статья посвящена актуальной проблеме — повышению уровня квалификации пе-дагогов работающих в современных дошкольных образовательных учреждениях. Автор выделил эффективные формы работы с педагогами в режиме развития.

Задать вопрос